COMPUTER LIFE

Metal Gear Solid 2: Substance

Сергей Водолеев

Как начинаются довольно часто статьи о компьютерных играх: "Вот наконец-то и дождались". Вышла PC-версия одной из наиболее громких и широко муссируемых в свое время игрушек мира - MGS2. Сегодня мы постараемся помочь вам, уважаемый читатель, разобраться - нужна лично вам эта игра или не нужна.

Первый Metal Gear Solid был одной из лучших игр на первой Playstation, а некоторые даже считают, что и самой лучшей. Сейчас нет смысла перечислять, почему - наверняка большинство из нас играло в PC-версию, появившуюся в 2000 году (да и сейчас еще ее нетрудно найти на прилавках). Скажем так - для того состояния дел, которое царило в жанре стелс-экшн на тот момент, это был прорыв, плюс к тому игра была сделана идеально от начала и до конца. Поэтому миллионы поклонников не просто ожидали, а суперожидали продолжения, подогретые активной рекламой и "дразнилками". Впечатление же от второй серии оказалось резко неоднозначным. Поменялось буквально все - от главного героя до стиля истории - в результате чего многие фэны отвернулись от сиквела, посчитав его много хуже первой части. Несмотря на множество уникальных особенностей этой высокобюджетной игры и ее великолепное исполнение.

Сегодня мы получили в свое распоряжение порт Xbox-версии MGS2: Substance, которая в свою очередь является портом первоначальной MGS2: Sons of Liberty (изменения в названии означают не слишком значительные дополнения, которых мы ниже коснемся). С момента выхода первоначального варианта прошли ... ну, можно сказать, что уже и годы. Мир симуляторов stealth-диверсантов ВЕСЬМА продвинулся за это время. Какова оценка и перспективы игры - на данный момент?

На самом деле, они очень и очень неоднозначны - по крайней мере, в нашей стране. Посему - начнем, пожалуй, с плохого. Прежде всего, надо понимать, что - в отличие, к примеру, от того же Splinter Cell, которого можно было бы обозначить как основного конкурента - сюжетная линия в MGS2 имеет как минимум такое же, если не доминирующее значение, по сравнению с собственно действием. Эта игра - интерактивное кино, визуально блестящее, использующее не только ролики на движке, но и видеоролики в прямом смысле слова. Их надо видеть. Это - произведения игрового искусства. Трюк в том, что MGS2 опубликована исключительно в DVD-формате, причем на 9-гиговой пластинке. Шансов получить такой вариант в России - маловато, что в "дешевом", что в "дорогом" исполнении. Пока всем приходится довольствоваться "рипами" - нам достался 4-дисковый вариант, есть информация о наличии также трех-, пяти- и даже восьмидисковых версий. В нашем случае четыре CD развернулись в 2.5-гигабайтный архив, который раскрылся в семигигабайтный директорий. Казалось бы, довольно большой объем - но ролики смотрелись довольно неприятно (злостная потеря кадров), а если сравнить с запущенной рядом PS2-версией - то и откровенно паршиво, причем все нужные директ-иксы и драйвера были установлены. Можно, конечно, списать на плохое качество портирования - потому что игровая графика на средней машине тоже выглядит куда как менее шустрой, чем на довольно старой уже приставке, и даже в особо насыщенных действием сценах наблюдаются драматические падения fps - но уж ролики-то не такая трудная задача воспроизвести? В общем, видео скорее всего безжалостно пережато и в итоге совсем не так хорошо, как ожидается от интерактивного кино, что убивает значительную часть удовольствия. Во-вторых - в игре достаточно много разговоров и вспомогательных текстов (вплоть до120-страничного опуса), воспринимать которые на "ломаном русском", возникающем после лихорадочно спешного "перевода" - одно мучение. Тестированная нами версия была russian-only - при приобретении своей отнеситесь обдуманно к этому вопросу. В третьих - подход к управлению PC-игрой был попросту безответственным - в результате, играть при помощи мышки и клавиатуры практически невозможно. Это очень печально, но это факт - либо вы идете в магазин за современным геймпадом (желательно десятикнопочником с аналоговыми стиками), либо забываете про Metal Gear Solid 2. Мы не спешим обвинять авторов порта - ведь управление в игре ОЧЕНЬ сильно привязано к паду, и переделка его повлекла бы за собой серьезные изменения в самой структуре игры, ощущениям от нее. Но факт остается фактом. Ну и напоследок - игра все же действительно лучше воспринимается теми, кто не сталкивался с первым MGS. Те, кто любил его - начинают все время невольно сравнивать, и слишком много сравнений оказываются не в пользу продолжения. Молодой солдат Рейвен вместо классного, полюбившегося многим профи из первой части. Попсовые, откровенно извращенные персонажи-боссы, начисто обнулившие правдоподобие происходящего. Фантазия, так сказать, разгулялась слишком далеко. Чего стоит только завязка сюжета, когда на "мирный танкер", перевозящий секретное супероружие под охраной переодетых в гражданское маринесов, высаживается ... десант русских спецназовцев с русского же вертолета, причем дело происходит на реке прямо посередине Нью-Йорка :) Не говоря уж о том, что новых хозяев корабля совершенно не заботит аспект маскировки, который как раз и заставил американцев "выглядеть мирно". Короче, пусть фантастический, но все же реализм-style первой игры был заменен развесистой клюквой, но даже и не это главное. Хуже, что великолепный стелс оригинала слишком часто подменен в сиквеле тупым экшном. К чему, скажите, вам мучить себя, прячась и опасаясь, - когда тех же целей можно достичь попросту грубой силой? Цитируя одного опытного геймера: "Первую часть я прошел до конца с удовольствием, а вторую - с отвращением". Не менее красноречиво и соотношение рейтинга игры на одном из популярных игровых западных сайтов: обозреватель дает игре 7.8, а вот "средний юзерский" - только 6.2. Это значит - игра не смогла попасть в ту немногочисленную касту избранных сериалов, в которых продолжение всегда однозначно лучше оригинала.

Однако, если вышесказанное вас все же не смутило, и особенно, если вас греет не испорченное сравнениями со "старыми добрыми временами" любопытство - в игре, конечно, можно отыскать и массу удовольствия. Ведь, несмотря ни на что - это один из самых громких и высокобюджетных проектов за историю индустрии. Причем дать о нем верное представление в тексте - довольно трудно. Мир игры действительно очень оригинален даже и в мелочах, подобрать аналоги почти невозможно. Пример: вы стоите у стены, в месте, где коридор загибается за угол. За углом - враг, его видно на радаре. Вы нажимаете направление, и ваш герой приникает спиной к стене. Вы зажимаете кнопку "заглядывания в сторону налево", и персонаж заглядывает за угол, хотя находись он в обычном состоянии - только бы чуть-чуть отклонил голову. Затем вы зажимаете кнопку "вида из глаз", и переходите в вид от первого лица. Теперь вы зажимаете уже третью кнопку - "приготовиться к стрельбе" - и достаете пистолет, который наводите стиком точно на задницу врага (от части тела зависит, насколько быстро подействует транквилизатор). Затем бросаете одновременно все кнопки - и ваш герой, произведя выстрел, возвращается в исходное состояние, равно как и камера. С точки зрения бывалого игрока в first person shooter на PC - звучит довольно бредово. Но поверьте - когда вы в игре, это интересно и интригующе. Вообще, игра нарушает большинство привычных PC-юзеру конвенций - но тем, возможно, она и хороша?

Обилие деталей, мелочей, оригинальностей, секретов - как раз то, что и создает игре атмосферу. Объявляя себя как tactical espionage action - MGS2 не становится тем не менее симулятором (так, на нормальном уровне сложности ваш герой может выдержать изрядную дозу свинца в упор). Это именно экшн-игра, в которую элементы реализма просто вносят дополнительный интерес. Герой одновременно многое умеет и многого не умеет. Умеет разными способами привлечь внимание врагов, но не умеет запрыгнуть на элемент обстановки (хотя на какие-то может залезть). Может спрятаться в шкафчик (если только в нем нет трупа, конечно ;) ) или затихориться в укромном местечке (при этом камера прихотливо на него взглянет с драматического ракурса - да и вообще работа камеры восхитительна, тем более что над ней нет прямого контроля) - но не в состоянии ограбить бесчувственную жертву на предмет ее оружия. Может использовать врага в качестве живого щита или ткнуть ему стволом в спину - но нечем пнуть противника, сбитого с ног. Тем, кстати, кто захочет освоить все тонкости управления персонажем - предлагается возможность изучить описание его основных действий, а затем напрактиковать их до бесчувствия на протяжении пятисот "VR-миссий", которые как раз и являются одним из основных дополнений к версии-оригиналу. Хотя и это не снимет массы вопросов. Например, ваш напарник по информационной поддержке сообщает по радио: "Будь осторожнее при стрельбе в местах, где проложены трубопроводы, - по ним проходит под давлением перегретый пар ... впрочем, можешь использовать это как ловушку". Вам остается сидеть и думать, как же это использовать :) Фанатов реальности может смутить и странная подслеповатость и глуховатость врагов (впрочем, кто мешает пройти им игру заново на сложном уровне, заодно заметив массу любопытных деталей, на которые не хватило внимания в первый раз). Причем, враги эти прибегают целыми толпами - поболее, пожалуй, чем могло поместиться на несчастной камовской "Касатке", с которой осуществлялся десант, разве что она поработала некоторое время автобусом-челноком. И успокаиваются враги, отменяя тревогу, очень уж нежизненно быстро. В общем - кто захочет придраться к игре, тот запросто найдет, к чему. Вот хоть к кровавым следам, которые оставляет за собой ваш герой, когда ползет, израненный, в поисках кровеостанавливающего бандажа и целебного рациона. Да и патроны для транквилизаторного пистолета тоже кто-то заботливо разложил.

Конечно, не только пистолетом будете вы живы. В игре обошлись без откровенно фантастического оружия - но пистолетов, винтовок, снайперок и ракетниц вам предложат достаточно (хотя не бой, напомним, главное в игре, предполагается, что биться надо в основном с боссами). И даже меч будет. Равно как будут и гаджеты - термальное зрение, направленные микрофоны, шпионские камеры, взрывчатка, детекторы движения. Сигареты, чтобы при помощи их дыма выявлять лучи системы секьюрити. Оглушающий газ. Самое мощное оружие - это конечно, радар, на котором видны все враги и куда они смотрят. Любители реализма могут вообще выключить его, но тогда они столкнутся уже со сложностями в игре слишком значительными, геймплей под это не слишком рассчитан, и увлекательное кино превращается очень быстро в мучительное. Ведь в дефолтном виде от третьего лица очень мало видно, что происходит вокруг, а в виде от первого лица можно прицеливаться, но невозможно перемещаться.

Великолепный 3d-звук, масса тонких приколов и параллелей с известными феноменами современной масс-культуры. Набор дополнительных миссий для особых фанатов, позволяющих пройти некоторые моменты сюжета за другого персонажа или просто поотрываться в нестандартных ситуациях. Никакого мультиплейера. Где-то впечатляющие, а где-то скептически оцениваемые дизайнерские решения. Анимация при помощи motion-capture. Даже скрытые персонажи и скрытые миссии для них.

Игра, на сегодня, очень неоднозначная. Слишком большие задумки явно не смогли реализоваться во всей глубине, хотя и то, что вышло, - монументально. Логически - все, буквально все говорит, что лучше предпочесть ей суперский Splinter Cell. Кроме ощущений, которые получаешь, непосредственно поиграв :) Splinter вроде бы и сильнее графически - но всю MGS2 визуально пронизывает чувство стиля и артистизм, которого конкурент не имеет, и это не вспоминая о чудесных роликах, которые дадут чему угодно сто очков вперед, если смотреть их как надо. MGS2 - это прежде всего атмосфера. Она может понравиться вам, а может и нет. Кто-то сочтет ее банальным упрощением, а кто-то - идеальным компромиссом. Но она настолько своеобразна, что ее критично жаль упустить. Наше мнение - если дождаться нормального официального релиза - на DVD и с качественным русским переводом, то это очень стоящая покупка (приплюсуйте сразу геймпад). К сожалению, реальность появления такого варианта пока достаточно сомнительна. Пользоваться ли тем, что есть сейчас? Слишком трудный вопрос, и мы с крайним неудовольствием остаемся по нему без конкретной позиции.

Источник: http://www.homepc.ru

http://clife.nm.ru


Copyright ©   Computer Life, clife@nm.ru