Casio или секрет успеха по-японски

Опубликовано в журнале "Компьютер Price" http://www.comprice.ru/

Александр Калигин

Одна японская компания, пропагандируя свою продукцию, говорит о том, что нет смысла смотреть, в какой стране собраны их изделия. Уже наличие на них их торговой марки является гарантией одинаково высокого качества. Естественно, это не относится к "серому" рынку, который занимается подделкой известных торговых марок. Эта компания гордо носит название Casio.

Создавшая первый в мире релейный калькулятор компания Casio по праву гордится своей долгой историей рационализаторских изобретений, расширяющих горизонты знаний и удовлетворяющих различные категории общества во всем мире. Первый калькулятор Casio fx-1 положил начало научной серии калькуляторов Casio, которые вот уже более 30 лет служат людям верой и правдой. Но не стоит забывать, что кроме калькуляторов компания Casio производит множество других, не менее полезных для современного человека устройств.

Немногие знают, что название Casio является не только наименованием известнейшей фирмы, выпускающей калькуляторы, часы и другую электронику, но в первую очередь это имя реального человека. Тадао Касио добился всего того, что в итоге мы называем успехом Casio, трудясь не покладая рук и честно зарабатывая свой хлеб. Именно трудолюбие, а также традиционные японские дисциплина и аскетизм, присущие Тадао Касио, превратили его компанию в одного из мировых лидеров в области высоких технологий.

Ноябрь 1946 года был ознаменован не вполне ординарным событием для жителей Токио. В одном из местных театров происходило совершенно нетипичное для фанатично придерживающихся своих традиций японцев действо. На сцене, предназначенной, по искреннему верованию японцев, исключительно для высокого искусства, а именно кабуки, шло коммерческое представление. Происходило состязание в скорости счета между американским солдатом, вооружившимся электрической счетной машинкой, и японцем-бухгалтером с традиционными японскими костяными счетами. Аудитория внимательнейшим образом наблюдала за происходящим и, не скрывая своих чувств, переживала за солдата, быстро нажимающего кнопки. Это странное для патриотичных японцев поведение было обусловлено желанием наконец стать нацией, лидирующей не только на поприще самурайских подвигов, но и на ниве научно-технического прогресса. В те тяжелые годы это было для японцев национальной идеей.

Вычислительная машина, представленная американцами, вызывала у японцев трепет, как перед явлением истинного чуда. Несмотря на весьма высокие цены за входные билеты, зал был заполнен до отказа. Все стремились увидеть не только само устройство, но и оператора, с ловкостью факира нажимающего на таинственные кнопки. К разочарованию зала, победу одержал японец-бухгалтер, но несмотря на это большинство зрителей, покидавших в тот вечер театр, были абсолютно уверены, что в скором будущем вычислительные машины вытеснят ручной счет. Некоторые же из них, такие как Тадао Касио, были убеждены, что рано или поздно такой техникой смогут пользоваться даже дети и домохозяйки. "Женщины, в принципе, ненамного ограниченнее мужчин, раз им недавно предоставили право голосовать на выборах. Они тоже чему-то могут научиться", - такие слова записал тогда Касио в своем дневнике.

Но не будем забегать вперед, ведь до революции в мире счетных машин, которую совершит Касио, было еще весьма далеко. А пока он выпускал на собственном мини-заводике, располагавшемся во дворе его дома, самые элементарные вещи. Такие как машинка для выпечки кукурузного печенья и мундштук с ручкой. По окончании войны рынок Японии был вынужден ориентироваться в первую очередь на дешевые товары, ведь у покупателя не было денег. Припаянный к кольцу мундштук позволял курить не отрываясь от работы, что для трудоголичных японцев весьма кстати, а кроме того, давал возможность выкуривать сигарету (не надо забывать, что тогда они были без фильтра) до конца и не обжечь пальцы. В итоге выходила двойная экономия. Основное же достоинство мундштука заключалось в возможности курить в традиционной японской бане - сэнто. Сигарета не размокала в мокрых пальцах и доставляла утомленному 10-часовым рабочим днем японцу необходимое удовольствие. Таким образом мундштуки раскупались очень хорошо.

Тадао Касио родился 26 ноября 1917 года (через месяц после Октябрьской революции в России) в деревне Уэда, что на западе Японии, в префектуре Кочи (теперь здесь находится небольшой городок Нангоку-Сити). Дом, где родился Тадао, был окружен достопримечательностями. Из окон открывался замечательный вид на средневековый замок, в котором несколько столетий назад бывал один из величайших поэтов Японии Исса.

Касио жили в деревне вплоть до 1923 года. Но после великого токийского землетрясения, унесшего около 100 тысяч человеческих жизней, у них появилась возможность переехать в город, ведь столица отстраивалась заново, и любая пара рабочих рук была на счету. Упаковав немудреные пожитки, семья Касио отправилась в путь, надеясь на более легкую долю, а особенно на то, что дети наконец смогут получить образование.

Но, как и следовало ожидать, легкой жизни в столице не получилось. На стройке, как и везде, платили мало, и, чтобы оплатить учебу маленькому Тадао, его отец экономил на трамвае, ежедневно тратя пять часов на дорогу до работы и обратно. И сын, будучи истинным японцем, не подводил отца - он был лучшим учеником в классе. После окончания школы его, как отличника, сразу взяли на завод по изготовлению двигателей учеником токаря. Тадао трудился не покладая рук, он приходил на работу первым, а уходил последним, за что был отправлен на оплачиваемые заводом вечерние технические курсы. Он вкалывал, не жалея сил, чем довел себя до полного истощения, так что его даже признали негодным для службы в армии. Для японца того времени это было величайшим позором. Долгое время Тадао даже переходил на другую сторону улицу, увидев человека в форме - ему было стыдно поднять глаза.

Но этот человек не стал бы основателем известнейшей корпорации, если бы не смог справиться с этим. "Нельзя опускать руки - это не по-японски! - думал Тадао. - Если нельзя помочь родине на фронте, надо работать за двоих в тылу, тогда у наших военных будет все необходимое, чтобы победить". И в скором времени это судьбоносное решение стало воплощаться в жизнь. Цех по производству патронов на заводе, где работал Касио, имел наивысшие показатели не только по количеству, но и по качеству выпускаемой продукции. Но Тадао казалось этого мало: он мечтал о более высокотехнологичном производстве, которое не было бы стеснено рамками инструкций. Подобное можно было осуществить, лишь открыв свое предприятие.

Летом 1942 года, когда бушевала Вторая мировая война, в семье Касио состоялся первый за много лет праздничный обед. Было приготовлено вдвое больше риса, чем обычно. И не какого-нибудь дешевого китайского, а настоящего японского.

Подобное расточительство объяснялось тем, что Тадао наконец открыл свое предприятие. Он приобрел на заводе, где до этого работал, по мизерной цене токарный станок, связи с потенциальными заказчиками у него уже были, а токарному мастерству он был обучен отлично. Станок поставили во дворе, где был оборудован специальный сарай-мастерская с минимумом необходимых приспособлений.

Очень скоро Тадао, изготавливавший детали для военных самолетов, смог вернуть кредит и заработал на свадьбу. Мать уже несколько лет как выбрала ему невесту, но жениться без денег в Японии было не принято. Как не принято и разводиться, ведь слишком дорогое удовольствие дважды тратиться на свадьбу. Мать выбрала Тадао чудесную жену, с которой он прожил счастливо всю жизнь.

Окончание войны радикально изменило жизнь Касио. Дом его был уничтожен американскими бомбардировщиками, налаженное производство рухнуло, так как военные заказы перестали поступать. Вернувшиеся из армии братья так и не смогли устроится на работу. Неожиданно Тадао предложили за бесценок фрезерный станок. Вещь это была, безусловно, полезная - на нем можно было изготавливать сковородки, примусы, печурки, которые в послевоенное время пользовались повышенным спросом.

Вся проблема была в том, что станок находился на складе в трехстах километрах от Токио, а достать транспорт было практически невозможно ни за какие деньги. Эту проблему отчаянным самопожертвованием решил отец Тадао. Он достал двухколесную тележку и, прицепив ее к велосипеду, перевез по идущей в гору дороге пятисоткилограммовый агрегат. Этот подвиг занял у него не одну неделю, но усилия с лихвой окупились.

Заработанные с помощью станка деньги помогли семье Касио выжить в тяжелые послевоенные годы, а также заняться планированием будущего. К тому времени Тадао уже увидел работу вычислительной машины, и его мысли были неразрывно связаны с ней. В апреле 1946 года была основана компания Kashio Seisansho.

Продолжение следует