Metal Gear Solid 2: Substance
Опубликовано в журнале "Компьютер Price" http://www.comprice.ru/
Сергей Водолеев
Как начинаются довольно часто статьи о
компьютерных играх: "Вот наконец-то и дождались". Вышла PC-версия
одной из наиболее громких и широко муссируемых в свое время игрушек
мира - MGS2. Сегодня мы постараемся помочь вам, уважаемый читатель,
разобраться - нужна лично вам эта игра или не нужна.
Первый
Metal Gear Solid был одной из лучших игр на первой Playstation, а
некоторые даже считают, что и самой лучшей. Сейчас нет смысла
перечислять, почему - наверняка большинство из нас играло в
PC-версию, появившуюся в 2000 году (да и сейчас еще ее нетрудно
найти на прилавках). Скажем так - для того состояния дел, которое
царило в жанре стелс-экшн на тот момент, это был прорыв, плюс к тому
игра была сделана идеально от начала и до конца. Поэтому миллионы
поклонников не просто ожидали, а суперожидали продолжения,
подогретые активной рекламой и "дразнилками". Впечатление же от
второй серии оказалось резко неоднозначным. Поменялось буквально все
- от главного героя до стиля истории - в результате чего многие фэны
отвернулись от сиквела, посчитав его много хуже первой части.
Несмотря на множество уникальных особенностей этой высокобюджетной
игры и ее великолепное исполнение.
Сегодня мы получили в свое распоряжение порт
Xbox-версии MGS2: Substance, которая в свою очередь является портом
первоначальной MGS2: Sons of Liberty (изменения в названии означают
не слишком значительные дополнения, которых мы ниже коснемся). С
момента выхода первоначального варианта прошли ... ну, можно
сказать, что уже и годы. Мир симуляторов stealth-диверсантов ВЕСЬМА
продвинулся за это время. Какова оценка и перспективы игры - на
данный момент?
На самом
деле, они очень и очень неоднозначны - по крайней мере, в нашей
стране. Посему - начнем, пожалуй, с плохого. Прежде всего, надо
понимать, что - в отличие, к примеру, от того же Splinter Cell,
которого можно было бы обозначить как основного конкурента -
сюжетная линия в MGS2 имеет как минимум такое же, если не
доминирующее значение, по сравнению с собственно действием. Эта игра
- интерактивное кино, визуально блестящее, использующее не только
ролики на движке, но и видеоролики в прямом смысле слова. Их надо
видеть. Это - произведения игрового искусства. Трюк в том, что MGS2
опубликована исключительно в DVD-формате, причем на 9-гиговой
пластинке. Шансов получить такой вариант в России - маловато, что в
"дешевом", что в "дорогом" исполнении. Пока всем приходится
довольствоваться "рипами" - нам достался 4-дисковый вариант, есть
информация о наличии также трех-, пяти- и даже восьмидисковых
версий. В нашем случае четыре CD развернулись в 2.5-гигабайтный
архив, который раскрылся в семигигабайтный директорий. Казалось бы,
довольно большой объем - но ролики смотрелись довольно неприятно
(злостная потеря кадров), а если сравнить с запущенной рядом
PS2-версией - то и откровенно паршиво, причем все нужные директ-иксы
и драйвера были установлены. Можно, конечно, списать на плохое
качество портирования - потому что игровая графика на средней машине
тоже выглядит куда как менее шустрой, чем на довольно старой уже
приставке, и даже в особо насыщенных действием сценах наблюдаются
драматические падения fps - но уж ролики-то не такая трудная задача
воспроизвести? В общем, видео скорее всего безжалостно пережато и в
итоге совсем не так хорошо, как ожидается от интерактивного кино,
что убивает значительную часть удовольствия. Во-вторых - в игре
достаточно много разговоров и вспомогательных текстов (вплоть
до120-страничного опуса), воспринимать которые на "ломаном русском",
возникающем после лихорадочно спешного "перевода" - одно мучение.
Тестированная нами версия была russian-only - при приобретении своей
отнеситесь обдуманно к этому вопросу. В третьих - подход к
управлению PC-игрой был попросту безответственным - в результате,
играть при помощи мышки и клавиатуры практически невозможно. Это
очень печально, но это факт - либо вы идете в магазин за современным
геймпадом (желательно десятикнопочником с аналоговыми стиками), либо
забываете про Metal Gear Solid 2. Мы не спешим обвинять авторов
порта - ведь управление в игре ОЧЕНЬ сильно привязано к паду, и
переделка его повлекла бы за собой серьезные изменения в самой
структуре игры, ощущениям от нее. Но факт остается фактом. Ну и
напоследок - игра все же действительно лучше воспринимается теми,
кто не сталкивался с первым MGS. Те, кто любил его - начинают все
время невольно сравнивать, и слишком много сравнений оказываются не
в пользу продолжения. Молодой солдат Рейвен вместо классного,
полюбившегося многим профи из первой части. Попсовые, откровенно
извращенные персонажи-боссы, начисто обнулившие правдоподобие
происходящего. Фантазия, так сказать, разгулялась слишком далеко.
Чего стоит только завязка сюжета, когда на "мирный танкер",
перевозящий секретное супероружие под охраной переодетых в
гражданское маринесов, высаживается ... десант русских спецназовцев
с русского же вертолета, причем дело происходит на реке прямо
посередине Нью-Йорка :) Не говоря уж о том, что новых хозяев корабля
совершенно не заботит аспект маскировки, который как раз и заставил
американцев "выглядеть мирно". Короче, пусть фантастический, но все
же реализм-style первой игры был заменен развесистой клюквой, но
даже и не это главное. Хуже, что великолепный стелс оригинала
слишком часто подменен в сиквеле тупым экшном. К чему, скажите, вам
мучить себя, прячась и опасаясь, - когда тех же целей можно достичь
попросту грубой силой? Цитируя одного опытного геймера: "Первую
часть я прошел до конца с удовольствием, а вторую - с отвращением".
Не менее красноречиво и соотношение рейтинга игры на одном из
популярных игровых западных сайтов: обозреватель дает игре 7.8, а
вот "средний юзерский" - только 6.2. Это значит - игра не смогла
попасть в ту немногочисленную касту избранных сериалов, в которых
продолжение всегда однозначно лучше оригинала.
Однако, если вышесказанное вас все же не смутило, и
особенно, если вас греет не испорченное сравнениями со "старыми
добрыми временами" любопытство - в игре, конечно, можно отыскать и
массу удовольствия. Ведь, несмотря ни на что - это один из самых
громких и высокобюджетных проектов за историю индустрии. Причем дать
о нем верное представление в тексте - довольно трудно. Мир игры
действительно очень оригинален даже и в мелочах, подобрать аналоги
почти невозможно. Пример: вы стоите у стены, в месте, где коридор
загибается за угол. За углом - враг, его видно на радаре. Вы
нажимаете направление, и ваш герой приникает спиной к стене. Вы
зажимаете кнопку "заглядывания в сторону налево", и персонаж
заглядывает за угол, хотя находись он в обычном состоянии - только
бы чуть-чуть отклонил голову. Затем вы зажимаете кнопку "вида из
глаз", и переходите в вид от первого лица. Теперь вы зажимаете уже
третью кнопку - "приготовиться к стрельбе" - и достаете пистолет,
который наводите стиком точно на задницу врага (от части тела
зависит, насколько быстро подействует транквилизатор). Затем
бросаете одновременно все кнопки - и ваш герой, произведя выстрел,
возвращается в исходное состояние, равно как и камера. С точки
зрения бывалого игрока в first person shooter на PC - звучит
довольно бредово. Но поверьте - когда вы в игре, это интересно и
интригующе. Вообще, игра нарушает большинство привычных PC-юзеру
конвенций - но тем, возможно, она и хороша?
Обилие
деталей, мелочей, оригинальностей, секретов - как раз то, что и
создает игре атмосферу. Объявляя себя как tactical espionage action
- MGS2 не становится тем не менее симулятором (так, на нормальном
уровне сложности ваш герой может выдержать изрядную дозу свинца в
упор). Это именно экшн-игра, в которую элементы реализма просто
вносят дополнительный интерес. Герой одновременно многое умеет и
многого не умеет. Умеет разными способами привлечь внимание врагов,
но не умеет запрыгнуть на элемент обстановки (хотя на какие-то может
залезть). Может спрятаться в шкафчик (если только в нем нет трупа,
конечно ;) ) или затихориться в укромном местечке (при этом камера
прихотливо на него взглянет с драматического ракурса - да и вообще
работа камеры восхитительна, тем более что над ней нет прямого
контроля) - но не в состоянии ограбить бесчувственную жертву на
предмет ее оружия. Может использовать врага в качестве живого щита
или ткнуть ему стволом в спину - но нечем пнуть противника, сбитого
с ног. Тем, кстати, кто захочет освоить все тонкости управления
персонажем - предлагается возможность изучить описание его основных
действий, а затем напрактиковать их до бесчувствия на протяжении
пятисот "VR-миссий", которые как раз и являются одним из основных
дополнений к версии-оригиналу. Хотя и это не снимет массы вопросов.
Например, ваш напарник по информационной поддержке сообщает по
радио: "Будь осторожнее при стрельбе в местах, где проложены
трубопроводы, - по ним проходит под давлением перегретый пар ...
впрочем, можешь использовать это как ловушку". Вам остается сидеть и
думать, как же это использовать :) Фанатов реальности может смутить
и странная подслеповатость и глуховатость врагов (впрочем, кто
мешает пройти им игру заново на сложном уровне, заодно заметив массу
любопытных деталей, на которые не хватило внимания в первый раз).
Причем, враги эти прибегают целыми толпами - поболее, пожалуй, чем
могло поместиться на несчастной камовской "Касатке", с которой
осуществлялся десант, разве что она поработала некоторое время
автобусом-челноком. И успокаиваются враги, отменяя тревогу, очень уж
нежизненно быстро. В общем - кто захочет придраться к игре, тот
запросто найдет, к чему. Вот хоть к кровавым следам, которые
оставляет за собой ваш герой, когда ползет, израненный, в поисках
кровеостанавливающего бандажа и целебного рациона. Да и патроны для
транквилизаторного пистолета тоже кто-то заботливо разложил.
Конечно, не только пистолетом будете вы живы. В игре
обошлись без откровенно фантастического оружия - но пистолетов,
винтовок, снайперок и ракетниц вам предложат достаточно (хотя не
бой, напомним, главное в игре, предполагается, что биться надо в
основном с боссами). И даже меч будет. Равно как будут и гаджеты -
термальное зрение, направленные микрофоны, шпионские камеры,
взрывчатка, детекторы движения. Сигареты, чтобы при помощи их дыма
выявлять лучи системы секьюрити. Оглушающий газ. Самое мощное оружие
- это конечно, радар, на котором видны все враги и куда они смотрят.
Любители реализма могут вообще выключить его, но тогда они
столкнутся уже со сложностями в игре слишком значительными, геймплей
под это не слишком рассчитан, и увлекательное кино превращается
очень быстро в мучительное. Ведь в дефолтном виде от третьего лица
очень мало видно, что происходит вокруг, а в виде от первого лица
можно прицеливаться, но невозможно перемещаться.
Великолепный 3d-звук, масса тонких приколов и параллелей с
известными феноменами современной масс-культуры. Набор
дополнительных миссий для особых фанатов, позволяющих пройти
некоторые моменты сюжета за другого персонажа или просто
поотрываться в нестандартных ситуациях. Никакого мультиплейера.
Где-то впечатляющие, а где-то скептически оцениваемые дизайнерские
решения. Анимация при помощи motion-capture. Даже скрытые персонажи
и скрытые миссии для них.
Игра, на сегодня, очень неоднозначная. Слишком большие
задумки явно не смогли реализоваться во всей глубине, хотя и то, что
вышло, - монументально. Логически - все, буквально все говорит, что
лучше предпочесть ей суперский Splinter Cell. Кроме ощущений,
которые получаешь, непосредственно поиграв :) Splinter вроде бы и
сильнее графически - но всю MGS2 визуально пронизывает чувство стиля
и артистизм, которого конкурент не имеет, и это не вспоминая о
чудесных роликах, которые дадут чему угодно сто очков вперед, если
смотреть их как надо. MGS2 - это прежде всего атмосфера. Она может
понравиться вам, а может и нет. Кто-то сочтет ее банальным
упрощением, а кто-то - идеальным компромиссом. Но она настолько
своеобразна, что ее критично жаль упустить. Наше мнение - если
дождаться нормального официального релиза - на DVD и с качественным
русским переводом, то это очень стоящая покупка (приплюсуйте сразу
геймпад). К сожалению, реальность появления такого варианта пока
достаточно сомнительна. Пользоваться ли тем, что есть сейчас?
Слишком трудный вопрос, и мы с крайним неудовольствием остаемся по
нему без конкретной позиции.