А Интернет все растет и ширится
Светлана Шляхтина shl_s2@mail.ru
Итоги и прогнозы развития всемирной Сети (по материалам аналитических
компаний).
Буквально с момента появления Интернета мы наблюдаем неуклонный рост активной
аудитории Сети. Конечно, его нельзя считать стабильным; как и везде, здесь
есть свои падения и взлеты, но тенденция к расширению интернетовской аудитории
остается по-прежнему неизменной, о чем свидетельствуют многочисленные
аналитические прогнозы.
Хотя, как исключение, можно привести и совершенно противоположные примеры.
К примеру, проведенное осенью 2002 года в Австралии исследование показало,
что численность интернет-аудитории страны сокращается, и во втором квартале
2002 года она уменьшилась на 300 тыс. На фоне предшествовавшего бурного
роста данный факт выглядит достаточно странно. Причину феномена специалисты
видят в прекращении деятельности многих провайдеров и падение доверия
пользователей из-за постоянно растущего числа сообщений о случаях мошенничества
в Сети.
О пользователях Сети
По данным исследования, проведенного специалистами компании NetValue,
больше всего европейских пользователей Интернета сосредоточено в Германии.
Затем следуют Великобритания, Франция и Италия. Пользователей-мужчин больше,
чем женщин, особенно среди испанцев и итальянцев, где это соотношение
равно почти 2:1.
Согласно новым данным Global Reach (ноябрь 2002) об использовании различных
языков в Сети, по состоянию на сентябрь 2002 года только для 36,5% общего
числа пользователей Интернета, которое оценивается в 619 млн., английский
язык является родным. Остальные 63,5% пользователей (402,3 млн.) проживают
в неанглоязычных странах. Для 35,5% пользователей родным является один
из европейских языков (исключая английский), а для 25,8% - один из азиатских
языков. Второе место по численности после англоговорящих пользователей
занимают китайцы, их около 10,8%. Далее следуют пользователи, говорящие
на японском (9,3%), испанском (7,2%) и немецком (6,6%) языках. Доля корейскоязычной
аудитории составляет 4,4%. Французский или итальянский являются родными
для 3,8% и 3,5% пользователей Сети, соответственно. Население Рунета составляет
пока всего 2,9%.
На конец 2002 года по данным eTForecasts мировое интернет-сообщество объединило
665 млн. пользователей. Данные eMarketer менее оптимистичны - 565 млн.
пользователей, что соответствует росту на 13,6% по сравнению с 2001 годом.
Доля США при этом достигла 27% от общего количества пользователей, что
составило 152,8 млн. человек, или 53,2% от всех американцев. Больше всего,
по мнению аналитиков Jupiter Research, за этот год увеличилось число интернет-пользователей
в Италии (на 17%) и в Испании (на 22%).
Что касается Рунета, то хотя общее число пользователей в России по-прежнему
невелико, оно увеличивается с большой скоростью. Причем, число домашних
пользователей Сети растёт быстрее, чем число корпоративных, однако именно
корпоративные заказчики в последующие пять лет будут в значительной степени
определять доходы от предоставления услуг доступа. Оценки численности
аудитории Рунета, приводимые в разных источниках, очень сильно расходятся
- методики расчетов у каждого свои. По данным http://www.ione.ru/
ежеквартального бюллетеня "Опросы "Интернет в России",
подготовленного на основе серии опросов интернет-аудитория составляет
8% от всего населения страны, что означает 8,8 млн. человек. Такие же
результаты были получены и по данным Nielsen/NetRatings.
Результаты SpyLOG более оптимистичны - к концу 2002 - началу 2003 года
численность аудитории Рунета достигла, по данным SpyLOG, примерно 25 млн.
человек, из которых до 10 млн. составляют регулярные пользователи.
О сообществах в среде интернет-пользователей
А по данным Monitoring.ru около трети аудитории Интернета - это люди до
24 лет, еще треть составляют россияне в возрасте от 25 до 34 лет. Мужчин
в Сети значительно больше, чем женщин. В зависимости от аудитории их число
колеблется от 56% (максимальная аудитория Интернета) до 72,3% (ядро аудитории).
Аналитики SpyLOG пришли к заключению, что сегодня более 60% пользователей
уже получили высшее образование или получают его в настоящее время. Они
отмечают, что в российской интернет-аудитории крен в сторону молодежи
и лиц с высшим образованием значительно сильнее, чем в странах Западной
Европы, где по данным MASMI 55% пользователей моложе 35 лет и 48% пользователей
имеют высшее образование.
Что касается возрастных границ интернет-пользователей, то в мире они все
более и более сливаются. К примеру, результаты опроса Europemedia.net
показали, что в Европе Интернетом регулярно пользуются более половины
детей в возрасте 6-7 лет, а к 12-13 годам просторы Сети осваивают уже
94% подростков.
58% пользователей Рунета по данным SpyLOG выходят в Сеть из офисов своих
компаний, а 35% из дома. В США и Западной Европе несколько иная тенденция
- число пользователей, выходящих в Сеть из дома, практически совпадает
с количеством подключающихся к Интернету на работе.
Интересы интернет-аудитории
По данным декабрьского опроса Pew Internet & American для получения
новостей Интернет используют 46% пользователей, для ведения коммерции
- 56%, по вопросам здоровья к Сети обращаются 48%, а используют Интернет
для управления компанией 51%.
Растет и использование отдельных интернет-сервисов. При этом по данным
eMarketer электронная почта пользуется большей популярностью, чем Web.
Например, в США в 2002 году 30,8 млн. пользователей использовали возможности
электронной почты, и лишь 26,7 млн. осуществляли поиск в Интернете. При
этом, по данным опроса Jupiter Research (октябрь 2002 г.), 86% web-пользователей
активно работают с электронной почтой.
Трафик все растет
По оценкам IDC на конец 2000 г. интернет-пользователи во всем мире скачивали
ежедневно до 24,432 терабит информации. На конец 2005 года аналитики IDC
ожидают увеличение ежедневного трафика до 2,276,000 терабит, что означает
ежегодное рост на 147%. На долю трафика США приходятся не столь стремительные
изменения - к примеру, за 2002 год он вырос в целом на 55%
Одновременно растут и расходы на поиск информации в Сети. Например, в
США за период с первого квартала 2000 года до второго квартала 2002 года
они увеличились с 19,5 млн. долл. до 131,2 млн. долл..
B2C в цифрах и фактах
Количество online-покупателей по-прежнему значительно меньше количества
интернет-пользователей, хотя также непрерывно увеличивается, правда, в
разных странах различными темпами. Если в США в 2002 году насчитывалось
152,8 млн. пользователей Сети, то лишь 15,7 из них активно совершали online-покупки.
Такая же тенденция сохранится, по мнению аналитиков eMarketer, и в 2003
году - 162 млн. интернет-пользователей и 20,9 млн. покупателей.
Кто он, потенциальный покупатель в Сети?
Как показывают результаты аналитических исследований, большинство online-покупателей
достаточно молоды - им от 20 до 35 лет. Учитывая этот факт, уже сейчас
магазинам, которые строят планы на несколько лет вперед, следует обратить
внимание на юношей и девушек от 15 до 20 лет, ведь уже сейчас 60% тинейджеров
имеют доступ в Интернет. Разумеется, их покупательная способность пока
невелика, а в развитых странах сдерживается еще и отсутствием у молодежи
кредитных карт. Однако через 2-3 года именно они станут основными клиентами
онлайновых торговых точек.
Географическое цифровое неравенство
Однако уровень развития электронной коммерции в разных странах сильно
различается. К примеру, в США, по мнению аналитиков Gartner, в 4 квартале
2002 года online-продажи достигли 15,66 млрд. долл., а по данным eMarketer
еще больше - 17,44 млрд. долл.
Количество online покупателей в Великобритании по данным "Media in
Retail Group" (IMRG) составило на конец 2002 года 14,3 млн. человек.
В то же время в Дании, где приблизительно 2,3 млн. взрослых датчан имеют
дома доступ к Интернету, только 23% интернет-пользователей являются регулярными
online-покупателями.
Зато существенно растут, по данным Europemedia, online-продажи во Франции.
Число французских интернет-пользователей, совершающих покупки в online,
увеличилось на 124 % за 2002 г. Это 5,1 млн. французов или 31,4% от всех
интернет-пользователей страны.
Доход от B2C-коммерции в Германии в целом достиг в 2002 году 4,66 млрд.
долл. Для сравнения, в 2001 году он составлял 4,26 млрд. долл. (данные
GfK).
В целом же, через пять лет, по мнению Jupiter Communications, более половины
европейских пользователей будут делать покупки в Интернете. При этом расходы
европейских потребителей вырастут на 32%. Наибольший рост при этом продемонстрируют
Испания (40%), Греция (42%) и Португалия (45%).
По данным Taylor Nelson Sofres в Болгарии, Румынии и на Украине в Сети
покупают не более 2%. Значительно увеличилось в 2002 году число online-покупателей
в Корее, Франции и Норвегии. А на Украине, в Чехословакии, Австралии и
Финляндии пользователи Сети пока присматриваются к такой возможности и
действуют крайне осторожно.
Что продается во всемирной Сети?
В принципе в Интернете можно сегодня купить абсолютно все, начиная от
продуктов питания и кончая бежевым "Кадиллаком" или виллой где-нибудь
на Кипре. К числу же наиболее популярных в мире товаров относятся компьютеры
и комплектующие, электроника, одежда и украшения.
В предпраздничные периоды предпочтения покупателей меняются. В этот период,
по данным отчетов Goldman, Harris and Nielsen, по сравнению с 2001 годом,
в 2002 году на 40% больше покупателей предпочитали приобретать в Сети
книги, музыку, видео и DVD-диски, на 20,3% увеличилось число приобретавших
украшения и одежду, на 5,8% затраты на туристические поездки. На 72,4%
вырос объем продаж электроники.
Преимущества и недостатки приобретения товаров в Сети
Очевидно, что общий рост числа online-покупателей не случаен и определяется
рядом дополнительных возможностей для покупателей. При этом многие постоянные
пользователи Интернета используют данную возможность, а часть, наоборот,
отвергают. Первые считают основным достоинством экономию времени и возможности
сравнения цен, вторые же, в зависимости от страны, выдвигают самые разные
доводы, которые сдерживают их покупательную активность.
В то же время, в разных странах люди называют самые разнообразные причины
того, что они не хотят совершать покупки в интернет-магазинах. Если брать
"среднестатистическое" мнение (данные отчета Taylor Nelson Sofres
за 2002 год), то больше всего людей не покупают в онлайн-магазинах из
соображений безопасности и нежелания выдавать информацию о своей кредитной
карте. На втором месте - "эффект привычки". 25% тех, кто не
совершал и не совершает онлайн-покупки, полагают, что "традиционные"
магазины удобнее новомодных конкурентов. На завышенные цены пожаловались
всего 9% опрошенных. Причем, чем "старше" возрастная категория,
тем меньше среди ее представителей недовольных высокими ценами. Это отражает
нормальную для западных стран ситуацию, когда старшее поколение имеет
значительные сбережения и неплохую пенсию, т.е. может позволить себе совершать
относительно дорогие покупки.
Характер жалоб на удаленную торговлю различается от страны к стране. К
примеру, украинские пользователи просто-напросто не доверяют интернет-магазинам,
а жители Эстонии, Литвы и Финляндии полагают, что покупать товары в онлайн-шопах
слишком трудно - проще в "обычных".
На рынке B2B
Аналитики компании Forrester Research давно предсказывали, что B2B-коммерция
в ближайшие несколько лет намного опередит розничную электронную торговлю.
Однако реальность оказалось не столь оптимистичной, и виной тому разразившийся
в 2001 году экономический кризис. В итоге, по данным eMarketer, на конец
2002 года общий мировой доход от B2B составил 823,4 млрд. долл., а не
1,9 триллиона, как предполагали до кризиса аналитики Forrester. В то же
время, как и предполагалось, тенденция достаточно активного развития рынка
B2B сохранилась. И теперь, когда все страны, кроме Японии, преодолели
"черную полосу электронного застоя", активность в сфере B2B
повысится, а доход к 2004 году достигнет 2,4 триллиона долл. По последним
данным Forrester Research, доход от B2B увеличится с 77 млрд. долл. в
2001 году до 2,2 триллиона в 2006, что автоматически означает рост на
22%.
В США рост доходов за период с 2001 по 2005 годы на рынке B2B составит
68%, в Западной Европе - 91%, а в странах Азиатско-Тихоокеанского региона
- 109%.
В Великобритании, Германии и Франции к 2006 году оптовые продажи в Сети
вырастут на 23%.
В докладе комиссии ООН по торговле и развитию (UNCTAD) "Электронная
коммерция и развитие-2002" ситуация на российском рынке B2B была
охарактеризована как благоприятная, в том числе и в связи с появлением
большого числа электронных торговых площадок в России. По данным российской
исследовательской компании I. B. Partners, менее чем за год число торгово-информационных
ресурсов категории B2B в Рунете удвоилось и на сегодняшний день достигло
120. При этом около 90% крупнейших российских предприятий имеют доступ
к Интернету. По мнению специалистов I. B. Partners, наметившиеся тенденции
позволяют рассчитывать на то, что позитивные прогнозы сбудутся, и уже
к 2004 году оборот российского рынка B2B достигнет 5 млрд. долл. Стоит
отметить и тот факт, что на российских B2B-площадках началось широкое
внедрение платежно-расчетных систем, отсутствие которых значительно тормозило
развитие межкорпоративной электронной торговли. А это как раз тот элемент,
которого не хватало для активного развития межкорпоративной электронной
коммерции
Интернет-банкинг
Банкоматами и пластиковыми карточками сегодня уже никого не удивишь. А
для "продвинутых" вкладчиков банки разработали новую услугу
- управление своим банковским счетом на расстоянии. А это означает, что
через систему интернет-банкинга можно не только платить за свет, но и
покупать-продавать валюту, ценные бумаги, открывать и закрывать депозитные
вклады, важно постоянно следить за передвижением денег.
Несмотря на все преимущества, интернет-банкинг - все еще диковинка даже
в западных странах. Пока только около 4% банковских операций в мире совершается
через Интернет.
Но перспективы у интернет-банкинга, по мнению экспертов, блестящие. В
исследовании компании Ernst & Young говорится, что к 2003 году доля
банковских операций, совершающихся через Интернет, в Европе может возрасти
до 25%. Прогноз для США гораздо скромнее - всего лишь 12%.
Однако уже сегодня в Интернете насчитывается более 3 тысяч сайтов банков,
предоставляющих услуги IB. Такие системы ввели у себя уже свыше половины
европейских банков. Согласно данным Forrester Research, ведущие позиции
на европейском розничном рынке банковских онлайн-услуг занимают швейцарские
банки, а наиболее активно используют Интернет - финские (90% их общего
числа). Наиболее распространен интернет-банкинг в США, где эти услуги
предоставляют все крупные банки и 10% мелких.
Началась и интернетизация банков на Востоке: например, в Индии электронными
услугами в той или иной степени пользуется до 17% от общего числа клиентов.
По прогнозу исследовательской компании Datamonitor, 121 млн. человек в
Западной Европе и США совершат в 2005 году банковские операции через Интернет.
Только в Европе обороты рынка IB составят 5 млрд. евро. Наиболее быстрыми
темпами интернет-банкинг развивается в Германии и Швейцарии, где, по данным
Forrester Research, к 2003 году сетевыми услугами будут пользоваться около
7 млн. человек.
Плюсы online-банкинга
По данным "Pew Интернет & American Life Project" на конец
2002 года уже 79% из 37 млн. пользователей США использовали банкинг-online,
потому как считали это удобным.
Источник: http://www.comprice.ru
|