.: События недели 3
Новая игра вселенной Grand Theft Auto проходит в 80-х годах прошлого столетия. \"Порочный\" город напоминает Майами и превышает площадь Либерти Сити в два раза, при том, что в большинство высотных зданий теперь можно зайти. Соответствующие миссии в небоскрёбах прилагаются.
В Vice City ездят, плавают и летают около 120 автомобилей, мотоциклов, катеров и вертолётов. Выбор оружия расширился до сорока видов (вместо 15, которых, вроде, хватало), появились даже мачете и бензопила! Итог: новая потрясающая игра с потрясающими возможностями.
К станку, брателла!

Хакер сдан на попечение родителей

Известный хакер Адриан Ламо (Adrian Lamo), сдавшийся властям США на прошлой неделе, выпущен под залог в $250 тыс. Суд обязал хакера жить в доме родителей в Калифорнии и наложил строгие ограничения на веб-серфинг: ему дозволено лишь пользоваться электронной почтой, искать работу с помощью интернета и использовать Сеть в учебных целях. При этом вся веб-активность Ламо, видимо, будет отслеживаться.

22-летний хакер прославился два года назад в результате взлома корпоративных сетей ряда известных компаний. По его словам, главной целью совершенных взломов была демонстрация «дыр», которые он сам же впоследствии брался «латать». В числе пострадавших от действий Ламо - Microsoft, Cingular, Yahoo и The New York Times. Осенью 2001 года Ламо в течение трех недель «редактировал» новости Yahoo!, внося в них небольшие изменения, которые не меняли общего смысла новостей.

Главным пунктом обвинения значится взлом сервера газеты The New York Times, совершенный 26 февраля 2002 года. Хакер забрался во внутреннюю сеть компании и получил доступ к базе данных, содержащей личную информацию сотрудников газеты, в том числе номера их домашних телефонов и данные карточек социального страхования. Ущерба корпоративной сети The New York Times Ламо не нанес, однако он использовал логины и пароли редакции для доступа к электронной информационной службе LexisNexis, в базе которой хакер искал упоминания своего имени в прессе и описания совершенных им взломов. Всего LexisNexis зафиксировала более 3 тыс. обращений к своей базе данных и выставила газете счет на $300 тыс.

Погубило хакера тщеславие - Ламо опубликовал на сайте SecurityFocus.com рассказ о том, что именно он проник на сервер The New York Times и подробно описал технику взлома. Так на него вышли агенты ФБР. Среди прочих доказательств виновности хакера – его многочисленные интервью онлайновым и печатным изданиям, в которых он рассказывает о взломе сайтов разных компаний.

Если вина хакера будет доказана, ему грозит до 15 лет тюремного заключения и штраф в размере $500 тыс.



Без рядового клиента банкам не выжить

Представители сообщества разработчиков банковского программного обеспечения собрались в девятый раз для обсуждения новых продуктов и нововведений в банковском бизнесе и законодательстве. Закончившийся сегодня IX форум разработчиков интегрированных банковских систем стал самым большим по количеству зарегистрированных участников и одним из самых неинтересных в содержательной части. Несмотря на необходимость введения МСФО и бурный рост розничного банковского бизнеса, многие участники в приватных беседах называли форум скучноватым и требующим смены концепции.

Традиционные обсуждения новинок ПО уже не устраивают как банкиров, так и разработчиков. На единственном профильном мероприятии года, объединяющем банкиров и разработчиков ПО, необходимы новые идеи в ведении бизнеса, рассказы о бизнес-процессах, новые бизнес-модели и наступательные инициативы. «Если в прошлых форумах участвовали и Парамонова, и Игнатьев, и другие первые лица банковского бизнеса, то сегодня не видно ни одного «топа»», - заявил в беседе с CNews.ru один из постоянных участников форума. Однако, несмотря на это, на форуме было зарегистрировано около 950 участников и более 40 фирм, около 30 их них организовали собственную экспозицию на стендах.

Доклады и личные беседы с участниками и экспонентами позволяют сделать выводы об основных тенденциях, которые превалируют в развитии банковского ПО. Выступая на открытии форума, глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян выступил за скорейшее создание единого реестра программно-аппаратных средств, которые могли бы применяться в банковском секторе с гарантированным результатом и уровнем защиты. «Он должен быть сформирован самим банковским сообществом, и особенно это актуально в процессе перехода на международные стандарты финансовой отчетности», - заявил Гарегин Тосунян. По его словам, 90% головных офисов банков тратят в настоящее время на информационные технологии до 20% от общих расходов. Значимость информационных технологий в банковском бизнесе подчеркивается и тем, что в 96% банков этот бюджет либо растет, либо остается неизменным. В ИТ-департаменте работает каждый пятнадцатый сотрудник банка. «Вчера мы (представители АРБ) обсуждали с председателем Совета Федерации законопроекты, касающиеся деятельности кредитно-финансовых учреждений. В том числе, рассматривались вопросы стимулирования развития банковской системы в отношении развития технического оснащения банков, сети филиалов и нормативно-правовой базы», - отметил г-н Тосунян.

Одной из самых актуальных проблем для российских банков, на настоящий момент, является переход на международные стандарты финансовой отчетности (МФСО). Для реализации инструкции ЦБ России, предписывающей банковским организациям перейти на МФСО, всем российским банкам приходится срочно перекраивать системы оперативного управления банком. И хотя наиболее прогрессивные банки начали самостоятельно внедрять инструменты международной отчетности уже довольно давно, для большинства российских банкиров этот процесс только начинается. И здесь для компаний, работающих в сфере автоматизации банковской деятельности, появилось широчайшее поле работы. Одним из ключевых звеньев технологии подготовки управленческой и финансовой отчетности является организация сбора и обработки первичной информации. Необходимо сводить воедино данные бухгалтерского учета, детализированные данные о финансовых договорах и сделках из систем автоматизации back-офиса. В итоге многими банками только сейчас начали создаваться хранилища данных, в которых собирается вся отчетность головной, филиальных и дочерних структур, а также осуществляется контроль полноты и непротиворечивости данных, расчет консолидированных показателей и подготовка отчетности. Так, по мнению руководителя отдела разработки приложений для банков компании Intersoft Lab Александра Галашкина, за счет сокращения технической и рутинной работы у составителей отчетности должно появляться время для более глубокого экономического анализа данных. По его словам, автоматизация сбора исходных данных и подготовка расшифровок к отчетам по МФСО значительно сокращает время подготовки отчетности.

По мнению председателя комитета по информационным технологиям при Ассоциации Российских Банков (АРБ) и Председатель правления КБ «Юниаструм Банк» Олега Скворцова, особую важность в банках начинает принимать и системы работы с клиентами CRM. «Сегодня розничные продукты становятся одними из самых популярных в банковском бизнесе. Многие банки начали активизироваться в ритейле, и без хорошо налаженной системы работы с клиентами много не наработаешь», - заявил Олег Скворцов. С ним согласен и директор по развитию бизнеса компании «Инверсия» Андрей Шапошников. «Ритейл, и как следствие большие объемы обрабатываемой информации стали основным направлением развития банков», - говорит Андрей Шапошников. Помимо этого, по его мнению, банкам все больше становится важна производительность АБС, быстрота обработки больших объемов информации.

Стратегическим ресурсом развития бизнеса банков в настоящее время являются средства физических лиц, считают в компании «Центр финансовых технологий». На активном привлечении денежных потоков физлиц и строится несколько новых продуктов ЦФТ, показанных на форуме. Так, система мобильных платежей SimMP позволяет реализовать новую концепцию развития розничного бизнеса банка – использование мобильных телефонов в качестве терминалов для оплаты множества самых различных услуг, в том числе и коммунальных. В результате внедрения платежной системы в Новосибирске, средний размер транзакции превысил 1 тыс. рублей, тогда как у более традиционного способа – пластиковой карты, он не превышает 350 рублей. Помимо этого, в ЦФТ утверждают, что уровень безопасности системы гораздо выше, чем при расчетах по пластиковым картам. А система «Город», объединяет все средства оплаты, и позволяет обрабатывать их в единой базе данных. Прием платежей производится на базе как стандартных подразделений городских служб, так и нетрадиционных средств оплаты, таких, как мобильный телефон. На сегодня система работает в Новосибирске, и с ее помощью осуществляется прием до 80% городских платежей. В Москве также уже ведется работа с некоторыми банками по внедрению системы «Город», и, возможно, вскоре денежный поток коммунальных платежей в столице станет более прозрачным.

Компания R-Style Softlab по традиции стала спонсором форума. Одной из главных целей экспозиции R-Style было намерение рассказать посетителям об изменениях в линейке продуктов компании. Так, значительное развитие получила и система комплексной реализации электронных банковских услуг InterBank, новая версия которой была выпущена в марте. После того, как было отмечено 10-летие системы RS-Bank, компания объявила о выделении двух стратегических направлений развития этого продукта, ориентированных на разные сегменты рынка: RS-Bank V.6 - нового банковского программного комплекса на промышленной платформе Oracle 9i, и RS-Bank/Pervasive - традиционной АБС для небольших и средних кредитных учреждений. Специалисты компании также отмечают важность грядущего перехода на МСФО. Одна из новинок компании - программный модуль «Подготовка отчетности по МСФО», реализованный на базе ИАС RS-DataHouse, - посвящена именно этому направлению. Помимо того, в компании считают перспективным и развитие банками направления оказания электронных услуг. Один из новых программных комплексов реализует такие функции, как классическая система «клиент-банк», клиентский сервис с использованием интернета (интернет-банкинг), обслуживание клиентов по телефону и мобильный телефонный сервис (мобильный банкинг).

По мнению директора по развитию бизнеса отделения по работе с финансовыми институтами компаний IBS Владимира Водянова, основной тенденцией последнего времени можно назвать постоянно повышающийся интерес банков к работе с физическими лицами и, как следствие, рост интереса к системам, которые автоматизируют эту часть банковской деятельности. «В этой области мы ждем кардинальных изменений на рынке в течение ближайших 2-3 лет. На наш взгляд, фокус автоматизации должен будет сместиться с учетных и контрольных функций в область маркетинга и продаж», - считает Владимир Водянов. Помимо этого, в IBS ожидают рост интереса к интеллектуальным центрам обработки вызовов (call- или контакт-центрам), CRM-системам, системам электронных платежей и удаленного управления счетами. Это потребует от банков, по мнению специалистов IBS, принципиального пересмотра подхода к безопасности и обеспечению непрерывности работы информационных систем. «На решении этих задач, - говорит г-н Водянов, - мы и сделали упор на IX Форуме. IBS продемонстрировала решения по обеспечению непрерывности работы банковского бизнеса, CRM-системы и контакт-центры, а также системы, позволяющие оптимизировать работу с массовыми клиентами путем упорядочивания сбора и хранения необходимой информации на всех этапах работы с клиентом».

Компания ABBYY на форуме впервые продемонстрировала пятую версию системы распознавания платежных документов «FineReader Банк». Новая версия системы позволяет организовать работу сразу с тремя типами платежных документов – платежными поручениями, платежными требованиями и инкассовыми поручениями, а также поддерживает операционную систему Windows XP. По данным компании, «FineReader Банк» используется более чем в 30 % всех российских банков. По мнению вице-президента по корпоративным проектам компании ABBYY Арама Пахчаняна, банки за последнее время становятся все более специализированными - кто-то сосредотачивается на оказании услуг физическим лицам, кто-то работает с предприятиями одной определенной отрасли. «Отсюда и самые разнообразные требования к банковскому ПО - в соответствии с направлением работы банка. Тем не менее, пожалуй, есть одна общая тенденция для всех банков независимо от их специализации – минимизация себестоимости услуг. Это становится возможным, в первую очередь, за счет внедрения интернет-технологий, а также автоматизированных систем, позволяющих свести к минимуму ручной труд», - рассказал CNews.ru Арам Пахчарян.



Российский ИТ-рынок продолжает расти

Аналитическая компания ITResearch объявила сегодня результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий во втором квартале 2003 г. В обзор вошли данные по продажам компьютеров, мониторов, принтеров, презентационного оборудования, сканеров и источников бесперебойного питания.

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, серверы на платформе Intel и КПК) за II квартал оценивается примерно в 749 тыс. шт. В денежном выражении это соответствует $463,5 млн. Примерно 89% продаж компьютеров в натуральном выражении приходится на настольные компьютеры, около 7% - на ноутбуки и примерно по 2% - на серверы (на платформе Intel) и КПК.

По сравнению со вторым кварталом 2002 г. объем продаж ПК вырос почти на 20,8%. На рынке серверов рост составил 39%, а ноутбуков было продано на 51,5% больше, чем во II квартале 2002-го. Объем продаж КПК во II квартале 2003 г. оценивается в 15,6 тыс. штук, что в денежном выражении соответствует $5,5 млн. По сравнению с первым кварталом 2003 г. этот рынок вырос на 11,1 % в штуках и на 23% - в денежном выражении.

Лидером продаж ПК по итогам II квартала 2003 г. является компания Aquarius. При этом доля первой пятерки компаний * - Aquarius, Excimer, Formoza, Hewlett-Packard, K-Systems - составила 22,6% продаж настольных компьютеров.

В сегменте ноутбуков наилучшие результаты у компании Rover Computers; в пятерку лидеров вошли* Asustek, Hewlett Packard, iRu, Rover Computers, Toshiba - на их долю приходится 70,1% всех продаж.

В сегменте серверов лидирует Hewlett-Packard. Первая пятерка производителей этого класса техники* - Aquarius, Hewlett-Packard, IBM, Inforser, Kraftway - контролирует 56,7% продаж в натуральном выражении.

Лидерами продаж в сегменте карманных компьютеров являются* HP, Dell, Palm, Sony, Rover Computers. На эту пятерку компаний приходится 76% рынка в натуральном выражении и 71% -- в деньгах.

Мониторы

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов во втором квартале был около 762 тыс. шт. Показатели аналогичного периода прошлого года превышены почти на 42%. Как и ожидалось, продолжал идти на убыль сегмент 15-дюймовых ЭЛТ-мониторов, которые составляют всего 10% рынка и имеют все шансы к концу года практически полностью уйти с рынка. Сегмент ЖК-мониторов, наоборот, растет опережающими темпами и составляет уже почти треть рынка. Примечательно, что при этом впервые в денежном выражении продажи ЖК-мониторов превысили продажи ЭЛТ-устройств и таким образом сегмент ЖК-устройств стал основным на российском рынке мониторов. Во втором квартале здесь продолжала лидировать компания Samsung. В тройку лидеров* входят также LG и NEC.

Презентационное оборудование

Как и ожидалось, для обоих ключевых сегментов рынка презентационного оборудования - мультимедийных видеопроекторов (MMP) и плазменных дисплеев (PDP) - второй квартал текущего года был очень успешным.

Продажи MMP составили около 4,4 тыс. шт., что более чем на 62% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Однако ощутимая эрозия цен на проекторы привела к тому, что в денежном выражении рынок сократился на 5%.

Следует упомянуть, что в текущем году в общих показателях учитываются продажи в рамках тендера “Дети России”, поскольку сейчас их объем не столь значителен, как в 2002 г., и уже не может существенно исказить картину рынка.

Тройка лидеров* - InFocus, Panasonic и Sanyo - не претерпела изменений по сравнению с предыдущим кварталом. Практически не изменилась и группа их ближайших “преследователей”* (BenQ, Canon, Hitachi, LG, Mitsubishi, NEC, Rover Computers, Sony и Toshiba).

В сегменте PDP продолжался бурный рост, чему способствовала значительная ценовая эрозия. В целом на рынке продано почти 5,5 тыс. плазменных панелей и телевизоров. Показатели аналогичного периода прошлого года превышены в 2,82 раза в натуральном выражении и в 1,85 раз - в денежном.

Тройка лидеров* выглядит следующим образом - Fujitsu, Panasonic и Philips. Значительную активность на данном рынке проявляют также компании LG, NEC, Samsung, Pioneer и Toshiba

Принтеры

Общее количество принтеров, проданных во втором квартале на российском рынке, составило около 580 тыс. шт., что выше аналогичного показателя 2002 г. почти на 40%. Наибольшие темпы роста наблюдались в сегменте лазерных принтеров и впервые они достигли численного паритета со струйными устройствами, до сих пор лидировавшими на рынке. Доля матричных принтеров сократилась до 5%, хотя их продажи по сравнению со вторым кварталом 2002 г. несколько возросли.

Основной вклад в “экспансию” лазерников внесла компания Samsung, которая уже с начала года вместе с традиционными лидерами* Epson и Hewlett-Packard входит в первую тройку и на рынке принтеров в целом.

Настольные МФУ

К сегменту принтеров тесно примыкает рынок многофункциональных устройств (МФУ). За год продажи настольных МФУ, к которым относятся в основном модели, выполненные на базе принтеров и факсимильных аппаратов, увеличились на 80% - во втором квартале их было продано свыше 30 тыс. шт. Более востребованными у российских пользователей являются устройства с лазерной технологией печати, составляющие больше половины рынка, однако по сравнению с прошлым годом доля струйных МФУ (в штуках) увеличилась почти на 10%. Этому в значительной степени способствовало появление в этом подсегменте новых вендоров - Epson и Samsung.

Три первых места* на рынке настольных МФУ занимают компании Hewlett-Packard, Panasonic и Xerox.

ИБП

На рынке ИБП (без учета продаж сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) во втором квартале текущего года продолжался уверенный рост продаж практически во всех технологических сегментах. В результате показатели аналогичного периода 2002 г. были превышены на 30,5% и достигли 272 тыс. проданных устройств. В денежном выражении рынок составил 41,3 млн. долл., и рост, в связи со снижением цен на ИБП, был около 17%. Такое относительное удешевление ИБП по-прежнему проистекало на фоне некоторого “утяжеления” рынка: суммарная мощность всех установленных ИБП оценивается в 183 МВА, что на 36% выше, чем год назад.

Сегмент онлайн -ИБП продолжает демонстрировать отличную динамику и сейчас превысил 2,2% рынка в натуральном выражении. В первую очередь, это связано с ростом продаж “легких” онлайн-ИБП (мощностью до 3 кВА), продажи которых за год более чем удвоились.

Лидер рынка остался неизменным - это компания АРС. К числу традиционных конкурентов продукции APC на массовом рынке ИБП (Ippon, Powercom и Powerman) прибавились устройства, поставляемые под торговой маркой Plus UPS. На рынке “тяжелых” решений, наряду с APC, традиционно сильны позиции Chloride, GE DE, Liebert, MGE, Neuhaus и Powerware*.

Сканеры

Высокие темпы роста сохраняются и на рынке сканеров. Объем продаж во втором квартале увеличился более чем на 30% по сравнению со вторым кварталом 2002 г. и составил 150 тыс. шт. В структуре продаж по-прежнему доминируют сканеры нижней ценовой категории (стоимостью менее 100 долл.), доля которых составляет около 70% рынка в штучном выражении. Три первые места на рынке сканеров занимают компании* Epson, Hewlett-Packard и Mustek.

* Здесь и далее перечисление компаний дается в алфавитном порядке.

GfK: Россия перейдет на "цифру", но не в ближайшем будущем

На днях в Москве прошла вторая европейская выставка-конференция для фотопрофессионалов, которую проводит международная Фотомаркетинговая Ассоциация PMA (Photo Marketing Association). Семинары, участниками которых являются свыше 700 компаний, будут также проходить с сентября по октябрь 2003 года, и, кроме Москвы, состоятся Милане, Бирмингеме и Париже.

На конференции прозвучал доклад представителя GfK-Россия о состоянии и тенденциях развития рынка фототехники в странах Европы и в России в 2001-2003 годах, в котором были представлены основные тенденции развития мирового рынка аналоговой и цифровой фототехники, а также фотопленки. В сравнительный анализ были включены результаты первого в России исследования фоторынка на основе мониторинга продаж розничной торговли основных каналов дистрибуции к Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Нижнем Новгороде.

Характеризуя ситуацию на рынке цифровых и аналоговых камер в сравнении за 2002 год, отмечается, что в США доля продаж цифровых камер составляет 38%, в Европе - 32%, а в Японии- 66%, что в два раза больше, чем в Европе, США и в среднем по миру.

Сравнивая объемы продаж в стоимостном выражении с 1997 года по 2002 год, прослеживается четкая тенденция падения объема продаж аналоговых камер и рост в 10 раз объема продаж цифровых камер. Цифровые камеры начали пользоваться широким спросом именно у рядовых пользователей, что обусловлено развитием технологии и ценовых моделей производителей.

В свою очередь, объем продаж в натуральном выражении за последние три года в одиннадцати странах Европы характеризуется падением долей компактных камер с 34% до 21% (в стоимостном выражении - с 14% до 7%), зеркальных камер - с 7% до 4% (в стоимостном выражении с 17% до 6%). В свою очередь, доля цифровых фотокамер выросла до 52-57% (в стоимостном выражении - до 55-81%).

По сравнению с Польшей, Чехией и Венгрией Россия занимает лидирующее положение в Европе по продажам аналоговых фотокамер - в 2001-2003 годах их было продано 131 тыс. штук (апрель-май). Темп роста также самый высокий по сравнению с другими странами - 15%. В отличие от других стран, в России доля зеркальных камер падает, доля компактных аппаратов – наоборот, растет, что объясняется ценовой доступностью, легкостью в использовании и доступности сервисных услуг. Из аналоговых камер в натуральном выражении лидируют компактные камеры, доля же зеркальных камер меньше. В целом данная ситуация похожа по городам.

Что касается исследования рынка цифровых камер, во всей Европе растет спрос на эту технику, особенно на камеры с размером матрицы от 3-х до 6-ти млн. пикселей. В Восточной Европе 60% продаж приходятся на цифровую фототехнику с матрицей 3-6 млн. пикселей, но лидерами во всей Европе, включая Россию, остаются камеры с матрицей 2-4 млн. пикселей. В исследовании не учитывались мобильные телефоны со встроенными цифровыми камерами.

За отчетный период 2001-2003 года Россия не занимает лидирующего положения по продажам цифровых камер - продано всего 12470 штук, в тоже время в Польше объем продаж достиг 24491 штук, но по темпам роста - 223% - Россия опережает все другие страны.

Основные изменения в динамике продаж цифровой техники произошли в конце 2002 года, взрыв продаж пришелся на апрель-май 2003 года. Так, в 2002 году в этот период было продано 8542 подобных устройств, в этом году - более 12,5 тыс. Объясняется это расширением ассортимента, модельного ряда, снижением цен и налаживанием сопутствующих услуг.

GfK прогнозирует резкий рост спроса на цифровую технику в США, включая возможную замену аналоговых фотоаппаратов цифровыми. В России тоже прогнозируется рост, но не в ближайшем будущем, большая доля компактных фотоаппаратов у населения будет сдерживать рост продаж цифровой техники. Однако динамика цен, увеличение ассортимента, а также переход минилабораторий на цифровую печать и наличие у домашних пользователей периферии, позволяющей работать с цифрой, - все это позволяет также прогнозировать рост доли цифровой фототехники.




Copyright © 2002-2003, TUL aka Владимир Шульженко