Реклама в журнале

Третий блин комом или история развития игры Panzer General

Опубликовано в журнале "Компьютер Price" http://www.comprice.ru/

Stalker <kalex@comprice.ru>

Panzer General - одна из самых известных игр компании Strategic Simulations Inc. (SSI), одного из лидеров на рынке производителей Варгеймов. На сегодняшний день существуют уже 4 версии Panzer General. За те 9 лет, которые минули с момента появления первой версии стратегии, произошёл огромный прогресс в развитии компьютерных технологий, значительно повысилась скорость обработки данных.

Изменились игры, на вооружении у создателей игр появились прекрасные графические возможности, которые они реализуют в своей продукции. Strategic Simulations Inc. в этом отношении не является исключением, наглядный пример тому выполненные в трёхмерной графике игры Panzer General 3D Assault и в Panzer General III: Scorched Earth. Казалось бы, большие возможности должны как-то положительно отражаться на качестве, однако на деле всё получается иначе. Хотя дистрибьюторы по-прежнему изображают стратегию Panzer General популярной, однако, фактически, последние выпуски не снискали себе лавров. Для того чтобы разобраться в причинах падения популярности Panzer General, необходимо проследить весь путь развития игры, проанализировать положительные и отрицательные стороны той или иной версии.

Первый Panzer General появился на свет в 1994 году. Игра была выполнена в отличной (для своего времени) графике и имела приятное оформление, сделанное в стиле "золотые страницы истории". Благодаря оригинальной идее, Panzer General стал довольно-таки популярным. Для любителей игрушек военно-исторического направления это был настоящий подарок.

Panzer General относится к жанру пошаговой стратегии и представляет собой тактико-стратегический симулятор на тему Второй мировой войны. Первый Panzer General предоставлял возможность геймеру попробовать свои силы при командовании войсками одной из сражавшихся сторон в 38 сценариях. Сыграть можно было как с компьютером, так и с товарищем. Можно также выставить два компьютера и дивиться на то, как они "рубятся" между собой. Все сценарии - крупнейшие сражения Второй мировой. Период - от начала войны (Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года с нападения Гитлера на Польшу) до мая 1945. Театр военных действий был представлен достаточно широко. Среди сценариев не только битвы в Европе, но и сражения в Северной Африке и в Азии. Разработчики включили в игру такие знаменитые эпизоды войны, как битва за Москву, Сталинградская битва, сражение на Курской дуге, высадка союзников в Нормандии, взятие Берлина, менее известные - завоевание немцами Польши, Норвегии, Бельгии, Франции, Балканских стран и другие. Помимо реальных сценариев в игре присутствовали сценарии фантастические, с битвами, которых в ходе Второй мировой не было, но которые при определённых раскладах могли произойти. Например, операция "Морской лев" - высадка войск Вермахта в Великобритании. Достоверно известно, что немцы в ходе войны действительно планировали провести такую операцию, но всякий раз по разным причинам от неё отказывались. К числу фантастических сценариев, присутствовавших в первой версии Panzer General, относятся также раннее наступление немцев на Москву в 1941 году (Early Moskow), битвы за Москву в 1942 и 1943 годах, а также операция фашистов по высадке в Америке и захвату Вашингтона (вот бред-то!).

Почти все сражения были смоделированы с большой долей исторической достоверности - на реальных картах и с учётом реальной расстановки сил. Вообще, историзм являлся тем качеством, которое выгодно отличало первую версию игры от её последующих модернизаций (имеется в виду PG2 и PG3). Создатели игры постарались на славу и подошли к делу не столько коммерчески, сколько творчески. Непередаваемая атмосфера пронизывала всю игру и позволяла геймеру почувствовать свою сопричастность событиям полувековой давности. Историзм проявлялся также и в глобальности батальных сцен. В сценариях сражения были представлены почти в полном объёме, на огромных территориях развертывалось большое количество юнитов (в некоторых сценариях их число доходило до 200!!!).

Главная особенность или изюминка Panzer General - играющему предоставляется виртуальный шанс переделать историю. И речь здесь идёт не только о возможности выигрыша в отдельно взятом сценарии того или иного сражения, которое исторически было проиграно. Самой интересной моделью игры во всех, без исключения версиях Panzer General, конечно же, является кампания. В плане разветвлённости и возможностей изменения сюжетной линии (последовательности сценариев) в зависимости от успехов играющего и его желания кампания в первом Panzer General остаётся непревзойдённой. Игра предусматривала 5 вариантов кампании. Они различались по времени начала (1939, 1941, 1943) и по месту боевых действий (Западный или Восточный фронт). К сожалению, проходить их можно было только за немцев. Но зато какое огромное удовольствие мог получить истинный ценитель игры (игравший, например с 1939 года), завоевав одну за другой Польшу и Норвегию, пройдясь блицкригом по Бельгии, Франции, покорив Балканские страны. После разгрома больших сил Красной армии в приграничных сражениях и под Киевом, захвата Москвы и капитуляции СССР удовольствие удваивалось, поскольку появлялась возможность провести операцию "Морской лев" и поставить на колени Великобританию (кстати говоря, очень удачная игра позволяла сделать это и в 1940 году). Ну а после высадки на Атлантическом побережье Северной Америки и удачного марш-броска на Вашингтон геймер вообще имел шанс испытать виртуальный оргазм. Чувство удовлетворения от выполненного долга могло, тем не менее, внезапно смениться ужасом от содеянного (Ё - моё, что ж я сделал то?!), после того как сознание представляло идиллистические картины послевоенной жизни, в которых немецкие солдаты стирают портянки где-нибудь в Великих озёрах, а немецкие офицеры пьют пиво в английских пабах и гуляют по Москве с русскими девушками.

Успешное прохождение кампаний во всех версиях Panzer General во многом зависит от сроков выполнения миссий. На прохождение каждой миссии устанавливается максимальный срок - определённое количество туров, в которые играющий должен уложиться, выполняя задачу. Возможно также и досрочное выполнение сценария, к которому и надо стремиться. В первом Panzer General за такое досрочное завершение операции присваивалась Большая победа (Major victory). Конкретное количество туров для Большой победы не указывалось, что, на мой взгляд, являлось определенным минусом, однако такой срок составлял приблизительно 2/3 от максимального. В иных случаях успешного (победного) завершения миссии объявлялась Малая победа. От первого Panzer General до PG3 неизменным оставался принцип, согласно которому для победы в сценарии необходимо занять все отмеченные на карте ключевые точки (ими могут быть города, иногда - аэродромы) или полностью уничтожить противника. Однако по ходу кампании в отдельных сценариях первого варианта стратегии встречались исключения - удержание под своим контролем определённых объектов также признавалось победой.

Ещё одним составляющим успеха в кампании является модернизация и покупка юнитов. В период Второй мировой войны гонка вооружений приобрела бешеную скорость, поэтому на каждом этапе кампании необходимо соответствовать веянию времени. Информация о новой технике, поступившей в серийное производство, периодически появляется на экране. Покупка новых юнитов и модернизация (upgraid) уже существующих в первом Panzer General осуществлялась за счёт престижа, который исчислялся в единицах и накапливался за счёт уничтожения вражеских единиц, захвата городов и успешного выполнения сценариев.

В первой версии игры были представлены пехота и техника четырнадцати различных стран. Одним из существенных минусов, на мой взгляд, являлось большое преувеличение боевых характеристик немецких юнитов. Создатели явно постарались "во славу немецкого оружия", незаслуженно принизив реальную силу подразделений других стран, особенно славянских. Наши пехотинцы, танкисты и лётчики на всех этапах войны (даже в 1945) выглядят эдакими мальчиками для битья из младшей группы детского садика. Немецкие танки "Тигр" и "Пантера" и штурмовые орудия "Фердинанд" ("Elefant") вообще представляют собой чудовищных монстров, сметающих любые преграды на своём пути. Даже истратив весь свой боекомплект, эта техника способна на протяжении нескольких туров сражаться в окружении под постоянным артиллерийским обстрелом и бомбардировками.

Невзирая на некоторые свои минусы, первый Panzer General стал хитом, поэтому вышедшее в 1997 году продолжение игры - Panzer General II любители военных стратегий восприняли с энтузиазмом. Вторая часть отличалась красивой графикой, которая претендовала на трёхмерность. Были детально прорисованы карты сценариев, юниты стали разворачиваться в сторону движения и атаки. В общем, графическое оформление, что, естественно, было на порядок выше, чем в первом Panzer General. Однако наряду с этим наблюдались и определённые "ляпы" - создатели, к примеру, явно забыли изобразить хоть какое-нибудь подобие кобылы для кавалеристов.

В Panzer General II произошли также многочисленные изменения, не касающиеся графики. Появились возможности игры по сети и по электронной почте (до четырёх игроков). Разработчики включили в игру 42 сценария, некоторые из которых ко Второй мировой войне прямого отношения не имеют. Например, сценарии "Madrid Offensive" и "Tutorial" тематически принадлежат гражданской войне в Испании 1936-39, "Suomussalmi" - сценарий из Советско-Финской войны 1939-40. К сожалению, игра потеряла в масштабах, в ней исчезла глобальность. Panzer General II содержит локальные эпизоды, большинство из них являются составной частью крупнейших сражений Второй мировой войны, которые были предложены в сценариях первого Panzer General. К примеру, сценарий "Zitadel" моделирует эпизод на южном участке Курского выступа вокруг деревни Прохоровка, где происходило наступление частей немецкой группы армий "Юг" под командованием Манштейна на оборонительные порядки Воронежского фронта в рамках операции "Цитадель".

Среди фантастических сценариев интересен "Red Tide Rising" - вчерашние союзники СССР и США после разгрома Германии и "братаний" перешли к активным боевым действиям друг против друга в районе Эльбы, причём инициатором выступает Советский Союз.

К большому сожалению, в Panzer General II играть многие сценарии (особенно те, наступающей стороной в которых является Германия) вне кампании не имеет смысла, поскольку баланс сил сторон в таком случае нарушается - немцы имеют явно недостаточное количество юнитов, чтобы выиграть. Когда подобный сценарий выступает в качестве одного из этапов кампании, этот недостаток нивелируется за счёт того, что играющий имеет возможность выставить на карту дополнительно к уже имеющимся там по сценарию подразделениям "свои" войска (Core units), которые приобретаются по ходу компании. Причём все ограничения на количество таких юнитов, в отличие от первого Panzer General, во второй версии стратегии сняты.

В игру добавлен редактор сценариев, что, на мой взгляд, некоторым образом говорит о лени разработчиков.

Panzer General II предлагает на выбор пять кампаний. Главный плюс - играть можно за разные страны. Игра за немцев возможна в кампаниях "Blitzkrieg" (Молниеносная война) 1938 - 19?? гг. и "Defending the Reich" (Обороняя Рейх)1942 - 19?? гг. Первая из них стартует в Испании, где германские войска оказывают помощь войскам генерала Франко в гражданской войне против республиканцев. Собственно Вторая мировая война начинается лишь с третьего сценария (во втором немцы принимают участие в Советско-Финской войне). Удачные боевые действия в этой кампании позволяют закончить войну победами над главными противниками - СССР, Великобританией и США. "Defending the Reich" - труднейшая, по мнению разработчиков, кампания "для генералов, которые готовы рисковать всем, чтобы победить". Задача - остановить наступление Красной армии и союзников. Кампания начинается со Сталинграда, где играющему предстоит побывать "в шкуре" Манштейна, прорывающегося к окружённой 6-й армии генерала Паулюса.

Существуют также две кампании за США и Британию с общим названием "Crusaide in the west" (Поход на Западе) 1943-1945 гг. По сути, ничем друг от друга не отличаются.

Для отечественных патриотов создатели игры предусмотрели кампанию "Onward to Berlin" (На Берлин) 1942-1945 гг., в которой геймер проходит с Красной армией от Сталинграда до столицы Рейха.

Три последних кампании абсолютно линейны, то есть представляют собой строго определённую последовательность миссий.

В Panzer General II, в зависимости от сроков выполнения операций, о которых играющий заранее информируется, возможны три варианта победы: Брильянтовая победа, Победа, Тактическая победа. Смысл такой сложной градации для меня, например, остался загадкой. С поражением автоматически завершается ваша карьера Великого полководца в кампании. Кстати говоря, в первом Panzer General такая серьёзная мера ответственности была предусмотрена лишь за два проигрыша подряд.

Большие изменения в Panzer General II произошли в отношении юнитов. По сравнению с первой версией игры артиллерия стреляет дальше и прикрывает не только подразделения, находящиеся на смежных с ними клетках. Она также даёт огонь поддержки любому дружественному подразделению, которое атакует вражеский отряд, находящийся в радиусе действия артиллерии. Таким же образом действуют и зенитные войска при атаках с воздуха. Некоторые типы танков могут стрелять на 2 клетки. Кроме того, у танков появилась возможность уничтожать откровенно слабого или слишком измотанного противника без потери хода (Overrun attack). Броневики обладают "врождённой" способностью делать несколько перемещений за ход. Особой технической модернизации подверглись самолёты. В первом Panzer General после того, как у самолётов кончался бензин, они исчезали. Это происходило, когда геймер забывал о них или плохо рассчитывал количество топлива, необходимого для того, чтобы дотянуть до аэродрома. В Panzer General II подобной проблемы нет - самолёты летают на супертопливе, которое не кончается.

Ещё одно интересное нововведение - при наведении прицела на противника, которого вы хотите атаковать, появляется информация о прогнозируемых потерях. Такой прогноз не учитывает элемента случайности, огня поддержки артиллерии и зениток, если их не видит атакующий. Реальные потери зачастую отличаются от прогноза, но, как правило, незначительно.

В качестве положительного момента можно отметить взятый в Panzer General II курс на некоторую индивидуализацию юнитов. Любое подразделение при получении каждой сотни очков опыта имеет шанс дополнительно к своим характеристикам приобрести два специальных свойства. Появление таких отличительных особенностей зависит от случая. Первое из этих свойств является единым для всех юнитов одного класса. Для танков, например, это может быть только "Aggressive Maneuver"(увеличивается дальность передвижения), для артиллерии - "Marksman" (увеличивается дальность стрельбы). Второе спецсвойство может быть практически любым из предусмотренного разработчиками игры набора, не противоречащим здравому смыслу в отношении конкретного класса.

Оценивая Panzer General II в целом, надо сказать, что игра, безусловно, выиграла в тактическом плане, но, к сожалению, проиграла в стратегическом. Более интересными и захватывающими стали схватки, однако локализация сценариев, их плохая соотносимость с общим ходом войны (например, первые месяцы боев немцев и наших освещены только сценарием в Молдавии, в то время как главные события происходили на Западном фронте) несколько смазывает общее впечатление от игры.

Следующий этап в развитии Panzer General пришёлся на 1999-2000 гг., когда с годичным перерывом вышли в свет сразу две игры - Panzer General 3D Assault и Panzer General III: Scorched Earth. Собственно, говорить в полной мере можно только об одной игре и двух её подверсиях, поскольку у них общий "движок". Среди разработчиков в последнее время вообще входит в моду выпускать в течение нескольких лет игры на одном и том же двигателе (вспомнить хотя бы Jagged Alliance 2). Конечно же, гораздо удобней, используя старые технологии, добавить туда парочку новых сюжетов и выдавать это за новинку. И денег на этом можно "срубить", и делать-то почти ничего не надо. Но, на мой потребительский взгляд, это свинство!

Трёхмерность графики, в которой выполнены Panzer General 3D Assault и Panzer General III: Scorched Earth, вещь, конечно, хорошая, но зачем она нужна, если сама графика, за отдельными исключениями, выглядит преотвратно. Прекрасно смотрятся отдельные спец-эффекты (взрывы, пожары, пикирование, передвижение и др.), хорошо прорисованы юниты, но сама карта выглядит какой-то размытой, нечётко и непропорционально изображены города. Об остальных деталях ландшафта даже говорить не хочется.

Главное отличие Panzer General 3D Assault от Panzer General III: Scorched Earth в театре военных действий. Panzer General 3D Assault - игра о Западном фронте. На выбор играющего представлено 8 различных кампаний, каждую из которых можно проходить, выступая в роли одного из прославленных генералов Второй мировой - Паттона, Монтгомери, Роммеля, Кессельринга и др. Кроме того, есть в наличии около 20 сценариев.

Panzer General III: Scorched Earth (Выжженая земля) более интересна для наших любителей поиграть, поскольку она о событиях на Восточном фронте. В ассортименте этой версии стратегии 4 кампании - 2 русские (Жуков и Конев) и 2 немецкие (Гудериан и Манштейн), плюс 20 отдельных сценариев. Игра имеет незначительные отличия от Panzer General 3D Assault, одним из которых является улучшенный интерфейс.

Об игровом процессе в Panzer General 3D Assault и в Panzer General III: Scorched Earth можно говорить как об одном целом. Его основная особенность - наличие командиров, от которых зависит вся игра. Каждый командир - индивидуальность. Командиры различаются по классам (танковый, пехотный, артиллерийский и т.д.) и по рангам. Ранг изображается звёздами на карточке информации о командире, он влияет на количество действий, которые может совершить подконтрольный ему юнит за турн. Для того чтобы подразделение (Unit) могло действовать, ему нужно назначить командира. За один турн каждое подразделение имеет возможность совершить определённый набор действий: один или несколько раз передвинуться, один или несколько раз атаковать, замаскироваться, окопаться, устроить засаду и многое другое. Многие из возможностей бывают доступны только при определённом ранге командира. Вывод напрашивается сам собой - ранг надо повышать. Делается это двумя способами. Первый - после каждой выигранной миссии дается 2 или 3, в зависимости от уровня победы (в отличие от Panzer General II, их только две - Малая и Большая), возможности повышения командиров. Кроме того, командир может быть повышен в ранге за удачные действия в бою.

Успех любой кампании или удачная игра отдельного сценария во многом зависит от стартовых условий - от того, какой выбор командиров имеется в штабе, а это, в свою очередь, зависит от случая. По ходу игры в штаб могут поступать новые кадры.

В Panzer General 3D Assault и в Panzer General III: Scorched Earth, в отличие от предыдущих версий стратегии, полностью отсутствует экономическая сторона дела. Исчезло такое понятие, как престиж. Модернизация юнитов происходит путём простой замены устаревших на имеющиеся на складе новые. Восстановлены убранные в Panzer General II ограничения на количество юнитов, которое может иметь играющий.

Существуют три задачи, которые могут ставиться перед играющим в каждом сценарии: захватить определённые города, вывести определённое количество юнитов с карты, уничтожить определённые вражеские единицы. Как правило, эти задачи комбинируются и выдаются в виде задания на миссию, хотя задание может состоять и из одной такой задачи.

Искусственный интеллект (AI) в Panzer General 3D Assault и в Panzer General III: Scorched Earth чрезвычайно агрессивен и коварен. Играть очень сложно. Хотелось бы отметить некоторые отрицательные моменты. Несмотря на все навороченные возможности юнитов, военные действия в игре мало походят на военные действия времён Второй мировой войны. Отсутствует какая либо линия фронта, на карте полнейший хаос. Когда вы идёте в наступление, то ваши войска могут быть внезапно атакованы крупными силами противника с флангов, что вряд ли могло быть, если бы нормально развивалось общее наступление. Наступательные операции обычно планируются на достаточно широком участке фронта и проводятся одновременно несколькими соседними частями. Таким образом, враг не может сковать атакующий порыв ваших частей фланговыми ударами, поскольку занят обороной от ваших наступающих соседей. Однако события в Panzer General 3D Assault и в Panzer General III: Scorched Earth развиваются по-иному. Создаётся впечатление, что сосед слева и сосед справа отмечают "день гранёного стакана". Войска в разбираемых играх наступают только крупными группами, иначе опасно (отпочковавшаяся от стада овца рискует быть съедена волком). Такая тактика применялась в войнах древности, когда количество людей было слишком мало относительно размеров территории. Но применительно к середине 20-го века подобная тактика неуместна.

В Panzer General 3D Assault и в Panzer General III: Scorched Earth ещё менее масштабными стали сценарии. В большинстве случаев происходят схватки за какие-то мелкие деревни. Проверить историческую достоверность таких "Великих битв" достаточно сложно. Принадлежность кампаний тем или иным знаменитым генералам также достаточно условна. У этих полководцев были более серьёзные дела, чем мелкая возня из-за каких-то двух или трёх сёл.

Производство компьютерных игр - это своего рода искусство. Коммерциализация вредит искусству. С тех пор как компьютерные игры стало приносить огромные деньги, производители всё меньше и меньше внимания уделяют качеству. Искусство страдает, особенно досталось стратегиям.

Стратегии предназначены для тех людей, которым интересно думать. Поэтому графическое оформление в этих играх не столь важно, а на первом плане стоит всё-таки идейное содержание. Есть идея - есть игра, нет идеи - нет игры. В военных стратегиях, на мой взгляд, идейное содержание должно быть основано на исторической достоверности, иначе падает игровой интерес. Panzer General 3D Assault и в Panzer General III: Scorched Earth - наглядный тому пример. С каждой новой версией стратегии возрастает количество технико-тактических возможностей отдельных юнитов, и, в то же время, разработчики всё меньше заботятся о связи игра - история. То, что снижается популярность, неудивительно. Конечно, на это оказывают влияние и другие факторы - большое количество конкурентов, например. Да и вообще, придумать что-либо принципиально новое в жанре крайне сложно. Однако мне кажется, что забывать положительные моменты прошлых версий Panzer General при создании новой игры создателям не стоит.

Сегодня со всей очевидностью можно констатировать неутешительный факт - некогда обожаемая многими игра Panzer General за прошедшие 8-9 лет превратилась в какую-то Fantasy на тему Второй мировой войны. С выпуска последней версии прошло почти три года. Будет ли продолжение в серии?


Играйте и выигрывайте! Интернет лотерея iLoto.net
Реклама в журнале

Copyright © <LMTH>. Все материалы являются собственностью их авторов.
При перепечатывании ссылка на http://www.magaz.org/ как на источник
информации обязательна. Правила использования материалов журнала