Источник: http://www.homepc.ru/
Юрий Ревич
Чтобы понять, как работает HTML, мы проделаем
простой опыт. Наберите в «Блокноте» следующий
текст:
<TITLE>В пустыне чахлой и
сухой...</TITLE>
<FONT color=#FF0000
size=4><P align=center><B>
АНЧАР</B></P></FONT>
<P>В пустыне
чахлой и скупой, <BR>На почве, зноем раскаленной,
<BR>Анчар, как грозный часовой, <BR>Стоит, один во
всей вселенной.</P>
<P
align=right><I><A
href=»http://www.museumpushkin.ru/»>А.С.Пушкин</A>
</I></P>
Проверьте, нет ли ошибок, и
сохраните его под любым именем, но с расширением .htm, пусть
это будет, скажем, «пушкин.htm». Затем найдите его через
«Проводник» — у вас откроется окно браузера и вы увидите
примерно то, что показано на рисунке. Сравнив исходный текст и
результат, легко разобраться, что же все это означает.
Служебные слова, заключенные в угловые скобки, в языке HTML называются тегами. Теги бывают открывающие и закрывающие — последние начинаются с символа «/» и означают, что действие открывающего тега на этом месте закончилось. Так, первая строка, обрамленная тегами <TITLE>… </TITLE>, именно тот текст, что будет помещен в заголовок открытого окна браузера и отображает содержание созданной странички. Заметим, если конструкция <TITLE> отсутствует, в заголовке будет отображаться просто имя файла.
Название стихотворения у нас обрамлено кучей разных тегов, каждый из которых выполняет отдельную функцию, их мы сейчас и перечислим. Тег <FONT> означает, что мы собираемся изменить шрифт, принятый по умолчанию (обычно это Times New Roman размером 12 пт). Тег <FONT> может содержать множество различных параметров, в данном случае это color (цвет) и size (размер). Цвет задаем красный, о чем говорит значение параметра, равное #FF0000. Здесь нет места, чтобы подробно описать принцип задания цвета таким хитрым способом, укажем только, что параметр #00FF00 означает зеленый, #0000FF — синий, все нули — черный цвет, а все FF — белый. Можете на досуге поэкспериментировать с цветами, учитывая, что каждый из шести разрядов после символа «#» может принимать шестнадцать значений, обозначаемых цифрами от 0 до 9 и буквами от A до F — всего 16 с лишним миллионов комбинаций, то есть полная палитра цветов. Параметр color употребляется не только для шрифта, но и в любом случае, когда надо задать цвет, отличный от принятого по умолчанию. Размер шрифта тоже задается нестандартно — в относительных единицах, где «умолчательный» шрифт размером 12 пт соответствует значению size=2.
Тег <P> есть команда на открытие нового абзаца, причем в данном случае также с параметром — align (выравнивание). Выравнивание мы производим по центру (align=center), как и полагается для заголовка. Следующий тег <B> означает, что расположенный далее текст будет отображаться жирным шрифтом (bold). Затем идет собственно текст и после него — закрывающие теги, отменяющие действие всех наших предыдущих установок и возвращающие их к принятыми по умолчанию. Кстати, все служебные слова можно писать в любом регистре — FONT, Font и font означают одно и то же.
Далее отметим, что собственно строфа стихотворения представляет собой отдельный абзац — в HTML, в отличие от текстовых редакторов, широко употребляется специальный символ <BR>, который переносит строку, не закрывая абзаца (кстати, в MSWord этому символу соответствует сочетание клавиш Shift+Enter). Если бы мы разделяли стихотворные строки символами нового абзаца (<P>), они были бы воспроизведены очень некрасиво — с пустыми строками. Обратите также внимание, что для тега <BR> нет соответствующего закрывающего тега, а вот для <P> таковой имеется. И хотя в некоторых случаях можно обойтись без него, правильнее будет абзац все же закрывать перед открытием нового.
Наконец, имя автора стихов оформлена нами, как ссылка на сетевой ресурс www.museumpushkin.ru. Правила оформления таких простейших ссылок ясны из этого примера. Обратите внимание, что тег открытия абзаца в данном случае тоже с параметром — выравнивание производится вправо, как и положено для подписи. Есть там и еще один тег <I>, обозначающий наклонный шрифт (italic). То, что цвет шрифта ссылки синий и с подчеркиванием, в данном случае обусловлено параметрами по умолчанию — задавать это специально нужно только, если вы хотите что-то изменить.
Конечно, на таком элементарном примере невозможно продемонстрировать все теги, которые минимально необходимы для простейшего оформления текста. Например, для форматирования текста широко применяют таблицы, поскольку, развернув окно браузера во весь экран, вы увидите, что все разъедется — подпись улетит в самый правый край, заголовок относительно стихов тоже окажется неизвестно где.