Как заработать на борьбе со спамом, или Деловое предложение для крупной корпорации

Опубликовано в журнале "Компьютер Price" http://www.comprice.ru/

Сергей Лопатин

Существует огромное количество самых разнообразных методов борьбы со спамом - каждый провайдер давно уже установил фильтры против спама, и каждый более или менее опытный пользователь не преминул в своем почтовом клиенте поставить соответствующие ограничения. Какие-то программы удаляют неадекватные письма, какие-то принимают, но складывают в отдельную папку. Крупные почтовые провайдеры, например mail.ru, самостоятельно отсеивают спам, предоставляют возможность пользователю установить фильтры, складывают всякий мусор в специальную папку "Сомнительные", и кроме того, принимают жалобы клиентов.

Но это как раз тот случай, когда у семи нянек дитя без присмотра. Спамеры люди тоже не глупые и всякие препятствия наподобие фильтров и отключения почтовых ящиков уже очень давно научились обходить, так что эффективной борьбы с ними не получается. Получается только безрезультатная трата огромного количества денег и ресурсов. Фильтры всё равно пропускают письма от неизвестных, а нужные в некоторых случаях попросту удаляют. Доходит до абсурда - в крупных компаниях, самых любимых адресатах спамеров, почта используется в минимальных количествах - из-за того, что письма не проходят через фильтрацию, и если есть необходимость оперативно решить какой-либо вопрос, то лучше звонить. А ведь придумана электронная почта для оперативности! Или другая ситуация - владельцы доменных имён второго уровня вынуждены использовать бесплатные почтовые ящики для работы, дабы оградить себя от нежелательных писем. То есть человек должен платить деньги, чтобы при этом пользоваться бесплатными ящиками!

Не стоит говорить о серьёзности проблемы спама - никакие слова не добавят больше возмущения и негодования, чем уже есть у человека, получающего десятки ненужным писем. Сегодня я получил 33 письма, среди которых нет ни одного делового - одна реклама. Но назойливость спама и лишние расходы на скачивание мегабайтов мусора - ещё полбеды. По данным американского агентства, в прошлом году спамерами был нанесён ущерб: американским организациям - 9 миллиардов долларов, европейским - 2,5 миллиарда. Ущёрб происходил в основном из-за уменьшения производительности труда - в среднем каждый работник тратит 4,5 секунды на удаление письма. А Федеральная комиссия по торговле США (FTC) полагает, что две трети спамерских писем написаны мошенниками. В Соединенных Штатах, Англии и в континентальных европейских странах уже давно борются со спамерами путём применения уголовной или дисциплинарной ответственности. Однако даже уголовное наказание в виде лишения свободы или административная ответственность в виде штрафа в пять тысяч фунтов (с недавних пор в Великобритании) никаким образом не снижает количество рассылаемых писем. Фактически, на сегодняшний день нет ни одного эффективного метода борьбы.

Фильтрация действительно не решает вопроса - 85 процентов спама проходит сквозь фильтры, а если учесть, что 50 процентов всех писем являются спамом (по статистике американской компании Gartner Inc), в следующем году он составит более 60 процентов всего трафика почтового, а ещё через год - 80 процентов, то объём всемирных несанкционированных рассылок огромен. Получается, что программным способом избавиться от спама, скорее всего, невозможно. Что остаётся?

А с другой стороны...

Я предлагаю довольно действенный метод борьбы. При определённом подходе к делу можно не только в десятки раз сократить количество неправомерно рассылаемых писем, но и обратить благородное дело борьбы с рассылками в бизнес.

Основная ошибка в противостоянии спаму заключается в неправильном ориентировании. Все существующие методы борьбы направлены на уничтожение последствий, то есть самих писем, а наиболее целесообразным мне представляется уничтожение мотива - то есть желания рекламодателя заказать рассылку рекламных писем.

Схема проста:

Подавляющее большинство спама составляют рассылки, то есть рекламные письма, которые посылаются вам, как и сотням тысяч других людей, некоторым студентом, который берёт деньги с компаний за рассылку, уверяя руководителей, что спам - прекрасное и очень действенное средство рекламы. Руководители слишком самонадеянны, а в большинстве случаев неграмотны в компьютерном отношении, и не знают, что никто не читает рекламные письма. Их просто удаляют. Вполне логичный вопрос: а почему бы не довести до сведения этого самого руководителя, что владелец почтового ящика xxx@xxx.ru ни под каким предлогом читать рекламу не будет, а спамеров считает подонками? Почему бы не рассказать рекламодателю, что тот цент, который был заплачен спамеру за письмо в вышеуказанный ящик, пропал даром. И владелец ящика не одинок - тысячи, десятки тысяч пользователей никогда не читают рассылки.

Если рекламодатель будет знать, что по адресу xxx@xxx.ru никто, никогда и ни за что не будет читать его гнусную рекламу, он опять никогда и ни за что не закажет рассылку. Потому я предлагаю какой-нибудь крупной транснациональной корпорации открыть портал, на котором каждый желающий сможет внести в базу данных свой адрес, заплатив за услуги небольшую сумму, скажем, один доллар. Компания, развернув популяционную кампанию, без труда убедит каждого намеревающегося заказать спам потребовать, чтобы в списке адресов рассылки не содержалось адресов из базы данных. Прекрасно то, что за "сертификат несоответствия" списка адресов спамера с базой данных антиспамерской системы со спамера тоже можно взимать плату, гораздо большую, чем за регистрацию "антиспамера", например, 50 долларов. Высокой ценой проверки можно убрать с рынка мелкие спамерские агентства, а оставить только крупные, для того чтобы рынок монополизировался и заказчик спама не имел проблем с получением проверки.

Самое главное в этом - популяризировать спам, рассказать каждому, что это такое, убедить человека в необходимости заплатить за внесение адреса в базу данных и приучить заказчиков требовать исключения адресов базы данных из списка рассылки. Таким образом, правильная организация не только позволит оказать существенное сопротивление спамерам, но и спровоцировать массовое обращение к базе данных. Получается, что деньги, которые пользователи электронной почты будут платить за регистрацию, будут направляться не только на поддержание технического оснащения, и не только в доход корпорации организатора, но и на действительную борьбу со спамом: на рекламные кампании, на работу с крупными корпорациями, на формирование благоприятной ситуации на рынке.

Система такой организации борьбы со спамом хороша ещё и тем, что она действенна в юридически слаборазвитых странах, где право не знает понятия несанкционированных рассылок, то есть от методов, которые различные страны считают приемлемыми, сетевое сообщество может перейти к глобальной политике в области контроля. Это и в самом деле неразумно - бороться с глобальным явлением в рамках отдельной страны. К тому же, зачем бороться путём запрета, когда можно стимулировать и зарабатывать деньги?

Как правило, интернет-рекламу в виде спама заказывают руководители среднего и малого бизнеса, убеждённые, что свой товар нужно рекламировать и в Интернете, и не представляющие детально особенности такой рекламы, информационно не владеющие ситуацией. Реклама в Интернете интересна ещё и тем, что это - феномен. Она каким-то образом развивается, в неё вкладывают деньги, её покупают, но она совершенно бездейственна, то есть существует за счёт элементарного невежества рекламодателей и отсутствия зарекомендовавших методов проверки эффективности рекламы и её реальной стоимости.

Сегодня, признаюсь, был первый день, когда я проверял почту с желанием получить спам - мне была необходима информация о стоимости рассылок для этой статьи. Я, естественно, её получил - некто предлагает рассылки восьми миллионов писем за 450 условных единиц.

Мне любопытно, как может проверить рекламодатель, попросту говоря, отважный деляга, заплативший 450 долларов, что будет отправлено именно 8 миллионов писем, а не два, и сколько из них будут прочитаны, и сколько подействуют на конечного потребителя положительным образом.

Все хотят себя рекламировать, но никто не старается узнать, за что он платит деньги.

С точки зрения специалистов по рекламе, спам - скорее антиреклама, так как он вызывает резко негативную, порой даже агрессивную реакцию, которая неизбежно ассоциируется с фирмой, чей бренд рекламируется.

Желающие поспорить могут, разумеется, возразить, заметив, что при телевизионной рекламе также возникает раздражительная реакция, но нельзя забывать о финансовом факторе. Когда реклама по телевидению демонстрируется потребителю бесплатно для него, раздражение отличается от ситуации с фигурированием денег. Фактически, спам можно сравнить с постоянным прерыванием рекламой программ кабельного телевидения, того, за который невольный потребитель платит деньги.

Спам - одно из самых распространённых и негативных явлений. Он пока недооценен, но высока вероятность того, что по-настоящему его оценят только тогда, когда спамеры нанесут мировой экономике трудновосполнимый ущерб, поэтому бороться со спамом нужно уже сейчас, уже сегодня, чтобы завтра не пришлось отказываться от услуг электронной почты.