Протоколы обмена данными по последовательным линиям связи SLIP и CSLIP

Опубликовано в журнале "Компьютер Price" http://www.comprice.ru/

Антон Тульчинский

Введение

Пользователи Интернета, работающие через поставщиков услуг Интернета, представляют очень существенный сегмент сети. Прием и передача данных ведется при помощи модема, подключенного через последовательный порт компьютера к обычной телефонной линии. Для работы с сетью через модем используется один из двух существующих протоколов для работы по последовательным линиям связи: PPP или SLIP. Для того чтобы писать сетевые приложения, необходимо хорошо представлять себе ключевые моменты и различия между ними. Необходимо также иметь представление о производном от SLIP-протоколе, который называется SLIP с компрессией (обеспечивающий сжатие данных). В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с первым протоколом - SLIP и его модификацией CSLIP (описаны в документах RFC 1055 и RFC 1144).

Для установления соединения по протоколу SLIP обычно используется модем, работающий по телефонной линии и подключенный к асинхронному, последовательному порту. Два компьютера, установившие такое соединение, обмениваются данными с паузами переменной длины. К сожалению, в телефонной линии всегда присутствуют помехи (шум), поэтому устройства, подключаемые к телефонной сети, отличают данные от возможных помех, пользуясь различными параметрами связи.

Соединение по протоколу SLIP

В первые годы существования Интернета протокол SLIP пользовался наибольшей популярностью для входа в Интернет начинающих пользователей с их домашних или рабочих компьютеров. Чтобы использовать SLIP, вы должны иметь соответствующее программное обеспечение, способное установить соединение по этому протоколу между вашим компьютером и хостом Интернета. Программное обеспечение такого рода (оно часто называется TCP-manager) выполняет функции управления сетевым устройством, то есть является драйвером сетевого устройства, такого как модем. Вы загружаете и выгружаете программу управления SLIP по мере надобности.

Соединение по протоколу SLIP - это наиболее экономичный и простой способ подключить ваш компьютер к Интернету. SLIP можно использовать, если ваша локальная сеть не имеет прямого доступа к Интернету, или вы хотите соединить отдельный компьютер. Для работы SLIP необходимо, чтобы ваш поставщик услуг Интернета также обеспечил протокол SLIP на своем узловом компьютере (хосте Интернета).

Известно, что каждый уровень стека протоколов TCP/IP инкапсулирует (вставляет) данные в том формате, в котором они требуются для передачи окружающим уровням. При "путешествии" данных через стек протоколов TCP/IP они последовательно окружаются дополнительной информацией (инкапсулируются) для следующего на пути уровня. Для того чтобы послать IP-датаграмму через сетевой уровень, вышележащий уровень соединения должен соответствующим образом инкапсулировать данные, оформить их в кадр, как того требует стандарт сетевого уровня протокола TCP/IP. Например, уровень соединения для сети Ethernet инкапсулирует данные в кадр Ethernet. Для сети token-ring, соответственно, это будут кадры стандарта token-ring.

Стандарты передачи данных по последовательному каналу связи, SLIP и CSLIP просто определяют другой способ инкапсуляции. SLIP и CSLIP подготавливают данные для передачи по последовательному каналу (обычно это интерфейс RS-232) в Интернет. Протокол РРР также инкапсулирует данные для этой же цели. Однако РРР использует более сложный метод инкапсуляции и интерфейс с Интернетом, нежели SLIP. Однако канал передачи для них всех по-прежнему последовательный и двухточечный. Логически, SLIP и РРР находятся между последовательным портом компьютера и его программным стеком TCP/IP.

Что такое SLIP?

Протоколы семейства TCP/IP могут работать, пользуясь широким спектром разнообразных сетевых технологий. Большинство сетевых технологий требуют применения четко определенной структуры кадра данных. Институт электрической и электронной инженерии (IEEE), основанный в 1963 году и имеющий в своем составе более 300 000 членов, описал набор различных стандартов, облегчающих производителям ПО и оборудования разработку и применение совместимых друг с другом стандартов по передаче данных, в том числе и в локальных компьютерных сетях. Как и большинство создающих стандарты организаций, IEEE нумерует исходящие документы. Группа стандартов IEEE 802 посвящена локальным компьютерным сетям. Например, стандарт IEEE 802.1 посвящен методам управления сетью, IEEE 802.3 и IEEE 802.5 описывают физические уровни для сетей Ethernet и token-ring, IEEE 802.2 содержит спецификацию уровня соединения для сетей типа Ehternet, token ring и ряда других технологий.

Преобразование (инкапсуляция) данных для передачи по последовательным каналам связи описано в документе под названием RFC 1055, "A Nonstandard for Transmission of IP Datagrams Over Serial Lines: SLIP", Rornkey, 1988. RFC 1055 не является официальным стандартом Интернета. Он описывает стандарт де-факто. Это значит, что, хотя сообщество Интернет и не рассматривает RFC 1055 в качестве стандарта, любой желающий, чтобы его программное обеспечение обладало совместимостью с уже существующими методами передачи, должен воспользоваться рекомендациями документа в своей работе.

SLIP - это протокол инкапсуляции IP-пакетов в кадры, пригодные для передачи по последовательному каналу связи. SLIP не предоставляет возможности адресовать данные, обозначать типы кадров, корректировать или определять повреждение данных, а также сжимать пакеты. Отсутствие этих возможностей делает протокол чрезвычайно простым в реализации и, следовательно, популярным. Несмотря на популярность, фирмы и производители программного обеспечения редко используют SLIP в качестве стандартного протокола, так как он не является официальным стандартом Интернета. Как правило, в качестве такого стандарта применяется РРР. Протокол РРР - это действительно стандарт Интернета, обладающий теми же свойствами по передаче данных в последовательном двухточечном канале, что и SLIP.

Инкапсуляция данных SLIP

Каждый протокол обладает свойством инкапсулировать данные. SLIP здесь не является исключением. Он использует специальные символы для ограничения кадра данных в последовательном канале. SLIP определяет следующие два символа, служащие для этой цели: End и Esc. Символом End служит символ с кодом ASCII 192 (ОхСО), символом Esc - символ с кодом 219 (OxDB). Компьютер с протоколом SLIP передает символ End в конце каждого пакета данных. Символ Esc используется для обозначения данных, имеющих тот же номер, что и символы Esc и End внутри пакета данных. В том, что для Esc и End выбрали именно указанные коды, нет особого скрытого смысла. Просто они были выбраны, и все. Поэтому почти наверняка в потоке данных пользователя будут встречаться как символы Esc, так и End. Когда это происходит, SLIP использует Esc, чтобы сообщить приемнику, что следующий символ с кодом End на самом деле не является концом кадра. Например, когда в пакете данных попадается байт с номером ОхСО (код символа End), SLIP подставляет двухбайтную Esc-последовательность Esc OxDC. Если байт имеет код самого символа Esc, SLIP вставляет двухбайтную Esc-последовательность Esc OxDD.

Реализация SLIP на принимающей стороне совершает противоположные действия, чтобы правильно разобрать поступающий пакет данных. Если в последовательности встречается символ Esc, SLIP сразу же смотрит на следующий за Esc символ и в зависимости от его номера так или иначе интерпретирует принятую последовательность. Например, если следующий за Esc символ имеет код OxDC, SLIP заменяет два символа на один с кодом ОхСО. Если принято сочетание Esc OxDD, оно заменяется на байт с кодом OxDB. Когда SLIP видит, что пришедший байт имеет код End и перед ним нет байта с кодом Esc, это значит, что достигнут конец кадра. Далее, SLIP передает все полученные до этого данные вышележащему сетевому уровню в качестве IP-пакета.

Большинство реализаций SLIP посылают байт с кодом End также и впереди кадра данных. Строго говоря, протокол SLIP не требует этого. Однако, поступая таким образом, SLIP позволяет принимающей стороне эффективно отбросить любой мусор, принятый до передачи действительного кадра и расценивающийся как кадр. Реализация SLIP, действующая описанным образом, позволяет отбросить кадр данных нулевой длины, когда принимающая сторона получает два следующих друг за другом символа End.

Как мы уже отметили выше, вставка символа End перед началом кадра позволяет принимающей стороне избавиться от любого шума на линии связи. Однако такими мерами все способности SLIP определить и тем более исправить ошибки данных исчерпываются. SLIP возлагает задачу по определению и исправлению пакетов данных и сообщений полностью на вышележащие протоколы, то есть на сетевой и транспортный уровни TCP/IP. Протокол IP требует присутствия и проверки контрольной суммы в заголовке пакета, поэтому SLIP вполне может не обращать внимания на возможное повреждение данных - эту работу за него сделает протокол IP, который проверит пакет и отбросит его в случае повреждения. TCP-протокол таким же образом проверит контрольную сумму своего заголовка и сегмента данных и в случае повреждения поступит с пакетом надлежащим образом. Итак, мы видим, что, поскольку вышележащие протоколы и так проверяют состояние и целостность данных, нет никакой необходимости вводить дополнительный контроль данных на уровне протокола SLIP.

В предыдущем абзаце мы повторили тот факт, что IP и TCP обнаруживают и корректируют ошибки, могущие возникнуть при передаче данных к ним с нижележащих уровней, например, от протокола SLIP, который сам не обнаруживает ошибок. Поскольку в UDP не применяется контрольных сумм, никто не может гарантировать, что пакет UDP дойдет до получателя по SLIP неповрежденным, коль скоро SLIP тоже не обнаруживает ошибки. Вообразите, что вы передаете пакеты UDP по шумной телефонной линии, пользуясь SLIP. Ни один из этих протоколов не обратит внимания на возможный сбой и повреждение данных. Компьютер, получивший поврежденный пакет, с чистой совестью будет считать его нормальным, и такое поведение сможет привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому нельзя передавать датаграммы UDP по протоколу SLIP, если только вы не используете UDP с контрольной суммой.

Недостатки SLIP

Кроме отсутствия обнаружения и коррекции ошибок, в протоколе SLIP отсутствуют еще некоторые достаточно важные для профессиональных сетевых программистов функции. Например, SLIP не в состоянии адресовать пакеты, обозначать пакеты различными типами, а также сжимать данные внутри пакета. В RFC 1055 прямо указано, что создатели SLIP разрабатывали его, когда наличие таких функций не было существенно.

Каждый раз после установления SLIP-соединения компьютер превращается в полноправный хост Интернета со своим собственным IP-адресом. Таким образом, становится возможным обслуживать и других пользователей Интернета. Поскольку ваш поставщик услуг Интернета может применять динамическое присвоение адреса (из диапазона, имеющегося у него), при каждом новом соединении ваш компьютер будет получать новый IP-адрес. Следовательно, другие компьютеры в сети будут вынуждены искать вас каждый раз под неизвестно каким адресом.

В дополнение ко всем неприятностям, отметим, что не существует метода прямо указать ваш новый IP-адрес при установлении SLIP-соединения. Каждый раз вы вынуждены вручную вводить изменившийся адрес в компьютер, поскольку один компьютер не может автоматически передать IP-адрес другому, пользуясь SLIP. Из такого положения есть только один выход: получить у поставщика услуг один, принадлежащий только вам IP-адрес компьютера. Как правило, иметь такой адрес обойдется вам дороже, чем иметь динамически присваиваемый.

На свете есть много компьютеров, в которых в одно и то же время может исполняться несколько различных сетевых протоколов. Например, компьютеры фирмы DEC могут совмещать TCP/IP и DECnet. Разумеется, работая с двумя протоколами сразу, вы захотите, чтобы они жили вместе на одном и том же проводе, соединяющем вас с внешним миром. Такая задача проста, пока вы применяете Ethernet в качестве сетевой среды. Фреймы Ethernet имеют соответствующие поля, где указывается тип передающегося пакета, однако как только вы попытаетесь перейти на SLIP, обнаружится, что у кадра SLIP такое поле отсутствует, а, следовательно, он может передать данные только для одного IP протокола.

Сети Ethernet передают информацию со скоростью до 10 миллионов бит в секунду. Соединение SLIP может работать на скоростном модеме, но даже при этом обеспечивать скорость только 19200 бит в секунду. Другими словами, Ethernet быстрее SLIP более, чем в пятьсот раз. Для увеличения производительности SLIP-соединения вы можете сжимать передаваемые по модему данные, что уменьшает необходимый трафик сети и позволяет передать больше информации за меньшее время. Предположим, требуется передать файл размером в 100 Кбайт (100х1024 байт) по модему на скорости 1200 бод. Для этого потребуется около 14 минут:
100 х 1024 = 102400 байт
102400 байт / 120 байт в секунду = 853 секунды 853 секунды / 60 секунд в минуте = 14 минут

Если передаваемые данные предварительно сжать в соотношении 1:4, объем уменьшится до 25 Кбайт. Время, нужное для передачи, сократится до четырех минут. Новые модемы используют встроенную технологию сжатия данных. Некоторые программные протоколы также используют сжатие данных при работе. Информация в заголовках пакетов TCP и IP, которая меняется редко, может быть эффективно устранена с применением простейших алгоритмов сжатия данных, когда передаются только изменяющиеся части заголовков. RFC 1055, описывающий протокол SLIP, не описывает, однако, никакого алгоритма компрессии. В следующем разделе вы познакомитесь с реализацией протокола CSLIP, обладающего возможностью сжимать заголовки TCP/IP для увеличения производительности.

Протокол SLIP со сжатием (CSLIP)

Алгоритм SLIP со сжатием заголовков данных, увеличивающий производительность сети, рассматривается в документе под названием RFC 1144, "Сжатие заголовков TCP/IP на низкоскоростных последовательных соединениях" (Compressing TCP/IP Headers for Low-Speed Serial Links, Jacobson, 1990).

Протокол CSLIP сжимает только заголовки пакетов. Сами данные пакета остаются неизменными. Точнее, CSLIP сжимает исключительно заголовки TCP и IP для сегментов данных TCP. CSLIP не затрагивает ни заголовки пакетов UDP, ни заголовки IP для них. Разработано достаточно много различных реализаций протокола CSLIP, поэтому вам скорее всего, не понадобится изобретать новую.

Предпосылки к появлению CSLIP

Чтобы понять, почему сжатие заголовков пакетов столь эффективно, давайте рассмотрим некоторые типичные сетевые задачи;

- интерактивный вход в удаленный компьютер (Telnet);

- интерактивная передача файлов (FTP);

- электронная почта с использованием Simple Mail Transfer Protocol (SMTP);

- чтение и передача новостей с использованием Network News Transfer Protocol (NNTP).

Как и любая другая линия связи, последовательная линия переносит пакеты данных пользователя, снабженные заголовками. Для увеличения пропускной способности линии не мешало бы сжимать заголовки пакетов. Способы передачи пакетов по сети делятся на две большие категории: интерактивные и неинтерактивные. Мы покажем позже, что эффективность канала связи зависит от типа передачи пакетов.

Прекрасными примерами неинтерактивной передачи пакетов служат два протокола: FTP и NNTP. Разумеется, начальная стадия работы обоих процессов включает их ручную настройку и передачу параметров. Однако все, что происходит потом, - это перекачка информации с одного сетевого хоста на другой, не требующая вашего вмешательства. При запуске ftp с вашего компьютера, вы указываете имя файла для передачи, а потом сидите и ждете, пока поток байтов, составляющих этот файл, попадет с другого хоста на ваш собственный. Точно так же вы выбираете группу новостей в приложении NNTP и ждете, пока все новости с сервера передадутся на ваш компьютер. Это примеры неинтерактивной передачи пакетов.

Типичным примером интерактивной передачи информации служит Telnet. Каждое нажатие на клавиатуре пользователя обычно приводит к посылке пакета, содержащего код введенного символа, на удаленный сетевой хост. Несмотря на то, что многие реализации Telnet умеют передавать сразу всю введенную строку символов, обычно эта возможность не используется, ибо пользователь хочет получить незамедлительную реакцию удаленного компьютера на введенный символ. Кроме того, удаленный компьютер посылает пакет-подтверждение с копией введенного символа обратно пользователю. В общем, Telnet создает двунаправленный поток данных, состоящий из маленьких пакетов.

Обыкновенно IP-заголовки имеют длину в 20 байт, заголовок TCP имеет длину также в 20 байт. Отсюда следует, что сеанс Telnet создает пакеты данных длиной в 40 байт заголовков для каждого переданного символа в один байт. Для понимания принципа работы CSLIP нужно усвоить два различных, но тесно связанных понятия: эффективность линии и интерактивная реакция системы. Эффективность линии - это коэффициент, равный длине заголовка TCP/IP-пакета, деленной на длину заголовка плюс длину данных пользователя в этом пакете. Мы сейчас вычислим эффективность линии для сеанса Telnet.

Предположим, что программа Telnet передает один пакет на одно нажатие клавиши, которое, в свою очередь, состоит из одного символа длиной в байт. Пакет данных, содержащий символ длиной в байт и снабженный TCP/IP-заголовками (еще 40 байт), будет иметь длину в 41 байт. Приемник пакета должен послать обратно подтверждение о доставке, и это будет пакет длиной в 41 байт. Теперь сосчитаем эффективность линии. Она составит менее трех процентов (процесс передачи по TCP/IP дуплексный, так как пакеты данных следуют независимо друг от друга в обоих направлениях, поэтому эффективность линии считается независимо для обоих направлений. Впрочем, в нашем случае результат одинаков как для одного, так и для другого направления).

Для увеличения эффективности линии надо либо увеличить количество данных в пакете, либо уменьшить размер заголовков. Алгоритм CSLIP концентрирует внимание на уменьшении размеров заголовков пакетов. Кроме того, CSLIP соблюдает требования интерактивной реакции системы. Интерактивность реакции системы - это просто ее свойство убедить пользователя в том, что все работает. Например, когда пользователь нажимает клавишу, он, вполне понятно, хочет увидеть, как введенный символ отобразится на его мониторе. Если работа сети приводит к ощутимым задержкам при передаче пакета, пользователь расценит интерактивность сети как неудовлетворительную.

В RFC 1144 рассматривается, каким образом особенности передачи заголовков пакетов сетевых данных могут влиять на восприятие ситуации пользователем. Предположив, что каждый введенный символ приводит к появлению двух пакетов длиной в 41 байт, получим, что для обеспечения задержки эха не более чем на 200 миллисекунд, необходимо, чтобы скорость обмена составляла по меньшей мере 4000 бит в секунду. Другими словами, медленная последовательная линия заставляет пользователя думать, будто скорость работы программы мала, даже если программа вполне эффективна в действительности.

Неинтерактивная передача пакетов также может влиять на интерактивную реакцию системы. Например, чтобы передача неинтерактивных пакетов обладала эффективностью более 90 процентов при длине TCP/IP-заголовков в 40 байт, необходимо сохранять максимальную длину пакета (MTU) в диапазоне от 500 до 1000 байт. Предположим далее, что ваше соединение SLIP имеет MTU 1024 байт при скорости модема 9600 бод. При этом, один пакет в одну сторону будет передаваться приблизительно в течение секунды. Любой интерактивный сеанс будет при этом ждать окончания передачи неинтерактивного пакета.

Влияние аппаратных средств

Кроме рассмотренного нами человеческого фактора, на проектирование протокола также влияют и некоторые особенности аппаратных средств. Производители модемов используют различные способы увеличения эффективности работы этих устройств. При программировании приложений нет необходимости знать досконально, что происходит внутри модема, однако нужно обратить внимание на некоторые вещи.

Теория связи оговаривает фактическую полосу пропускания между двумя устройствами. Эффективная полоса пропускания в зависимости от используемой техники позволяет увеличить (и превысить) фактическую полосу пропускания при сжатии передаваемых данных. Сжатие данных позволяет передать их больше за одно и то же время. В некоторых случаях достигаемая при этом скорость передачи превышает теоретический предел скорости канала связи.

В дуплексном протоколе, характерном для модема, данные следуют в обоих направлениях одновременно. Однако для обоих направлений редко применяется одна и та же полоса пропускания, так как одна из сторон, участвующих в соединении, скорее всего, передает больше данных, чем другая. Именно для нее отводится большая полоса пропускания за счет противоположной стороны. Распределение полосы пропускания происходит прозрачно для пользователя и управляется самим модемом.

Чтобы определить, какая из сторон в соединении требует большей полосы, производители модемов считают, что одной из сторон всегда является человек, и именно она требует наибольшей полосы. Модем, однако, должен самостоятельно догадаться об этом. За отправную точку берется скорость в 300 бит в секунду. Большинство людей не могут печатать со скоростью, превышающей указанную. К сожалению, ситуация меняется, как только мы начинаем передавать пакеты TCP/IP с заголовками из сорока байт на каждый введенный символ. Скорость увеличивается в соотношении 40:1 и заставляет модем часто менять полосы в противоположных направлениях. IP-пакет размером в 41 байт состоит из 328 бит, что выходит за пределы, предписанные для узнавания человека модемом. При покупке модема следует обращать внимание на такие тонкости, как поддерживаемые типы сжатия данных и другие возможности по передаче данных. Покупка хорошего в этих отношениях модема позволит вам значительно увеличить производительность сетевого соединения.

Цели проектирования

Современная архитектура модемов позволяет сократить потребность в скорости передачи нажатий клавиш до 300 бит в секунду и даже меньше. Если мы рассматриваем десятибитовую последовательность на один символ (восемь бит данных плюс старт- и стоп-биты), 300 бит в секунду образуют полосу пропускания в 30 байт данных в секунду. Обычная скорость печати на клавиатуре составляет 5 символов в секунду. Таким образом, для передачи заголовков остается 25 байт (30 - 5) при условии сохранения выбранной максимальной полосы пропускания в 300 бит в секунду. Другими словами, на один передаваемый символ допустимо передать еще и пятибайтовый заголовок. Кроме того, такая передача сохраняет хорошую интерактивность системы, так как пауза между нажатием и получением эха у нас не превысит 200 миллисекунд при скорости 4096 бит в секунду.

Реализация SLIP

В RFC 1144 обсуждаются методы, служащие для сокращения необходимой длины передаваемых заголовков с 40 байт на пакет до всего лишь трех-пяти. Джекобсон показывает, что на протяжении TCP-соединения около половины информации заголовка остается неизменной. Протокол CSLIP требует, чтобы после установки TCP-соединения хостами, они хранили у себя копии последнего принятого и переданного пакетов, и в дальнейшем, храня у себя номер текущего соединения, просто передает изменения в заголовках, позволяя собирать реальный заголовок на основе имеющейся неизменной части и принятого изменения.

Как только появляется новый CSLIP-пакет, сетевое ПО по идентификатору устанавливает, к какому соединению он относится и восстанавливает его в нормальном виде. Как видим, по CSLIP не передаются настоящие заголовки пакетов, что сокращает размер пакета сразу на 20 байт.

Далее, CSLIP не передает поле IP заголовка "Общая длина пакета" (Total Length), получая его вместо этого от сетевого уровня соединения и сокращая длину еще как минимум на два байта. В заголовке IP-пакета остается только поле контрольной суммы заголовка, однако нет никакой необходимости передавать контрольную сумму отсутствующих данных. Вместо передачи контрольной суммы заголовка CSLIP вычисляет ее на месте, в отличие от SLIP, который по-прежнему вынужден передавать контрольную сумму по каналу связи. Мы убираем контрольную сумму заголовка - и получаем еще два байта экономии.

В результате остается еще 16 байт в заголовке пакета, которые могут изменяться на протяжении сеанса TCP/IP. Разумеется, они изменяются не постоянно, а лишь иногда. В RFC 1144 отмечается, что, скажем, протокол FTP изменяет только идентификаторы пакетов (ID), номер последовательности и контрольную сумму в направлении от передатчика к приемнику. Идентификатор пакета, пакет-подтверждение, контрольная сумма и, возможно, окно передачи - вот что обычно изменяется по направлению от приемника к передатчику. Передатчик CSLIP всегда хранит копию последнего посланного пакета у себя. Таким образом, он знает, какие именно изменения произошли в следующем по счету пакете для передачи. Если передатчик шлет только изменившиеся байты, средний размер заголовка пакета становится равным примерно десяти байтам. Зная, каким образом изменяются поля в заголовке, можно достичь еще большего сокращения его размера.

Идентификатор пакета изменяется, как правило, на единицу при передаче каждого нового пакета. Что это значит? Что разность двух идентификаторов можно закодировать небольшим положительным целым числом, меньшим, чем 256 (один байт). Как правило, это число равно единице. Далее, для передатчика номер последовательности текущего пакета будет числом, полученным от сложения этого номера у предыдущего пакета с длиной предыдущего пакета. Максимальная длина IP-пакета равна 64000 байт, значит, изменение номера последовательности между двумя пакетами никогда не превысит двух байт. На этом этапе, посылая вместо реальных полей только их изменения, CSLIP экономит нам еще от трех до четырех байт дополнительно.

Итак, мы сумели сократить размер TCP/IP-заголовка с 40 байт до пяти, что и являлось поставленной целью. Детали реализации в общем случае не существенны, если только вам не хочется написать собственную реализацию CSLIP...