Игры от Сергея Водолеева
Опубликовано в журнале "Компьютер Price" http://www.comprice.ru/
Сергей Водолеев
Homeplanet
Homeplanet - "наш", доморощенный, "симулятор космических
сражений". Наконец-то дошли руки его посмотреть, и, как и ожидалось
в общем, приятных неожиданностей никаких не обнаружилось - хотя
многие российские игровые продукты сегодня перешагнули ту линию, что
отличает поделку от шедевра, уже даже и на мировом уровне. Самое
приятное, что было встречено в игре, - это достаточно красивая и
хорошим голосом рассказанная предыстория сюжета - о том как
человечество изобрело гипердрайв и устремилось в массовом порядке в
космос, а дальше дружная семья колоний перессорилась между собой,
затем на одной отдельно взятой вашей домашней планете
"киборгизированные" нейроимплантами люди поссорились с "предыдущей
моделью", естественной. А победив, перессорились, естественно, между
собой, в коей заварушке и вам принимать участие. История эта внушала
мысль, что в данном случае наняты разумные сценаристы и текстовики -
увы, мысль, не подтвердившуюся впоследствии. Космическая военная
машина черт-знает-где-расположенного киборгизированного насквозь в
целях мозгового контроля клана, подозрительно напоминает гибрид
советской армии и классических стереотипов "идеального космического
флота демократического государства". Описания космических машин
изобилуют явно избыточными деталями (потому что в целом проработка
мира далеко не так глубока и не так драматична, как в каком-нибудь
Великом Исходе Керенского из Battletech), не отличаясь в то же время
полезной конкретикой. Диалоги слабы - и главная их проблема, может
быть, в серьезном несоответствии обстановки, текста и интонаций,
которыми в ней его читают (впрочем, голосовая игра актеров -
известный бич нашей продукции, и не только игровой). В итоге -
сюжет, скажем прямо, не затягивает. По крайней мере, виртуального
космопилота со стажем, привыкшего, что ему красиво преподносят
красивые саги.
Не
затягивает и внешняя сторона игры. Космический симулятор должен быть
красив. Это правило. Все некрасивые космические симы умерли, так
толком и не родившись. Потому что только очень небольшую группу
геймеров способен удовлетворить контент в чистом виде, остальные
предпочитают на что-нибудь смотреть. Опыт создания "красоты из
пустоты" в мире накоплен значительный, но пейзажи Homeplanet до него
явно не дотягивают. Из достойного хочется упомянуть разве что
планеты да достаточно любопытные дизайны больших космических судов.
Из очевидных недостатков - очень неприятные ощущения, связанные со
звездным небом при маневрировании: перспектива там неправильно
обрабатывается или что, но только нет ощущения бескрайних глубин
космоса, а есть ощущение натянутого на что-то вогнутое полотнища со
множеством белых точечек. Также очень коробят "псевдозвезды", или
как их там - словом то, что в большинстве космосимов призвано
отображать направление и отчасти скорость движения вашего корабля,
они сделаны не то что плохо, а просто-таки отвратительно. Ослепление
от солнца тоже какое-то детсадовское. Все остальное - космические
истребители и штурмовики, индикация, элементы декора вроде
туманностей, выстрелы и взрывы - ну так себе, смотреть можно, но без
энтузиазма. "Операторско-режиссерская" работа нулевая, космос
одновременно и нереальный, и непривлекательный.
Несколько лучше дела обстоят с собственно симуляцией.
Суть игры, на самом деле, подсознательно раскрывается в режиме
"конструируемого виртуального боя" (это единственный, кроме
однопользовательской кампании, игровой режим - мультиплеера, увы,
нет и в помине). Виртуальные сражения, где вы можете набрать
несколько боевых машин с каждой стороны и принять участие в схватке
между ними, проходят в девственно стерильном, совершенно
недекорированном черном пространстве. Если авторы игры полагают
такой процесс интересным, тогда понятно, отчего их игра получилась
именно такой. Всякие излишества, вроде красивых звезд, только
мешают, видимо, чистому искусству футуристических битв :)
Представляем, какого труда стоило менеджерам уговорить разработчиков
включить в игру, помимо "правильной симуляции", еще и аркадный
режим, прозванный, в целях маскировки, "круизным", где, якобы,
компьютерный навигатор компенсирует все боковые скорости, и "летим
куда смотрим", в итоге (для сохранения лица в этом режиме ограничили
максимальную скорость). А вот для правильной симуляции в игре
предусмотрено все, фактически, что было найдено в
играх-предшественниках - навигационные точки, коммуникации, ракетные
и лучевые системы с расчетом упреждения по захваченной цели. Щиты,
маскировочные устройства, ловушки и генераторы помех. Стрейфинг и
форсаж, управление напарниками. Десятки кнопок и комбинаций в меню
контроля - сплошное наслаждение для симуляторщика. И сплошная беда
для новичка, который вряд ли сможет пройти даже первую, якобы
"обучающую" миссию, без того, чтобы не закопаться по уши в море
деталей и непоняток, которые никто не трудится толком объяснить
(хотя и пытается, по-своему). А разбираться в игре самому, какая
кнопочка что делает, - это удовольствие мы проходили на заре
игростроения, современный геймер этого уже не хочет.
Итого - "игра для своих". Умелый мастер, в деталях
освоивший Ил-2 и не расстающийся с авиационным джойстиком, возможно,
почерпнет здесь немало приятного. Обычный же геймер, из таких
тонкостей fun извлекать не умеющий или не желающий, вряд ли будет
приобретать Homeplanet, который не способен завлечь ни яркой
оберткой, ни захватывающим, веселым геймплеем. Он лучше поиграет во
Freelancer, или другую какую классику (благо космосимов в недавнем
прошлом - завались). Мы тоже так поступим, пожалуй, - тем более что
использование любимого геймпада регулярно отчего-то подвешивает игру
:)
Microsoft Flight Simulator 2004: A Century of Flight
Вряд
ли нам достанет компетентности рассказать, что принесет MS Flight
Simulator 9 (такой вот номер значится в установочной директории
игры) в жизнь серьезных виртуальных пилотов - можем разве что
проронить несколько цельнотянутых фраз насчет "динамической погоды",
"классических исторических самолетов" и "отличной совместимости с
предыдущими версиями игры". Тем более, что они, скорее всего, знали
все это и многое другое уже задолго до выхода игры. Хочется
поделиться другим: MS Flight Simulator, всегда выглядевший в глазах
обычного геймера чем-то безнадежно вырожденным, где-то не игрой
даже, а обучающей программой, в которой без прочтения
тысячестраничного мануала не разберешься (что в целом не так уж
далеко от истины), вдруг предстал созданием достаточно дружелюбным,
открытым, даже привлекательным. И можно даже обнаружить пару-тройку
причин, почему эта трехдисковая (в оригинале четырехдисковая или
даже больше) игра может быть нужна и геймеру, к серьезной
виртуальной авиации отношения не имеющему.
И главная причина, конечно же, - красота. Современные
графические технологии соединились наконец с достойной процессорной
мощью, что позволило синтезировать воздушные пейзажи, уже напрямую
намекающие на фотореалистичность. Если вы обладаете хорошим
воображением и не будете слишком придираться к неизбежным в
серьезных симуляторах распадам текстур на малых расстояниях и
высотах, вы можете быть впечатлены и даже поражены полетами,
специально рассчитанными на демонстрацию воздушных красот. "На север
к Ниагаре", "Майами в лунном свете", "ночной О'Хара", "сумерки в
Гонконге", "рассвет над Гизой", а также множество им подобных
сюжетов способны зачаровать "настоящестью" происходящего,
удивительной красотой родной планеты, талантливо перенесенной в
виртуал. Подкрепленной чудесно сделанными, уютными виртуальными
кабинами и баюкающими своей надежностью звуками - "летите" ли вы на
скромной винтовой одномоторке, винтокрылой машине или могучем
боинге-747. И уж совсем некуда деваться из этой эмоциональной
ловушки благодарным читателям Экзюпери и Ричарда Баха - здесь они
рискуют найти очень достоверное воплощение практически любой из
своих воздушных фантазий. А самое главное: чтобы насладиться игрой
вот на таком вот, исключительно эстетическом уровне, не нужно
ничего, кроме как взять в руки геймпад, на одном из стиков которого
расположено управление штурвалом, а на другом - газ и "руль на
хвосте". Кнопку разблокировки тормозов вам любезно подскажут на
взлете. Если у вас нет геймпада, ну, придется заглянуть в настройки
контроля и посмотреть, какими кнопками все это дублируется (кроме
того, в любом случае рекомендуется заглянуть в настройки и "задрать"
графические параметры повыше - по умолчанию игра страхуется).
Пожадничавшие на геймпад, кстати, лишатся прелести обратной связи -
поскольку MSFS буквально что открыла нам глаза на то, какими
нюансами, оказывается, могут обладать вибрации обычного u-pad (для
самолетного симулятора это особенно, согласитесь, любопытно, потому
что все летающие машины имеют обыкновение вибрировать, и в разных
ситуациях по-разному).
А вот
те, кого воздушные приключения впечатлят не на шутку и зародят в
душе зерно стремления к авиации, могут, воспользовавшись игрой,
начать осваивать тонкости воздушного вождения. Благо имеется полный
набор детально и с наглядными схемами расписанных уроков, и каждый
навык, конечно же, тут же можно потренировать. Увы, локализатор,
конечно, поленился перевести их на русский, так что впечатленным
придется либо знать английский, либо ждать локализации официальной,
которая не факт что и состоится. Как выясняется, вождение самолета
дело, конечно, сложное, но не безмерно; наградой же упорным ученикам
может стать слияние с воздушной машиной - пусть пока и виртуальной,
и уникальные разнообразные переживания. Уникальные - потому что вы
имеете возможность воссоздать самые выдающиеся полетные подвиги в
истории (некоторые миссии, между прочим, длятся по нескольку часов и
даже суток реального времени; конечно же, есть возможность
сохраняться). Разнообразные - потому что симулятор позволяет
воспроизвести любые погодные условия в любой точке планеты (в том
числе и полетать в реальных погодных условиях, которые в данный
момент в этой точке наличествуют - если у вас есть Интернет, чтобы
синхронизироваться с метеорологической картой). Вопрос о том,
насколько достоверно воссоздана наша планета, остается открытым,
конечно. Но почти наверняка, если вы, решив полетать солнечным днем
над Гаваями, обнаружите на окраине острова живописный маяк, то ваша
отдыхающая там девушка сможет его найти и в реальности, пользуясь
вашими четкими указаниями (вроде "пройти от аэропорта двадцать
километров на север" :) ). А еще можно взлететь из Чикаго в
произвольной миссии - и направиться прямиком в Нью-Йорк, чтобы
удостовериться, что в нем больше нет башен.
Есть и
многопользовательская поддержка, хотя тут, конечно, возникнет вопрос
о легальности вашей копии, все же вы имеете дело с программным
продуктом самой MS :) Но если игра по-настоящему зацепит, почему бы
и не приобрести, ведь в мире насчитывается великое множество фанатов
виртуального пилотажа, а целые софтверные компании живут, занимаясь
исключительно выпуском "дополнений" и "навесок" к полетным
симуляторам.
Резюмируя - очень мощная игра (если симулятор реальной
среды без ярко выраженных целей и азарта можно назвать игрой), но,
конечно же, не для каждого. Если у вас достаточно мощный компьютер и
сказанное выше хоть немного вас зацепило, очень рекомендуем хотя бы
попробовать.
Midnight Club 2
Странное название у этой двухдисковой автогонки.
Какие-то невыразительные лица на обложке. Явное отсутствие
стремления у продавцов дисков выкладывать игрушечку на почетные
стенды "выдающихся новинок". И очень, кстати, зря, потому что
игра-то эта - от любимой всеми за Grand Theft Auto компании Rockstar
и ее младшего подразделения Rockstar San Diego. Ребята, по всей
видимости, решили выдоить свой действительно выдающийся
автомобильно-мегаполисный движок до последней капли, сделав на его
основе не только свой суперсериал об угонщиках, но и "еще
что-нибудь". В данном случае - о гонщиках, да не простых, а уличных.
Стрит рейсерах то бишь, хорошо знакомых общественности по фильму
"Форсаж" и московской реальности :)
Первые впечатления от игры были странноваты. Если
запустить просто с ходу аркадную гонку, выглядит как-то блекло, по
всем параметрам проигрывая "концентрированным" дорожным
симуляторо-аркадам, годы жизни положившим на синтез трассы и
соперников. А тут что - простенькие машины, простенькие текстуры
покрытий. Хуже даже, чем в самом Vice City. Разве что свет фар
реализован впечатляюще, причем с переключением с ближнего на
дальний. Огорчает и нескомпенсированность какая-то графических
скоростей, потому что ощущения от игры на 800x600 и 1600x1200 - это
большая разница, как ни странно, а не просто потеря детальности. Сам
процесс какой-то рваный, судорожный, излишне быстрый. Сразу видно -
заехали не в ту степь, потому что качество изображения не впечатляет
(тем более что действие-то происходит по ночам), никакого особенного
интереса не просматривается, а комплексность городского ландшафта
здесь как будто бы и ни к чему.
А вот не тут-то было - выясняется сразу, как только
геймер решает все-таки попробовать поучаствовать в кампании (есть,
конечно, и игра по локалке, и через Интернет). Потому что кампания -
это не просто набор гонок, скорее, это набор приключений на колесах.
Грамотно сконструированный, грамотно выжимающий все самое интересное
из особенностей городской среды. Как будто бы поставивший целью
продемонстрировать богатейшую фантазию авторов на тему: как, с кем,
где и по каким правилам можно гоняться и какими разнообразными могут
быть происходящие события. Потому что быстрый серпантин по узкой
улочке жилого района на холме чередуется со скоростными разборками в
индустриальной зоне.
Плотный трафик перекрестков со скриптованными
грузовиками - с жестким полицейским преследованием. Быстрые короткие
заезды по сложной фиксированной трассе (которую приходится попросту
многократными пробами и ошибками изучить, чтобы победить, при том
что все "гражданские" машины расположены каждый раз по-разному) -
творческими метаниями в ареале, где маршрут от одного чекпойнта
(фантастические уходящие в небо столбы света в японском стиле) до
другого приходится прокладывать самому по карте и своему разумению.
Сложные моментальные трюки - вроде неожиданных коленец
и узких ворот - и огромные пространства живого города, сращенные с
ощущаемо высокой скоростью. Драйв происходящего, азарт, скорость
очень быстро пробирают настолько, что любые минусы графики очень
быстро отступают на второй план, тем более что классные столкновения
и подлетающие в воздух пешеходы (нет ни повреждений, ни физики, ни
штрафов за убийства, кроме внимания иногда полицейских) вполне
компенсируют отсутствие изысков.
И главное - азарт-то не исчезает со временем, потому
что каждый уровень - это нечто новое. Тем более что тут еще два
города, которые можно открыть (Париж и Токио) и просто МОРЕ
нуждающихся в открытии машин (три десятка, в том числе мотоциклы).
Кроме того, постепенно можно открыть и хитрые приемы вождения.
По
мере "взросления" все более и более агрессивным становится явно
коллективный (!) искусственный интеллект врагов, что потребует
напрягать не только "мускулы стального коня", но и собственные
мозги. А огромные, искусно проработанные и стилизованные морды
соперников на половину экрана помогут придать происходящему еще и
эмоциональную окраску, уж больно эти враги отвратительные :) Ну и
отличная музыка, которая является, практически, уже "визитной
карточкой" Rockstar.
Очень полезен при игре будет специализированный
манипулятор - с клавиатуры управляется ощутимо хуже. Совсем уж
погрузившихся фанатов поддержит в их увлечении редактор гонок, хотя
это, наверное, уже для фанатов мультиплеера (до 8 человек в заезде).
Резюмируя - исключительно правильная игра, отчего-то
проходящая почти незамеченной. Мы рекомендуем приложить все усилия,
чтобы ее все-таки для себя отыскать. Одна из лучших автоаркад
последнего времени, со всей очевидностью только укрепляющая
авторитет своего именитого производителя. Но - впечатляет только в
процессе игры, а не в процессе созерцания скриншотов :)
Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy
Было
достаточно неожиданно увидеть вдруг эту двухдисковую игру на
прилавке. Ведь в продажу она объявлена только в конце сентября!
Варианта, стало быть три: либо решили выпустить поскорее (что
практически невероятно), либо утащили где-то "золотой" оригинал,
либо бета-версия.
Наиболее оправданно, пожалуй, последнее предположение.
Хотя бы потому, что игра, инсталлируясь, не демонстрирует никаких
сопровождающих вспомогательных файлов, хотя бы даже тех же readme. А
еще потому, что великолепные, очень хорошо сделанные элементы,
соседствуют с явно сырыми и недоработаными - а игры по Star Wars
обычно или в целом очень хороши либо в целом плохи (когда, например,
их заказывают на пробу сторонним компаниям).
Тут
- совсем не то. Тут родной LucasArts в дружбе с родным Raven
Software - и чуть ли не на старом-добром квейковском движке. Очень
надеемся, кстати, что именно графика будет до релиза
усовершенствована прежде всего. А то, когда приходится на
действительно мощном компьютере опускаться до 800x600 (хотя
графическая система совершенно разумно предлагает начать с
1280x1024), это несколько отпугивает, особенно учитывая, что
картинка на экране отнюдь не фантастическая.
Достаточно сложная, насыщенная объектами, но вовсе не
фантастическая. Виной ли тому ориентированность игры быть выпущенной
в ноябре еще и на Xbox (не отразившаяся, по счастью, на управлении,
выполненном полностью по PC-канонам), или стремление разработчиков
ценой внешних декораций добиться неземной скорости и плавности
действия (которые, особенно в сочетании с грациозной анимацией
персонажей и мечом, действующим как источник света, производят
впечатление) - точно не известно. Но ясно, что игра берет вовсе не
пейзажами, и не реалистичностью обстановки. Она берет быстрым
экшном, атмосферой и захватывающим простым геймплеем.
Атмосферой - потому что действие происходит в
несомненно ассоциируемом (хоть кино по игре снимай)
звездновойновском антураже (10 лет после Битвы за Эндор, если вам
это что-нибудь говорит - когда поднимающая голову Новая Республика
теснит по всей галактике разваливающуюся Империю), где действуют все
любимые герои: Люк Скайуокер, компьютерный знакомец Кайл Катарн,
Чубакка, даже принцесса Лея Органа :) Вы - новобранец вновь
созданной Академии Джедаев, которой руководит лично Люк, и вы такой
особенный новобранец, который сам раздобыл себе лазерный меч, еще не
будучи Джедаем :)
Подкупает, кстати, возможность сконструировать себе
героя по вкусу - выбрав мужчину или женщину одной из четырех
гуманоидных рас, уточнив его лицо и одежду и выдав ему меч желаемого
цвета с желаемой рукояткой; и именно таким он будет не только в
игре, но и в роликах на движке, и к нему будут правильно обращаться,
учитывая пол (нам лично удалось создать грациозную сексуальную даму
той рогатой расы, которой принадлежал ученик главного гада из SW1 -
играть ею было одно сплошное удовольствие, очень красиво). Вы
побываете на знакомых планетах, увидите знакомые объекты - все в
рамках разнообразных миссий, которые поручает вам (под контролем
наставника) Академия, потому что там верят в "обучение во время
действия".
Разнообразие миссий создает геймплей. Он начинается еще
с брифинга, потому что перед стартом вы можете произвести "прокачку"
одной из джедайских сил (самостоятельно, фактически, выбирая форму
развития своего героя, причем, хотите - берете светлые, а хотите -
темные навыки).
Что еще интереснее - вы можете выбрать себе на миссию
оружие (помимо стандартного меча и пистолета) - пару стволов
потяжелее и что-то из дополнительного (гранаты, мины, взрывпакеты).
Стволы сделаны изумительно - очень приятные в обращении, ни один из
них не является "ультимативным оружием", позволяющим выкашивать
врагов подчистую, у каждого своя специфика, заставляющая активно
между ними переключаться. Тут, правда, спрятана еще одна неприятная
деталь, которая тоже, может быть, будет доделана в финале:
воздействие оружия на врагов, равно как и их искусственный
интеллект, откровенно не впечатляют :( Зато ультимативным оружием
является сам ваш джедай с мечом: когда он движется в боевом каскаде
быстро и ловко, не зевая, он оставляет только горы трупов, а ведь
есть еще всяческие джедайские силы, которые годятся не только
смотреть через стенки краулеров, растягивать время да тягать
тяжеленные глыбы. В этом боевом движении и состоит магия экшна,
боевой драйв, которым как раз и можно любоваться в данной игре.
Недаром эффектным ударам меча сопутствуют шикарно выглядящие
"кинематографические замедления". А если вам надоедает месить всех
по-приставочному, просто переключаетесь на оружие (вид,
соответственно, начинается от первого лица), и окунаетесь в
привычный FPS, не забывая забрасывать врагов еще и гранатами
(которые и они не забывают кидать в вас, причем, бывает и
сюрпризно). Управление игрой очень удобно и интуитивно, разве что
несколько помучаетесь с назначением на разные кнопки всевозможных
"сил", и тут не поможет и геймпад, играть с мыши удобнее.
Достаточно разнообразен не только сам процесс действия,
но и сами миссии. Вполне линейные, они, тем не менее, таковыми не
воспринимаются, давая достаточно "промежуточной свободы". К тому же,
они временами заставляют задуматься - как сделать что-то, как
куда-то попасть, отгадки же обычно являются не заумной искусственной
заморочкой, а простым и естественным решением. Конечно, естественным
с точки зрения Джедая - необходимо научиться мыслить, принимая в
расчет все его сверхчеловеческие способности. Очень приятной
является и одновременная доступность множества заданий, проходить
которые можно в любом порядке, прежде чем наступит новый этап игры.
Есть здесь и многопользовательский режим (с ботами тоже можно) - в
нашей версии он запускался отдельным файлом; здесь предусмотрены как
дуэли, так и массовые баталии, включая довольно сложные командные
единоборства.
Резюмируя - игра отличная (скорее, правда, с точки
зрения обычного геймера, чем бывалого FPS-ника). Игра веселая и
затягивающая - если вы не имеете ничего против некоторой
несерьезности в мире SW (слабо, конечно, верится в новичка, режущего
джедаев врага, как поросят). Если вам не терпится, пока есть летом
свободное время, можно поиграть и в эту версию, она очень даже
позволяет получить удовольствие. Но мы бы порекомендовали дождаться
все же осени и финала - есть шанс, что оптимизация пойдет игре на
пользу и сделает ее еще более привлекательной. А мы, в свою очередь,
посвятим финалу более подробное описание - ведь он, без сомнения,
этого достоин.