Последняя играИсточник: http://www.homepc.ru/ Генри Киллер Enter the
Matrix От хороших фильмов отпочковались всего две терпимые компьютерные игры: The Two Towers и Spider-Man: The Movie. Обе с сильным консольным акцентом. Зато плохое кино породило великое и ужасное множество вполне играбельных вещей… Deathtrack, Airborne Ranger — из старенького, Max Payne, The Thing — из новенького. Компьютерные игры плохому кино много чем обязаны. Другое дело, что сделанные по плохому кино хорошие игры в массе своей экранизируют, в невероятных количествах производя новое плохое кино. Так что киноиндустрии компьютерные игры благодарить совершенно не за что. Когда-нибудь последние прикончат первую. Новейшая Enter the Matrix (EtM) — страшная месть голливудских магнатов всему мировому компьютерному и консольному производству в целом и каждому отдельно взятому игроку в частности. Это не честная «игра по кино» в привычном понимании этих слов, а некий придаток, беспомощное охвостье блокбастера «Матрица: перезагрузка» по части сюжета, видеоряда, драк и стрельбы, звука, музыки и общей креативности. Целых четыре года кинобратья Вачовски всячески ограничивали свободу девелоперам EtM, улавливали сетями и закалывали трезубцами творческие порывы, возводили кирпичные стены на пути неугомонной видеоигровой мысли (а Shiny, меж тем, не какая-нибудь прилипала «Уорнер Бразерс», а компания очень даже самостоятельная, уважаемая и компетентная. MDK помните?). Делать им, ага, больше нечего было… Лучше бы молчали в пропитанную хлороформом тряпочку и над трилогией своей потели — глядишь, чего путное бы и вышло. В конце туннеля Нет, друзья, вы представляете, какую игру можно было сделать по «Матрице»?! Помните, какие ходили слухи? Нелегкий путь от только что отключенного лузера с атрофированными мышцами до уверенного в себе исполнителя пророчества, грозы агентов… Постепенное самосовершенствование и борьба с правилами Матрицы… Те физические законы, которые нельзя согнуть, как ложку, мы в конце концов преодолеем… А что предоставляет нам сей огрызок? Парочку самых неинтересных, тупых и вопиюще негероических личностей из фильма — Гхоста и Найоби. Это раз. Набор из уровней, подошедших бы абсолютно к любой игре жанра «экшен» на планете: хоть к Wolverine’s Revenge, хоть к Rainbow Six. Почтамт, аэропорт, канализация, атомный реактор, китайский квартал. Это два. Индивидуальность «Матрицы» не ощущается совершенно: а ведь главное в кино и японских мультипликационных короткометражках по «Матрице» — типичный, но в то же время совершенно неземной пейзаж. Перекресток, небоскреб или парк, в которых зритель нутром чует некую едва уловимую странность... Достижимо это средствами игрового дизайна? Да, вполне. Просто не надо малевать такие банальные и нечистые текстуры, жалеть полигонов на детали и до такой степени затемнять картинку (в точности как это делают в кино, когда желают скрыть дефекты декораций). На смену потустороннему зеленоватому свечению «Матрицы» в EtM пришла тошнотворная серость. Грехи Пожалуй, больше всего в игре поработали над автомобильными этапами: гонками по эстакадам, каналам и многоуровневым развязкам, — тут вам и красивые городские виды, и дым из далеких труб, и лопающиеся отбойники. Прискорбный перерасход креатива. Ведь единственное, что нам приходится вытворять на изрешеченном пулями легковом экипаже, движущемся без помощи человека (то есть совсем — ведет его компьютер), так только намертво зажимать левую клавишу мыши и изредка лениво водить курсором. Типа отчаянно отстреливаемся от настигающих копов и близнецов-призраков со светлыми локонами. Скучища беспросветная, играть в это нельзя. А вот с пешеходными этапами много и откровенно халтурили: встречаются ничем не огороженные участки, войти в которые нельзя по каким-то таинственным причинам (а как же — «Матрица»!), миллионы неоткрывающихся дверей (никому не нужная дверь — первейший признак дурного дизайна), а уж линейны уровни сверх всяких приличий вообще. Можно, наверное, свалить все на многоплатформность EtM… На консолях, мол, так все и делают. Может быть: вот только на тех же консолях делают и делают гораздо детальнее, лучше. А на ПК с такими уровнями после реализма Max Payne в революционные экшены вообще лучше не соваться. Камнями побьют. Понятно, да? EtM спасает только то, что этапы, во-первых, экстремально короткие, а во-вторых, пролетаются на раз, согласно показаниям верного компаса. По лестнице, с крыши на крышу, в дверь… Уф-ф. Переулок, подворотня, подземный переход, дверь… Есть. И так далее. Но, господа, спасаться подобными средствами — все равно что изгонять тараканов напалмом. Процесс действенный, но весьма неблаготворно сказывающийся на драгоценной репутации Shiny. Можно ли на что-то вообще в EtM взирать без внутреннего содрогания и желудочных спазмов? Можно. На модели. Руководство Вачовски таки привело фильм «Матрица: перезагрузка» и игру Enter the Matrix к единому знаменателю. Не так чтобы хорошее, не то что откровенно плохое зрелище… Адреналиновая пища быстрого приготовления. Творческая микроволновая печь. Аккуратная посредственная игра по аккуратному посредственному фильму. Впервые в истории. Поздравляю. Шесть пальцев смерти На этом бы и оборвать эпитафию EtM. Но разработчики-то — далеко не бездари. Они свирепо колотили в кирпичную стену Вачовски всеми конечностями, время от времени пробивали ее и, отряхиваясь, выбирались наружу, словно освободившийся от оков Системы агент Смит. Гхост и Найоби, при всем их воплощенном лузерстве, знают кунг-фу. В игре непринужденно бегают по стенам, эффектно откручивают головы, элегантно бьют ногами из невозможных положений, искусно совмещают восточное рукомашество со стрельбой из пистолетов. Добавить в коктейль самурайские мечи — и был бы шедевр. Но и без того совсем неплохо. Эффект замедленной съемки не только декоративен. В рапиде EtM начинают «гнуться и рваться» те самые правила и физические законы. Рядовой поединок а-ля Mortal Combat (очень похоже — особенно с услужливо вставшей бочком камерой) в slo-mo превращается в зрелище удачное и свежее. Гхост вцепляется в вовремя подставленную ногу и забрасывает противника на Аляску. Найоби выстреливает спецназовцем через всю комнату, применив прием, слишком дикий для описания его печатными словами. Чаще всего, впрочем, кто-то карабкается на что-то и в прыжке с тройным переворотом разит кого-то. Пиршество гонконгского кино. Фатальный удар знаменуется феерическим полетом проигравшего: корпуса охранников вертятся в одну сторону, конечности — в другую. Захваты наконец-то можно выполнять, стоя к противнику спиной. Подкравшийся сзади коварный враг получает пяткой в глаз, локтем в ухо, а то и пулю в лоб — Гхост стреляет, вытянув руку назад, небрежно, не глядя… Бои в старом замке — лучшее, что случалось в тематических кунг-фу-играх со времен «Каратеки» Джордана Мехнера. Самое мужественное решение разработчиков — внедрение в EtM такого сложного управления. Необходимость синхронно давить пять-шесть клавиш для исполнения особо полюбившегося танцевального номера с отнятым у спецназовца дробовиком четко отсекает новичков «Матрицы» от профессионалов. В некоторой степени это компенсируется тем, что боевые умения героев не развиваются: по ходу Enter the Matrix растет лишь мастерство игроков. Вступает Джон Тут тоже есть к чему придраться: ката Найоби и Гхоста различаются одним (1) компонентом, а именно — главным захватом. В остальном все — включая удушение с одновременным застреливанием — исполняется абсолютно идентично. В файтингах такого, скажем, не терпят. Опять же остается гнусное впечатление, будто скромная хореография боевых искусств в блокбастере сдерживает творческий потенциал девелоперов Enter the Matrix. Не будь «Перезагрузки», Гхост с Найоби такое бы творили… Заметили, что положительные персонажи «Матрицы» перестали полагаться на огнестрельное оружие? Вместо того чтобы с хладнокровным садизмом расстреливать ни в чем не повинных охранников из шести разновидностей пистолетов-пулеметов, они отправляют их в нокаут парой небрежных движений. Печальная корректность. Зато в EtM с ней можно бороться всеми доступными средствами. Хрустят шейные позвонки. Распластавшиеся на полу клерки ловят очереди узи затылками. Обезвреженный коп получает пинок в ребра и катится через весь аэропорт, подскакивая, как футбольный мяч. Даже диетические меньшинства вроде вампиров не избегнут засаженной в самое неудобное место остро заточенной деревяшки. Радость омрачают лишь зеленые волны, расходящиеся от отоваренного свинцом до двукратного увеличения массы тела клиента — на их месте должны быть, понятно, мозги и телесные субстанции! Зачем лишний раз напоминать, что мы кромсаем не вкусную живую плоть, а эфемерный программный код? Кстати, побоище сопровождается отличной музыкой (Дон Дэвис времен первой «Матрицы»… да-да!) и звуковыми эффектами. Благодаря последним то же проникновение свинца в программный код запоминается на всю жизнь. Край мира Этим достоинства EtM практически исчерпываются. Попытка использовать в компьютерной игре и фильме разные части одного и того же сюжета блистательно провалилась. В фильме, и без того переполненном, появились еще два идиотских персонажа и взрыв атомного реактора. Игровой сценарий имеет неповторимый устойчивый вкус киноматографических объедков. Видео ужасное. Актеры спят на ходу. Диалоги… Если бы я был кинокритиком, на этом самом месте выругался бы виртуозным матом. Первая «Матрица» — отличная фантастическая идея, к которой, чтобы заманить народ в кинотеатры, прикрутили кунг-фу и стрельбу. Вторая — отличное кунг-фу и стрельба, к которым, чтобы заманить народ, прикрутили фантастическую идею первой «Матрицы». По какой из них, спрашивается, было интереснее построить компьютерную игру? Но по кунг-фу и стрельбе строить-то проще, чем по фантастическим идеям. Да и потом: если бы Shiny работала в полную силу, то игра, чего доброго, вышла бы круче фильма — по всем признакам. Те места, где разработчики все-таки проламывали стены, возведенные ревнивыми Вачовски (которые на лестнице эволюционного развития наверняка видят компьютерные игры где-то между аниме и тостером), это убедительно доказывают. Допустимо такое для продукта, который вы должны приобрести сразу после выхода из кинотеатра? Конечно же, нет. Поэтому ничего нового вы в EtM не найдете, пострелять и подраться в свое удовольствие сможете. Все остальное — мечты идиотов. Если западные рецензенты правы, утверждая, что за подобными творениями — будущее, нет сомнений, что киноиндустрия тоже в состоянии рано или поздно прикончить искусство производства компьютерных игр. Остается надеяться, что плохие фильмы по хорошим играм сделают это с киноиндустрией раньше. |