AboutPC
Реклама в журнале
 [скрыть меню]

Раздел "МузON". Содержание:

Статьи:

Вперед Музыкальные итоги 2003 года
Вперед Несколько слов о существовании музыкальной критики
Вперед iMusic

Новости:

Вперед Опасайтесь поддельной музыки
Вперед Читай, слушай и покупай
Вперед Пираты ждут расплаты
Вперед На Apple хотят подать в суд из-за проблем с аккумуляторами в iPod
Вперед Европейцы просят Apple открыть для них iTunes
Вперед Европейская RIAA - "неизбежные" судебные процессы против клиентов
Вперед Реальная вражда
Вперед iTunes продал более 25 млн. песен

Раздел "МузON". Статьи:

В конец страницы

Музыкальные итоги 2003 года

Закончился 2003 год, и почти все издания начали подводить итоги "года музыкального". Поэтому первое появление нового раздела журнала AboutPC мы отметим также подведением итогов. Предлагаю Вашему вниманию небольшую подборку наиболее интересных рейтингов.

Альбом года: выбор редакции @MUSIC

Один из лучших музыкальных порталов на русском языке, но с украинской пропиской @music задалась целью выяснить предпочтения своих журналистов, коллег и просто известных меломанов - друзей сайта. Вот, что у них в итоге получилось (а если Вы поспешите, то также сможете внести свою лепту при определении лучшего альбома ушедшего года, отдав свой голос в онлайн-голосовании на сайте http://music.com.ua).

1. Ленинград "Для миллионов"
2. Blur "Think Tank"
3. The White Stripes "Elephant"
4. The Cooper Temple Clause "Kick Up The Fire And Let The Flames Break Loose"
5. Korn "Take A Look In The Mirror"
6. 5NIZZA "Пятница"
7. Radiohead "Hail To The Thief"
8. Jane's Addiction "Strays"
9. Stereophonics "You Gotta Go The To Come Back"
10. Muse "Absolution"

Двадцатка лучших по версии HMV

А в списке лучших альбомов британской сети музыкальных магазинов HMV победителем вышел новый двойной альбом Outkast "Speakerboxx/The Love Below". Сам рейтинг строился не только по результатам продаж: для подсчета баллов использовалась сложная система, учитывающая, помимо тиражей продаж, количество упоминаний альбомов в прессе.

1. Outkast - "Speakerboxx/Love Below"
2. Dizzee Rascal - "Boy In Da Corner"
3. Mars Volta - "Deloused In The Comatorium"
4. White Stripes - "Elephant"
5. The Darkness - "Permission To Land"
6. Radiohead - "Hail To The Thief"
7. Rapture - "Echoes"
8. Blur - "Think Tank"
9. Four Tet - "Rounds"
10. The Strokes - "Room On Fire"
11. Super Furry Animals - "Phantom Power"
12. Yeah Yeah Yeahs - "Fever To Tell"
13. Muse - "Absolution"
14. My Morning Jacket - "It Still Moves"
15. Audio Bullys - "Ego War"
16. Jane's Addiction - "Strays"
17. British Sea Power - "Decline Of British Sea Power"
18. The Thrills - "So Much For The City"
19. Kings Of Leon - "Youth And Young Manhood"
20. Distillers - "Coral Fang"

The Award Of Spectator Sympathies

Своих лауреатов выбирают также фан-сайты и фан-клубы различных исполнителей. Вот как распределили победителей фанаты группы Radiohead (непредсказуемый результат, не правда ли :)).

Лучшая новая группа - Evanescence
Лучший клип - "There There" - Radiohead
Лучшая песня - "Street Spirit" - Radiohead
Лучший альбом - "Hail To The Thief" - Radiohead
Лучшая концертная группа - Radiohead
Лучшая русская группа - 5'Nizza
Лучшая группа в мире - Radiohead

Ultra-Music Awards 2003

А завершу нашу первую встречу в журнале итогами опроса посетителей моего сайта, который проводился с начала ноября до конца декабря и преподнес такие результаты:

Альбом года - Linkin Park "Meteora" (13%)
Песня года - Korn "Did My Time" (16,6%)
Лучший новый исполнитель - Benny Benassi (14,2%)

Лучший рок-исполнитель - Korn (18,8%)
Лучшая рок-песня - Korn "Did My Time" (15%)
Лучший рок-альбом - Korn "Take A Look In The Mirror" (15,7%)

Лучший поп-исполнитель - Dido (18,7%)
Лучший женский поп-вокал - Dido (17,6%)
Лучший мужской поп-вокал - Robbie Williams, Dave Gahan, Justin Timberlake и Слава Вакарчук (Океан Эльзи) (по 14,2%)
Лучшая поп-группа - Океан Эльзи (28,5%)
Лучшая поп-песня - Dido "Life For Rent" (18,7%)
Лучший поп-альбом - Океан Эльзи "Суперсиметрiя" (14,2%)

Лучший nu-метал/хардкор-исполнитель - Korn (26,6%)
Лучшая nu-метал/хардкор-песня - Korn "Did My Time" (23%)
Лучший nu-метал/хардкор-альбом - Korn "Take A Look In The Mirror" (27,2%)

Лучший DJ - Moby (24,9%)
Лучший клип - Korn "Did My Time" (15,7%)
Лучший саундтрек - The Matrix Reloaded (35,2%)

Лучшие исполнители по регионам:

США/Канада - Korn (33,3%)
Германия - Guano Apes (33,3%)
Франция - Alizee (42,8%)
Скандинавия - HIM (40%)
Италия - Eros Ramazotti (40%)
Россия/СНГ - Океан Эльзи (30,7%)
Великобритания/Ирландия - Placebo, Radiohead и Benny Benassi (по 22,2%)Австралия - Kylie Minogue (100%)
Латинская Америка/Испания - Jennifer Lopez (66,6%)

"Я думаю, мы все можем согласиться - прошедшее уже прошло".
Процитировав Джорджа Буша, мы идем искать новую музыку по просторам всемирной паутины…

Назад В начало страницы На главную страницу В конец страницы Вперед 

В конец страницы

Несколько слов о существовании музыкальной критики

Когда будущие музыковеды захотят исследовать современный нам исполнительский процесс - какими источниками станут они пользоваться? Скажете - интернет-изданиями? Вряд ли смогут они сохранить свои материалы надолго - в распоряжении пытливых исследователей окажутся все же "бумажные" виды музыкальных публикаций. Метод каноничен и дает прекрасные результаты. Например, когда замечательный музыковед М.Келдыш задумал исследовать творческий путь С.Рахманинова, он прибегнул именно к нему. Прессы оказалось так много, что удалось досконально изучить весь российский период: начиная с первых выступлений композитора и пианиста по 1917-й. В результате появилась чрезвычайно информативная книга "Рахманинов и его время" (М., "Музыка", 1973), точнее, ее первая часть. Во второй части предполагался аналогичный анализ следующего периода. Сергей Васильевич имел неосторожность эмигрировать... Доступа к другой прессе не оказалось, не возникло и второй части исследования.

Предвижу облегченный вздох читателя: ну уж сейчас-то материала можно будет набрать не меньше. Слава Богу, свобода слова. Изданий уйма, не успеют закрыть одну газету - на ее месте возникают две новые. И критиков музыкальных у нас... То-то раздолье будущим музыковедам! Обо всех найдут все, всех опишут и расставят по местам!

Ой ли?

Попробуем предвосхитить будущее - и посмотрим, какие открытия ждут испытателей из грядущего.

Во-первых, они узнают, что существовал в нашей музыке некто Сергей Марков. Легко будет убедиться, что это величественная фигура. Одна частота появлений его в прессе чего стоит! Это он назначает и ниспровергает дирижеров и художественных руководителей. Когда на организуемых им пресс-конференциях худрук робко называет его директором, он величественно поправляет: "Директор вон там сидит. Я - Президент!" Он раздает - куда там идеологам недавнего прошлого - оценки и выносит вердикты. Он судит сурово и в иные моменты возвышается до подлинно философских обобщений. Последний перл - откровение о том, что оркестр, его телесная, так сказать, сущность, важнее дирижера, этим оркестром управляющего. В одной из недавних публикаций он поведал городу и миру, что "авторитарность сейчас уже не работает ни в политике, ни в искусстве. Мир сильно изменился со времен Сталина и Гитлера, Мравинского и Караяна. Нужны лидерские качества нового толка, умение воодушевлять, а не подавлять".

Что и говорить, мыслитель такого пошиба должен остаться в истории. Мог ли Евгений Мравинский представить, что окажется в подобном ряду сопоставлений? Или что группа валторн вкупе, скажем, с контрабасами будет корректировать творческие замыслы какого-то там дирижера?

Нет, нет и нет. На скрижали г-на Маркова, и как можно скорей.

(Правда, реальная практика ведомого им оркестра показывает, что как раз с "воодушевлением" там не все в порядке. Никак не выберутся из непонятно чего. Целой дирижерской коллегии никак не удается "воодушевить".)

Затем взору изумленных ученых предстанет поразительная картина. Выяснится, что никакого, в сущности, исполнительского процесса в нашей стране не было. Было совсем другое: три музыканта. Всего три: Михаил Плетнев, Владимир Спиваков и Юрий Башмет. Если бы были другие - о них писали бы. А раз не пишут - значит, никого и не было. И только три эти безусловно ярчайших музыканта заполняли собой весь музыкальный процесс, только они просвещали неразумный мир.

Мы вовсе не посягаем на объективную значимость названных имен. Все это безусловно выдающиеся исполнители, столпы, во многом определяющие константы сегодняшнего музыкального быта. Но может ли быт определяться только тремя предметами? Разговор сегодня - о равнодушии серьезной части музыкальной критики, не желающей видеть реальности, зато готовой в тысячный раз писать об одних и тех же персонах.

Да, еще иногда приезжают какие-то гастролеры, всякая заграничная мелюзга, о которой и слова-то доброго не скажешь. И внимательная критика сурово им воздает. Редкий гастролер долетит до середины маршрута без нелицеприятного (читай: зубодробительного) разноса со стороны резвой критической молодежи. Приезжает, скажем, какая-то Джесси Норман. Это там у них она мегазвезда мирового вокала, певица, принять которую мечтают мировые столицы и каждая новая запись которой становится предвкушаемым и комментируемым событием. Нам все это не указ! Сколько, говорите, диве лет? Пятьдесят шесть? Мы не ослышались? Пятьдесят шесть!!! Ну-ну, посмотрим, что она нам споет!

Не верите? Именно такова была тональность практически всех откликов на ее приезд в 2001 году - проверьте! Было бы еще хлеще, но пригласил ее все-таки В.Спиваков, так что приходилось критический пыл слегка осаживать. (Между прочим, Спиваков оказался единственным, кому диву пригласить удалось! Напомним, что вся государственная машина пытались это сделать несколько лет - с известным результатом. С огромной помпой ремонтировалась артистическая Большого зала Консерватории, городу и миру было сообщено, сколь капризна знаменитость, как бьются над этой проблемой многочисленные клерки... Понадобилась - всего лишь! - встреча двух художников, и вопрос приезда оказался решен мгновенно!)

Та же ситуация повторилась и во второй приезд выдающейся артистки. Например, корреспондент главной культурной газеты пеняет певице за то, что ария Иоанны пелась ею не на русском языке. "Спела по-французски, каковое обстоятельство, по нынешним временам уже само по себе являющееся моветоном, отнюдь не способствовало приближению к стилистике Чайковского, и без того ей, судя по всему, не близкой".

Вот так вот. Моветон, да и все тут.

Хотите пример свежее? Пожалуйста: недавний приезд Джеймса Левайна. Мэтр мировой оперы, прославленный дирижер приехал в Россию со студенческим оркестром и чрезвычайно интересной программой ("Чудесный мандарин" Бартока, 5-я симфония Прокофьева и 8-я Дворжака), которая, несмотря на явную сложность - публика наша мало приучена к восприятию Бартока и Прокофьева, - была энтузиастически принята залом.

Казалось бы - простор для аналитической мысли: с подобными оркестрами к нам приезжали в разные годы Л.Бернстайн, В.Ашкенази, Б.Хайтинк, и вот теперь - Левайн. Что, как, куда движется процесс?

Но нет. Наши и здесь не ударили в грязь лицом. Выяснилось, что критики наши - тончайшие знатоки различий дирижирования симфонического и оперного. И всякие там американские знаменитости не имеют здесь никаких шансов. "Так, ничего, - через губу снисходили музыкальные бытописатели, - кое-что удалось этому дирижеру. Но - по большим отечественным меркам - нет, знаете ли, не то..." Это неважно, что для всего мира он хорош. Далеко, безмерно далеко ему до всего, что составляет исключительный уровень наших избушек на курьих ножках. Не дотягивает.

Читатель спросит: в чем же пафос? Не в том ли, чтоб кого-то защитить? Нет. Хочется высказать достаточно простую, в общем-то, мысль о том, что жизнь, в том числе музыкальная, продолжается и происходит немало такого, что должно быть критикой замечено и проанализировано, поскольку главная ее, критики, задача - не благодетельствовать и возвышать избранных, а свидетельствовать о времени и вдумчиво анализировать.

Приведем на выбор три свежих примера из реальной - минувшего сезона - концертной практики. Три имени разного весового калибра: Николай Петров, Игорь Жуков, Андрей Истомин.

Предвижу возгласы: ну уж Николай Петров! О ком же написано больше? И юбилей его, только прошедший, освещался всюду и везде! И этот нескончаемый Рахманинов!..

Оставим юбилейное и возьмем жизненное. В минувшем сезоне выдающийся пианист "со товарищи" исполнил Рахманиновский цикл. Поясним термины. Товарищи - это молодой пианист: Александр Гиндин. Напомним, что со времен М.В.Юдиной немного насчитаем мы мэтров, выходящих на ответственные сцены с артистической молодежью. Так вот: в упомянутом цикле были исполнены все концерты С.В.Рахманинова во всех редакциях. Причем, например, Четвертого концерта, к изумлению даже знатоков, было найдено три редакции! И все три прозвучали живьем!

Насколько высока - и важна для музыки - объективная оценка этого труда, говорит следующий факт. Немедля по обнародовании этого замысла один из участников - Александр Гиндин - был приглашен Владимиром Ашкенази для исполнения и записи с Лондонским Королевским оркестром малоизвестных редакций Первого и Четвертого концертов. Выпущен компакт-диск, который мы слышим в воспроизведении радио "Орфей". Читатель ждет уж рифмы "розы" - и не ошибается. Ни одна из отечественных звукозаписывающих фирм интереса к этому факту не проявила. На страницах нашей прессы об этом событии не появилось ни единого слова.

(По-видимому, это справедливая расплата за честность. Сыграть - невелика хитрость! Сегодня так дела не делаются. Ведь что стоило объявить, например, что партитуры рахманиновских редакций прославленный мэтр нашел в каком-нибудь подвале, скажем, в Нью-Йорке или Филадельфии, а еще лучше - в Большом театре, что партитуры эти не видел никто и никогда, а играть по современным нет никакой возможности. Затем выписать аутентичный рояль из какого-нибудь Мугабеграда. Сыскались бы, уверяем вас, на это деньги. Сразу бы встрепенулся "Московский комсомолец" со всем штатом своих просвещенных дам, за ним бы ринулись наперегонки остальные. И мгновенно нашлось бы не меньше сотни больших специалистов по ненаписанному у Рахманинова! Роскошный был бы пиар!)

И в сущности, понятно дальнейшее по нашему сюжету. Если не пишут о Николае Петрове - то чего ждать об остальных?

7 апреля того года в Рахманиновском зале дал концерт пианист Игорь Жуков. Если и говорить сегодня о пианистах, отмеченных "лица необщим выраженьем", то Жуков должен быть назван первым. К его игре можно относиться по-разному; он своеобразен и интересен, бросая вызов многим устоявшимся канонам поведения артиста. Как на сцене, так и в жизни Жуков осознанно избегает всяких признаков ажитации, суеты, саморекламы, погони за званиями и чинами. Он востребован в Европе и концертирует настолько интенсивно, что, не меняя гражданства, львиную долю времени проводит в Германии. В России он играет один раз в год, если не реже. Дополнительным поводом для всяческого внимания критики должна была стать программа концерта, куда вошли новые для музыканта сочинения (сонаты Н.Метнера, С.Прокофьева и А.Берга) и хорошо известные, но давно не звучавшие старые (24 прелюдии Скрябина, ор.11). Осветила ли пресса этот концерт хоть как-нибудь?

В старое время издавались сборники любимых народом песен. И в них в целях экономии места припев печатался только один раз, а далее набиралось курсивом: Припев. Так и мы - после описания концерта И.Жукова напишем: Припев.

Ни одной строки, ни в одном издании. Не было такого концерта, и пианиста такого, если судить по прессе, нет.

Факт, касающийся молодежи. (Нет-нет, мы пишем не о Д.Мацуеве.) В феврале-марте состоялся цикл из четырех концертов под заголовком "Моцарт в Зальцбурге", приуроченный к 95-летию со дня рождения Д.Ф.Ойстраха. Прозвучали все скрипичные концерты Моцарта, симфонии и кассации, написанные, как вытекает из названия, в зальцбургский период жизни Моцарта. Выяснилось, что все, исполненное в цикле, относится к музыкальным раритетам. Так, все скрипичные концерты не играл никто со времен Давида Федоровича, то есть с начала 70-х. Ранние симфонии Моцарта вообще редкие гостьи на наших подмостках, сколько-нибудь представительно их исполнял только Рудольф Баршай. А что касается соль-мажорной Кассации # 1 К.69, в Adagio которой мы встречаем, между прочим, первое скрипичное соло юного Моцарта, то дата единственного исполнения и записи этой вдохновенной музыки легко может быть установлена точно: это сделал Лев Маркиз незадолго до своего отъезда в эмиграцию. То есть 30 лет тому назад.

Совсем уж невероятное - был выпущен подобающий случаю буклет. Причем не какой-нибудь листочек с саморекламой, а серьезная книжка с замечательной и неизвестной ранее фотографией Ойстраха, обращением к посетителям концертов, аннотациями к редко звучащим сочинениям, и резюме солистов - участников цикла. (Напомним, что культура буклета у нас практически в загоне; только Владимир Спиваков с его неизменным стремлением к высокому уровню любого начинания радует содержательным буклетом к каждому своему фестивалю.)

Всю эту работу, весь цикл организовал, задумал и провел один-единственный человек, руководящий одним коллективом, - Андрей Истомин, молодой дирижер камерного оркестра "Кантилена". О том, что коллектив не имеет государственного финансирования, умолчим, равно как и не станем называть обширный список возможных спонсоров, которые даже не ответили на обращения о скромной поддержке этой безусловно благородной акции. Зачем связываться с классикой? Гораздо эффектнее удваивать выигрыши в какой-нибудь телеигре или ежемесячно громить с телеэкрана существующие в экономике порядки, мешающие получать тысячу процентов барыша вместо теперешних пятисот...

Скажем о другом - о том, что память великого мастера была, на наш взгляд, отмечена наилучшим образом. Не воспоминаниями из цикла "Я и Ойстрах", не сочинением небылиц о жизни великого артиста. И тем более не каким-нибудь дежурным скучным мероприятием. В цикл были приглашены молодые и яркие скрипачи, среди которых хотелось бы выделить талантливейшую Елену Ревич (в обычной жизни первая скрипка в оркестре Ю.Башмета) и вдумчивого Илью Норштейна, о принадлежности которого к какому-нибудь одному коллективу говорить очень сложно - настолько энергично и многообразно реализует он свой талант. (Читайте и запоминайте, друзья! Больше об этом прочесть нигде невозможно!)

Все концерты прошли на достойном молодого коллектива уровне, с задором и присущим возрасту тонусом. Дирижер Истомин показал себя музыкантом, способным к интересному и нетривиальному прочтению Моцарта. Акция "Кантилены" укрепляет и без того сложившуюся репутацию коллектива, активно расширяющего репертуарные рамки камерного оркестрового репертуара. Конечно же, освещение цикла в прессе было минимальным и в основном энтузиастическим. Тогда как каждая из перечисленных акций должна была стать поводом для серьезного изучения, анализа, выводов и, в конце концов, не побоимся слова - увековечения.

По слухам, на кафедре русской музыки чтимой нами Московской консерватории который год изучают шестую картину "Пиковой дамы". Может быть, приближаются к концу... Концертную жизнь, ее развитие или затухание, ее тенденции и перспективы, там не изучают. Ее для профессионального музыкознания как бы и нет.

Но ведь теория, как известно, суха, а древо жизни - в данном случае российской концертной - пока еще зеленеет! И следует, с нашей точки зрения, бросить на это дело все имеющиеся пока силы. Ибо - в противном случае - когда будущие музыковеды захотят исследовать современный нам исполнительский процесс, - какими источниками станут они пользоваться?

См. сначала.

Или, как обозначают в нотах, da capo al fine!

Назад В начало страницы На главную страницу В конец страницы Вперед 

В конец страницы

iMusic

Весной 1976 года Стив Джобс и Стив Возняк ехали по шоссе и пытались придумать название для фирмы, которую они собирались зарегистрировать. Когда Джобс выдал «Apple Computer», оба согласились, что лучше названия, пожалуй, не найти. Возняк в воспоминаниях рассказывал, что он не допытывался, как Джобсу пришло в голову такое название, хотя знал о его увлечении музыкой и подумал, что идея могла возникнуть по аналогии с компанией Apple Corps, на которой записывались The Beatles. Оба старательно отгоняли мысль о том, что их детище вместе с именем может заполучить и немало проблем, связанных с авторскими правами. Им бы следовало задуматься об этом серьезнее, потому что именно так и произошло: имя Apple Computer стоило (и, возможно, еще будет стоить) немало денег и головной боли.

Apple против Apple

В 1981 году, после нескольких лет судебных разбирательств, Apple Computer и Apple Corps подписали договор, по которому в обмен на неразглашенную сумму Apple Computer было разрешено использовать торговую марку «Apple» в компьютерных продуктах, а Apple Corps сохранила права на это имя в музыкальной индустрии.

Но в 1989 году Apple Corps вновь подает в суд на Apple Computer. Повод — некоторые модели компьютеров могли воспроизводить музыку, к тому же в ассортименте фирмы появились CD-дисководы и MIDI-устройства. И хотя Apple Computer доказала, что соглашение от 1981 года не было нарушено, суд постановил: ответчик должен выплатить истцу более чем 26 млн. долларов и возместить судебные издержки в размере 8,5 миллиона.

До недавнего времени отношения между двумя Apple напоминали «холодный мир», но в июле компания, которой владеют Пол Маккартни, Ринго Старр, Йоко Оно и правонаследники Джорджа Харрисона, выкопала топор войны и снова обвинила Apple Computer в нарушении соглашений более чем десятилетней давности. На сей раз причиной стали успехи компьютерной фирмы в сфере, которая имеет непосредственное отношение к музыкальному бизнесу — выпуск mp3-плейера iPod и деятельность одного из самых успешных онлайн-магазинов по продаже музыки — iTunes Music Store (iTMS).

iPod

В 2001 году Apple Computer выпустила mp3-плейер, который стал событием в мире портативных аудиоустройств. Хотя идея мp3-плейера на основе жесткого диска не была новой и несколько других компаний пытались производить и продавать подобные устройства, Apple подошла к этому вопросу со свойственной ей тщательностью: уникальный дизайн, большой LCD-экран, удобный графический интерфейс, передача данных через интерфейс FireWire (IEEE 1394), аккумулятор, которого хватает на 8 часов непрерывной работы, хорошие наушники и даже записная книжка… На протяжении нескольких поколений iPod в обзорах сквозит мысль: «Неужели такой продукт можно усовершенствовать? Посмотрим, посмотрим. Таки да, iPod стал еще лучше».

Выпущенный поначалу только для Макинтошей, с объемом жесткого диска 5 Гбайт, в дальнейшем плейер «подрос» (сейчас есть версия на 40 Гбайт), стал совместим с Windows-компьютерами, а также существенно изменился в функциональном плане.

iPod оснащается интерфейсами FireWire и USB 2.0 (через док-станцию) для передачи данных с компьютера и обратно. 32 Мбайт кэш-памяти обеспечивают до 25 минут защиты от сбоев, а двухдюймовый дисплей с подсветкой позволяет вести визуальный контроль. Плейер понимает форматы MP3, MP3 VBR, WAV и AAC1.
Приложение для проигрывания файлов дает возможность составлять плей-листы, устанавливать рейтинг песен, а также содержит 20-полосный эквалайзер. Графический интерфейс включает в себя и массу других приятных вещей, например дату, время суток, будильник, автовыключение через определенное время, возможность показа контакт-листов, календарь и даже четыре игрушки.

Для iPod существует масса разнообразных аксессуаров. Например, фирма Belkin выпустила Voice recorder, который позволяет использовать iPod в качестве диктофона, сохранять на нем файлы и перегружать их на компьютер. Эта же фирма создала Media Reader, с помощью которого можно переписать на iPod фотографии с карты памяти цифровой камеры. Еще одна возможность расширить функциональность плейера — добавить к нему iTrip FM Transmitter от компании Griffin. iPod превращается в мини-радиостанцию: достаточно поймать на радиоприемнике (например, в автомобиле) частоту передатчика iPod — и у вас в распоряжении окажется практически бесконечный чейнджер музыки. А европейское отделение корпорации Daimler Crysler представило в сентябре специальную версию своего автомобиля — Smart City-Coupe i-move, который продается с уже подключенным к аудиосистеме iPod.

Кроме того, iPod может использоваться Макинтошами как внешний FireWire-диск, с помощью которого можно переносить данные между компьютерами и даже использовать его в качестве загрузочного диска. Но iPod не был бы столь удобным решением, если б ему не помогал программный компаньон — iTunes.

iTunes

С момента появления в Макинтошах устройств для проигрывания компакт-дисков (Apple начала серийно встраивать CD-приводы в Маки в 1992 году) эти компьютеры поставлялись и с соответствующим софтом для воспроизведения аудио. Официально поддержка mp3 на Маках появилась в сентябре 1999 года с выходом QuickTime 4.0. Хотя в конце девяностых годов под них существовало несколько программных mp3-плейеров, самым популярным был MacAmp — написанный группой российских программистов, функционально и по интерфейсу напоминающий WinAmp.

Месяцем раньше компания Casady&Green выпустила SoundJam, мощное juke-box-приложение, умевшее проигрывать аудиодиски и mp3-файлы, преобразовывать аудио в mp3, скачивать с www.cddb.com информацию о дисках (название альбома, треков и др. — диск идентифицируется по уникальной комбинации длительности треков), изменять внешний вид благодаря системе модулей и просматривать различные визуальные объекты во время проигрывания композиций. Программа оказалось столь удачной, что Apple ею заинтересовалась, купила у Casady&Green исходный код SoundJam (вместе с командой программистов) и на его основе в феврале 2001 года выпустила под своей маркой приложение iTunes. Программа, правда, потеряла возможность изменять интерфейс, зато теперь он выглядит удобным и продуманным, хотя два с половиной года назад многие пользователи были недовольны его чрезмерным отличием от интерфейса SoundJam. Кроме того, iTunes приобрела много других функций — например, возможность проигрывать streaming mp3 и записывать компакт-диски прямо из приложения. В последних версиях появилась поддержка технологии Rendezvous2. С ее помощью компьютер в локальной сети становится чем-то вроде радиостанции, транслирующей музыку в mp3-потоке. Пользователь может транслировать всю коллекцию или только определенные плей-листы, а также ограничить доступ к коллекции по паролю. Программа сама показывает в сети «точки входа», и достаточно двойного щелчка мышью, чтобы получить доступ к чужому плей-листу.

С появлением iPod программа iTunes стала незаменимым спутником этого устройства. Именно благодаря ей происходит синхронизация музыкальной библиотеки и других плей-листов из приложения с iPod: после подключения плейера к компьютеру iTunes спрашивает, не желаете ли вы синхронизировать свою музыкальную коллекцию с устройством (полностью или же определенные плей-листы), и тут же переписывает файлы (альбом размером 70–100 Мбайт в формате mp3 переписывается за 15–20 секунд) на жесткий диск iPod’а. Далее при добавлении новых композиций на компьютер будет происходить автоматическое обновление коллекций на iPod (разумеется, возможно и добавление композиций вручную).

До последнего времени версия iPod для Windows продавалась с популярной на этой платформе программой MusicMatch, но около месяца назад Apple преподнесла сюрприз, выпустив версию iTunes 4.1 под Windows. Приложение полностью совпадает по функциональности с аналогом на Маке. Архив размером 19 Мбайт (можно бесплатно скачать с www.itunes.com) содержит саму iTunes, QuickTime 6.4 и дополнительные файлы, поддерживающие запись компакт-дисков. При первом запуске программа сканирует папку My Music и добавляет в коллекцию все найденные там композиции. Сохранена даже возможность трансляции mp3-потока по локальной сети, причем независимо от того, под какой операционной системой работает сетевой компьютер — Mac OS X или Windows. QuickTime 6.4 добавляет поддержку AAC-формата, который является частью спецификации MPEG-4 и позволяет достичь более высокого качества звука, чем mp3.

Ожидался этот проект с некоторыми сомнениями: с одной стороны, iTunes — очень удобное приложение для работы с аудиоданными, а с другой — всем известно, насколько неудачным получился QuickTime для Windows. К счастью, опасения не оправдались — по отзывам в Интернете, качество продукта очень высокое.

В отличие от платформы Macintosh, на Windows присутствует несколько популярных приложений, которые делят между собой рынок проигрывателей аудиофайлов (Windows Media Player, WinAmp, MusicMatch, RealONE). Задача iTunes в том, чтобы доказать свое преимущество перед этими программами — тут Apple поможет в первую очередь репутация производителя программного обеспечения, которое зачастую более удобно в использовании. Многим наверняка придется по вкусу возможность трансляции композиций в локальной сети. Кроме того, тот же MusicMatch ограничивает скорость записи дисков в бесплатной версии программы и требует $20 за то, чтобы убрать это ограничение, — у iTunes же такого «лимита» нет.

Возможно, у уважаемого читателя возник вопрос: а зачем вообще Apple выпускать mp3-плейер для Windows? Ведь с синхронизацией музыкальной коллекции iPod на Windows вполне справлялся и MusicMatch. И вот здесь самое время рассказать о третьем компоненте музыкальной экспансии Apple — онлайновом магазине iTunes Music Store. Ранее он был доступен только пользователям iTunes на Маках, но сейчас виртуальные двери магазина распахнулись перед куда более широкой аудиторией пользователей Windows.

AppleMusic.com

Полгода назад Apple открыла новый портал, предназначенный для продажи музыки. Он был интегрирован в программу iTunes, позволял покупать отдельно треки по 99 центов или целиком альбомы за $9,99, предлагал на выбор более 200 тысяч композиций и был (и остается до сих пор) достаточно либеральным в вопросах копирования купленных треков — их можно переписывать на три других компьютера, записывать на компакт-диски практически без ограничений3 и свободно копировать на mp3-плейеры.

В отличие от Napster 2.0, который предлагает композиции за те же 99 центов и альбом за $9,99, в iTunes Music Store можно получить месячную подписку за $9,95 без ограничений на скачивание песен. Правда, если пользователь захочет записать скачанные композиции (по подписке), то придется платить еще по 1 доллару за песню.

Музыкальная база Napster пока больше — около 500 тысяч файлов, зато в архивах iTMS — огромное количество эксклюзивных произведений, и в этом отношении он может дать фору кому угодно. Возможно, потому, что платформа Macintosh весьма популярна в области аудио- и видеопроизводства, и многие исполнители и композиторы сами являются пользователями Маков.

Еще один подобный сервис, MusicMatch (www.musicmatch.com), предлагает схожие условия с iTunes Store: композиции за 99 центов, альбомы за $9,99, запись на диски и загрузка на портативные устройства без ограничений. В наличии имеется 240 тысяч треков, однако не слишком эффективный интерфейс и отсутствие раздела «Новинки» делают работу с этим сервисом скорее необходимостью, чем удовольствием.

Два других популярных сервиса — Rhapsody и BuyMusic — тоже не столь безупречны, как хотелось бы. Например, с Rhapsody пользователь не может сгрузить песни на диск или на mp3-плейер, зато может записывать их на CD за 79 центов. Хотя выбор весьма широкий — 390 тысяч композиций. А у BuyMusic много ограничений на передачу и запись файлов на носители. Кроме того, при заявленной стоимости композиций «от 79 центов» большинство мелодий стоят $1,14.

Как видите, iTunes Music Store предлагает клиентам наиболее заманчивые условия, так что тягаться с ним конкурентам не под силу. За неполные шесть месяцев магазин продал более 13 млн. композиций (около 70% всех легальных скачиваний музыки из Интернета) — и это только пользователям Макинтошей, которые могли получить доступ к iTMS в то время. Сейчас, когда круг потенциальных покупателей стал гораздо шире, должен возрасти и объем продаж. Кроме того, расширяется и ассортимент — на конец октября он составляет около 400 тысяч наименований. В среднем в неделю в iTMS продается 600 тысяч композиций, а к апрелю будущего года Apple рассчитывает покорить вершину в 100 млн. проданных песен. В этом ей должны помочь два альянса, о которых было объявлено на презентации iTMS для Windows.

Во-первых, 25 млн. подписчиков America Online смогут покупать композиции, не пользуясь даже кредитными картами, достаточно будет ввести свой логин и пароль в системе AOL.

Вторая акция задумана с не меньшим размахом. На сей раз Apple скооперировалась с компанией Pepsi, и, начиная с 1 февраля по 31 марта, покупатели пепси-колы в Соединенных Штатах смогут найти под крышечкой специальный код, введя который в iTunes Music Store, они получат право скачать любую из доступных там композиций. Таких счастливчиков будет 100 миллионов. Целевая аудитория подобных напитков, как правило, дети и подростки — именно те, кто чаще всего незаконно обменивается музыкальными файлами. Показав им легальный способ скачивания высококачественного музыкального продукта за небольшую сумму, Apple надеется хоть немного снизить уровень пиратства аудиопродукции. (Конечно, это не касается России, где за два доллара можно купить все музыкальное наследие Queen или Pink Floyd.)

Из других новинок, с помощью которых Apple собирается привлекать будущих клиентов в iTMS, стоит назвать появление аудиокниг (около 5 тысяч единиц для начала), «плей-листы от знаменитостей», большой выбор эксклюзивных композиций, подарочные сертификаты стоимостью от 10 до 200 долларов и т. д.

К сожалению, схема распределения прав между музыкальными лейблами, их подразделениями и артистами не позволяет сделать доступным магазину iTMS онлайн-сервисы в Европе и других регионах. Однако Apple ведет переговоры с лейблами о такой возможности и не исключает появления iTMS в Старом Свете уже ближайшей весной.

По признаниям руководителей компании, iTunes Music Store пока не является прибыльным и вряд ли будет приносить большие барыши в обозримом будущем. Но на это никто и не рассчитывал — iTMS помогает в другом. В том квартале, когда магазин открылся, Apple продала более 300 тысяч iPod (в предыдущем квартале — около 100 тысяч). Сейчас iPod принадлежит 31% рынка мp3-плейеров в Соединенных Штатах, и спрос на это устройство так высок, что даже Dell, известный конкурент Apple, реализует iPod через свою сеть прямых продаж.

Что же касается судебных разбирательств между Apple Computer и Apple Corps, то, во-первых, такие тяжбы могут длиться годами. Во-вторых, вряд ли британская компания сможет добиться прекращения продаж музыки или iPod, но, безусловно, может рассчитывать на определенную компенсацию за свои «страдания». Вопрос в другом: сумеет ли Apple заработать достаточно, чтобы в очередной раз откупиться от рекординговой компании Beatles? Пока есть все основания думать, что сумеет.


Сноски:
1 - Advanced Audio Codec — формат сжатия аудио, который Apple использует для музыки, продающейся в онлайн-магазине.
2 - Реализация в Mac OS X технологии ZeroConfig, возможности приложений и устройств обнаруживать друг друга в локальной сети.
3 - Хотя вы и не можете записывать один и тот же плей-лист больше десятка раз, но достаточно изменить порядок песен — и у вас еще десять попыток на запись.

Назад В начало страницы На главную страницу В конец страницы Вперед 

Раздел "МузON". Новости:

В конец страницы

Опасайтесь поддельной музыки

Автор:Онлайн журнал SoftKey
Сайт:www.SoftKey.info
E-mail:editor@softkey.info

Любителям скачивания бесплатной цифровой музыки следует обезопасить свои компьютеры от "шпионского" программного обеспечения, которое может похищать не только пароли, но и электронные банковские счета.

Обращаясь к сетям для передачи файлов, многие пользователи, сами того не зная, вместе с музыкой загружают и так называемое шпионское программное обеспечение. И если самые безобидные программы лишь соберут информацию о вас для рекламных целей, то некоторые взломают пароли, запишут номер кредитной карточки и отправят эти данные злоумышленнику, как только вы соединитесь с Сетью.

В Интернете существует большое количество бесплатного программного обеспечения для обнаружения "шпионов" и платного – для удаления или блокирования их действий. Помимо этого, пользователь может защитить компьютер с помощью вовремя обновляемых антивирусов и программ-файрволлов. В свете последних событий, когда троянцы буквально заполонили сетевое пространство, это весьма актуально - так считает сайт Canada.com.

Назад В начало страницы На главную страницу В конец страницы Вперед 

В конец страницы

Читай, слушай и покупай

Автор:Онлайн журнал SoftKey
Сайт:www.SoftKey.info
E-mail:editor@softkey.info

Миллионы подписчиков AOL могут использовать свои никнеймы для покупки песен в музыкальном магазине Apple iTunes, не создавая специальные аккаунты. На сегодняшний день продано свыше 25 миллионов мелодий, а сегодня утром компания Apple выпустила новое программное обеспечение iTunes для серверов. Софт версии 4.2.0.72 поддерживает не только AOL-имена, но и кошельки AOL Wallet.

Теперь пользователи AOL Radio, Sessions@AOL, Broadband Rocks и AOL Music Search смогут получить доступ к скачиванию музыки с iTunes нажатием одной кнопки. Для тех, кто не любит читать, но любит слушать, создана iTunes Music Store Library, в которой находятся около 5 тысяч аудио-книг.

Кроме этого, новый клиент iTunes может работать вместе с QuickTime Player 6.5, что позволит просматривать текст в юникоде и видеоматериалы. Скачать обновление iTunes для Windows или Mac OS X можно на сайте Fileforum.

Назад В начало страницы На главную страницу В конец страницы Вперед 

В конец страницы

Пираты ждут расплаты

Автор:Наталья Павлова
Сайт:Газета.ru

Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) обвинила российскую компанию «Руссобит-софт» в пиратском выпуске музыкальных компакт-дисков, права на которые принадлежат западным компаниям.

Международная федерация производителей фонограмм, включающая в себя представителей 46 стран и 1500 звукозаписывающих компаний, начала активную борьбу с пиратами на рынке продаж музыкальной продукции. По словам представителей организации, принимавшиеся ранее ранее меры не имели должного результата.

IFPI подала восемь самостоятельных исков от Arista Records Inc, BMG UK & Ireland Limited, EMI Music International Services Limited, Mute Records Limited, ЗАО «Юниверсал Мьюзик», ООО «Сони Мьюзик Энтертэйнмент» (Россия), Sanctuary Records Group Limited и Warner Music Austria (Австрия) GesmbH.

Компании-истцы требуют возмещения убытков на сумму 45 млн рублей или $1,5 млн, запрета на дальнейшее производство дисков тех наименований, которые, как предполагается, были незаконно изготовлены на заводе «Руссобит», а также конфискации машин и оборудования, использовавшихся для их изготовления.

Между тем сама компания «Руссобит софт» узнала о поданных исках из газет. Официальный иск поступил к ним лишь в прошлую пятницу. По словам представителей компании, они сами пока не разобрались, по каким причинам против них выдвинуты обвинения – сейчас этим занимаются юристы. Предварительные слушания назначены на 5 января 2004 года в Арбитражном суде Московской области.

Россия стоит на втором после Китая месте в мире по производству пиратских компакт-дисков. По словам представителей федерации IFPI, за 2003 год падение объема продаж лицензионной аудио- и видео-продукции в мире не в последнюю очередь связано именно с ростом количества незаконного продукта. «Каждый третий продающийся в мире диск является нелегальным. В прошлом году было продано около 1 млрд контрафактных CD на сумму более $4,5 млрд», – подчеркивают в IFBI.

По мнению президента и исполнительного директора IFPI Джея Бермана, «Россия обладает потенциалом, необходимый для того, чтобы музыкальный рынок стал преуспевающим, но прежде всего нужно поставить под строгий контроль постепенно повышающийся уровень пиратства и правонарушений в этой области». Для этого, по его мнению, нужно без промедления принять необходимые поправки к закону об авторских и смежных правах. Правоохранительные органы, в свою очередь, должны принять более решительные и срочные меры в отношении заводов по производству дисков.

Как заявил господин Драгунов, юридический советник Московского офиса IFPI, иск к ООО «Россобит Софт» – лишь первый из целого ряда гражданских исков, которые должны быть поданы в отношении российских заводов по производству оптических дисков, изготавливающих их без согласия правообладателей.

За последние три года в России количество нелегальных производителей увеличилось в два раза, а нелегальные производственные мощности – почти в три, из-за этого спрос на законную продукцию падает. На сегодняшний день Россия является одним из ведущих экспортеров пиратской продукции. По некоторым данным, нелегальная продукция из России поставляется в 26 стран. Помимо России в черный список входят Китай, Бразилия, Мексика, Парагвай, Польша, Испания, Тайвань, Таиланд и Украина – страны, являющиеся наиболее перспективными аудиорынками. По мнению специалистов в этой области, процветание нелегального бизнеса происходит из-за возможности бесплатно скачивать музыку из интернета и через файлообменные пиринговые сети, а также из-за непрочной защиты подобной информации.

Недавно ради эксперимента группа разработчиков стандарта защиты оцифрованной музыки Secure Digital Music Initiative (SDMI) объявила своеобразный конкурс – пригласила всех желающих взломщиков испробовать свои силы на конкурсе по взлому музыкальных файлов, защищенных компанией от нелегальной перезаписи. Победителям обещалось вознаграждение в $10 тыс., а раскрытые способы защиты должны были быть отменены или усовершенствованы.

Назад В начало страницы На главную страницу В конец страницы Вперед 

В конец страницы

На Apple хотят подать в суд из-за проблем с аккумуляторами в iPod

Компания Apple может быть втянута в судебный процесс из-за проблем с аккумуляторами в MP3-плеере iPod. Дело в том, что многие владельцы популярного плеера обнаружили, что примерно через полтора года использования встроенная ионно-литиевая батарея устройства становится полностью неработоспособной. При этом, владельцы iPod уже не могут поменять батарею по гарантии, так срок ее действия к тому времени заканчивается.

После резкой критики со стороны пользователей (сообщество пользователей iPod в Нью-Йорке прибегло даже к заклеиванию рекламы плеера постерами с информацией о недолгой жизни батарей), Apple ввела новую программу для владельцев устройства с истекшей гарантией. В рамках программы AppleCare такие пользователи могут заменить батарею за плату в 100 долларов США.

Но, как сообщает MacCentral, программа платной замены аккумуляторов показалась недостаточной адвокатам фирмы Girard Gibbs & De Bartolomeo LLP. На сайте адвокатской конторы было размещено объявление, в котором говорится о возможности подачи коллективного иска от пользователей iPod, столкнувшихся с проблемой вышедших из строя аккумуляторов. Компания призывала таких пользователей сообщать информацию о себе на одной из страниц сайта. Тем не менее, позднее данная страница была удалена с сервера, что может говорить о том, что Apple и адвокатская фирма достигли определенной договоренности, после чего адвокаты решили не становиться на защиту пользователей MP3-плеера.

Назад В начало страницы На главную страницу В конец страницы Вперед 

В конец страницы

Европейцы просят Apple открыть для них iTunes

Молодой, но уже сверхпопулярный онлайновый музыкальный магазин Apple iTunes, через который продано уже свыше 25 млн. треков, ведет подготовку к выходу на европейский рынок. Не желая больше ждать, шведский владелец компьютера Macintosh Якоб Ландефьорд вывесил на специальном сайте petitiononline.com просьбу к Apple поскорее запустить платный онлайновый сервис в Европе, обещая, что европейские пользователи обеспечат хороший рост продаж музыки и плееров iPod. Под петицией уже подписались несколько тысяч человек.

На сегодняшний день большинство действующих в Европе музыкальных интернет-сервисов, например, Virgin и Tiscali, продают контент, полученный от компании OD2 (примечательно, что одним из ее основателей является известный музыкант Питер Гэбриел). На то, чтобы договориться с лейблами и получить необходимые лицензии, этой компании потребовалось три года. Поэтому, насколько быстро Apple удастся проникнуть на европейский рынок, предугадать очень сложно.

Назад В начало страницы На главную страницу В конец страницы Вперед 

В конец страницы

Европейская RIAA - "неизбежные" судебные процессы против клиентов

Европейская музыкальная промышленность планирует взять на вооружение методы RIAA. Подобные судебные иски могут быть инициированы уже в начале следующего года.

Председатель американской организации Джей Берман заявил, что судебные процессы в крупном масштабе пока ограничены территорией США, но вскоре распространятся на территории всех цивилизованных стран.

Это означает, что странам ЕС стоит первыми ожидать действий сто стороны рекординговых компаний.

Назад В начало страницы На главную страницу В конец страницы Вперед 

В конец страницы

Реальная вражда

Автор:Дэвид Бекер, Эван Хансен
Сайт:www.ZDNet.ru

В конце декабря поставщик технологии потоковых медиа RealNetworks вступил в долгую судебную тяжбу с Microsoft, обвинив софтверного гиганта в незаконном использовании монополии Windows с целью подрыва бизнеса конкурентов в сфере цифровых медиа.

В заявлении в федеральный суд Сан-Хосе (штат Калифорния) RealNetworks утверждает, что Microsoft «много лет проводила курс широкомасштабной грабительской политики… приведшей к значительным потерям доходов и бизнеса для RealNetworks». К этому истец добавляет, что Microsoft пользовалась своим «монопольным положением для ограничения возможностей производителей ПК устанавливать конкурирующие медиаплееры и навязывания каждому пользователю Windows медиаплеера Microsoft, хочет он этого или нет».

На телеконференции с журналистами главный юрисконсульт RealNetworks Боб Кимболл сказал, что причиненный компании ущерб может превышать 1 млрд долл. Истец также требует вынесения приговора, предотвращающего «дальнейшую противозаконную деятельность» Microsoft.

Этот иск продолжает длинный ряд антимонопольных атак на Microsoft, восходящий еще к 1995 году, когда Министерство юстиции добилось от софтверного гиганта обещания справедливо обращаться с конкурентами. С тех пор Microsoft подвергалась нападкам со стороны конкурентов и властей, обвинявших ее в нарушении правил рынка, в том числе в попытке устранить Netscape Communications с рынка браузеров. Эти обвинения привели к решению апелляционного суда, признавшего в 2001 году, что компания незаконно злоупотребляет своей монополией на рынке настольных операционных систем. Затем последовало мировое соглашение, которое многие наблюдатели посчитали слишком мягким.

В иске RealNetworks слышатся отголоски дела Netscape. «Наш иск основан на многочисленных действиях Microsoft, которые уже были признаны незаконными — таких как отказ раскрывать информацию об интерфейсах и ограничение возможностей производителей ПК, а также на целом ряде других хищнических действий», — сказал Кимболл. Real считает свой иск дополняющим продолжающееся расследование бизнес-практики Microsoft Европейской комиссией и будет помогать этому расследованию.

В ответном заявлении Microsoft утверждает, что главные обвинения, сформулированные в заявлении Real, противоречат факту острой конкуренции, наблюдаемой на рынке цифровых медиа. «Судебное преследование со стороны RealNetworks, с учетом острой конкуренции на рынке цифровых медиа, сегодня кажется неуместным и совершенно неоправданным, — пишет Microsoft. — Факты налицо. Конкуренция на этом рынке очень сильна, и собственный отчет RealNetworks о росте доходов показывает, что эта компания преуспевает на Windows и многих других операционных платформах. Производители компьютеров могут свободно устанавливать на новые ПК и продвигать на рынок любой медиаплеер. Потребителям никто не мешает пользоваться любым медиаплеером — и многие из них работают с несколькими разными медиаплеерами».

Обвинения
В 64-страничном документе Real обвиняет Microsoft в «связывании» Windows Media Player с операционной системой Windows, что позволило компании смести конкурентов и мгновенно добиться «практически повсеместного распространения». Например, с октября 2001 по март 2003 года «привязка» Microsoft гарантировала предустановку Windows Media Player почти на 95% всех выпущенных ПК, говорится в иске. За то же время цифровой медиаплеер RealNetworks был установлен менее чем на 2% новых ПК, общее число которых оценивается в 207 млн.

По словам RealNetworks, Microsoft скрывает важную информацию о коде Windows, препятствуя улучшению характеристик продукта RealPlayer. Например, Microsoft отказалась представить детали определенных функций защиты, что не позволило Real использовать их напрямую.

В других параграфах Microsoft обвиняется в использовании контрактных ограничений и финансовых схем, чтобы «вынудить производителей ПК внедрять операционную систему Windows со встроенным Windows Media Player и ограничить их возможности по установке или продвижению конкурирующих цифровых медиаплееров».

Как следует из документа, производители ПК говорили Real, что их контракты с Microsoft не позволяют им удалять Windows Media Player или изменять его статус, предлагать службу подписки RealOne при первом включении нового ПК, а также помещать на рабочий стол значок Real Networks. «Соглашения Microsoft с производителями ПК носят эксклюзивный и антиконкурентный характер», — заключает Real.

В документе также говорится, что политика цен Microsoft подавляет конкуренцию. Real утверждает, что Microsoft практически вынуждает конкурентов предлагать бесплатные версии своего ПО, чтобы конкурировать с Windows Media Player: такая практика привела к значительным потерям для RealNetworks. «Заниженные цены Microsoft, сами по себе или вместе с другими исключающими мерами, несут опасность создания монополии на рынках цифровых медиа», — пишет RealNetworks.

«Зарезать младенца»
Данный иск — лишь одна из юридических проблем Microsoft, которые принесли ей опыты с цифровыми медиа. Молодая компания Burst.com судится с софтверным гигантом из-за нарушения патента, обвиняя Microsoft в краже технологии, применяемой в последней версии цифрового медиаплеера Windows Media 9. А разработчик ПО управления цифровыми правами InterTrust Technologies подал иск о нарушении патента на защитные блокировки, применяемые в медиа-ПО Microsoft для предотвращения несанкционированного копирования.

И этот список можно продолжать очень долго.

Роб Глейзер, бывший топ-менеджер Microsoft, десять лет назад основавший RealNetworks, быстро вывел компанию в лидеры зарождающегося бизнеса доставки аудио и видео по медленным dial-up каналам подключения к интернету. Однако после короткого медового месяца Глейзер рассорился со своим бывшим работодателем, что положило начало ожесточенной конкуренции, которая все более накалялась, пока Microsoft постепенно лишала Real некогда внушительного лидерства.

«Роб боролся изо всех сил, — говорит бывший его коллега, работавший бок о бок с Глейзером в Microsoft. — Во многих отношениях он сделан из того же теста, что и Билл: он умен, деятелен, напорист — в Microsoft он явно считал Билла образцом для подражания. По стилю работы они очень схожи».

Наконец, в 2002 году наступил перелом — Microsoft сместила Real с пьедестала ведущего поставщика средств потоковых медиа. За несколько лет до этого угроза со стороны Microsoft заставила Глейзера повести компанию вглубь программирования цифровых медиа, результатом чего стала успешная мультимедийная онлайновая служба подписки.

Microsoft достигла успеха в ходе долгой и целенаправленной борьбы, которая привлекла пристальное внимание регулирующих органов и вызвала обвинения в выламывании рук, — но компания громко опровергала их.

В конце 90-х Министерство юстиции США расследовало деятельность Microsoft на рынке потоковых медиа, обращая особое внимание на инвестиции софтверного гиганта в компании Progressive Networks (ныне RealNetworks), VDOnet и VXtreme. Однако никаких конкретных мер за этим не последовало.

В 1998 году Глейзер пожаловался членам юридической комиссии Сената, что Microsoft Windows Media Player «уничтожает» ПО RealPlayer. Несколько месяцев спустя старший вице-президент Apple Computer Авадис Теваньян свидетельствовал на процессе Министерства юстиции против Microsoft, что та пыталась «саботировать» QuickTime, прибегая к вводящим в заблуждение сообщениям об ошибках, которые появляются при выполнении этого ПО на Windows-машинах.

В дополнение к обвинениям Microsoft в попытках поставить подножку своим конкурентам Теваньян сообщил, что руководители Microsoft пытались уговорить руководителей Apple не выпускать версию QuickTime, работающую на операционной системе Windows. Он процитировал топ-менеджера Microsoft Кристофера Филлипса, который якобы сказал руководству Apple: «Мы говорим о том, чтобы зарезать младенца», имея в виду пожелание Microsoft, чтобы Apple уничтожила QuickTime for Windows.

Мягкие меры
По мнению ветерана антимонопольных баталий против Microsoft, иск RealNetworks свидетельствует о неэффективности приговора по антимонопольному процессу. «Он показывает, как мало проблем решило мировое соглашение», — говорит адвокат Carr & Ferrell Гари Рибак.

В ноябре 2002 года судья Коллин Коллар-Коутелли утвердила соглашение между Microsoft, Минюстом и девятью штатами, подписав 344-страничный меморандум. Одно из условий соглашения требовало от Microsoft раскрытия части кода Windows, чтобы доказать, что компания не использует интерфейсы прикладных программ (API) или протоколы связи в пользу своих продуктов и во вред другим.

Компания согласилась также не препятствовать поддержке производителями ПК или разработчиками ПО некоторых видов конкурирующих продуктов. Чтобы гарантировать это, Microsoft пообещала в течение пяти лет лицензировать Windows всем производителям ПК на одинаковых условиях, а не манипулировать ценами, добиваясь определенных целей, не относящихся к оптовым продажам и скидкам.

Несколько штатов до сих пор не признали это соглашение и требуют более суровых мер. А такие конкуренты, как Sun Microsystems и Time Warner, судятся с Microsoft частным порядком.

Джонатан Зак, президент промайкрософтовской «Ассоциации за конкурентную технологию», говорит, что иск RealNetworks, возможно, спровоцирован действиями других по усилению юридического давления на Microsoft. Sun спорит с Microsoft из-за языка программирования Java, но пока не добилась больших уступок. А Time Warner этим летом договорилась об урегулировании за 750 млн долл. своего частного иска по делу Netscape. В рамках этой сделки родительская компания Netscape Time Warner согласилась лицензировать продукт Microsoft Windows Media 9 и сотрудничать с софтверным гигантом в сфере разработки медиасервисов.

«По-моему, RealNetworks пытается спрятать убытки, свалив на Microsoft вину за свои проблемы, — сказал Зак. — Этому они научились у Sun и America Online: когда вам светит плохой квартальный отчет, то почему бы не обвинить в этом Microsoft?».

Ричард Гроссман, адвокат юридической фирмы, урегулировавшей один из крупнейших коллективных исков против Microsoft, считает, что дело RealNetworks может быть скомбинировано с исками Sun и других конкурентов, ведущих частные антимонопольные тяжбы с софтверным гигантом. «Оно, возможно, станет частью процесса, который сейчас ведется в окружном суде штата Мэриленд, так что все дела конкурентов будут слушаться вместе», — говорит он.

По мнению Гроссмана, на стратегию RealNetworks, вероятно, повлияет исход расследования деятельности Microsoft европейскими регулирующими органами: «Если европейские власти осудят Microsoft, это, я подозреваю, сыграет важную роль в данном деле».

Юристы считают, что Министерство юстиции вряд ли станет пересматривать дело о монополии Microsoft и разбираться с интеграцией Windows Media Player в операционную систему, какие бы преимущества для отдельных компаний, которые судятся с Microsoft, это не сулило. «У RealNetworks нет никакой реальной возможности добиться изменений. Все, на что они могут рассчитывать, это крупный чек (в урегулирование), если повезет», — говорит Рибак.

Назад В начало страницы На главную страницу В конец страницы Вперед 

В конец страницы

iTunes продал более 25 млн. песен

Американская компания Apple Computer сообщила о том, что продажи ее музыкального онлайн-магазина iTunes, одного из пионеров платного цифрового аудио в интернете, превысили 25 миллионов файлов.

iTunes продает песни по $0,99 за файл в формате mp3, который затем можно загрузить и слушать на компьютерах с ОС Windows или Mac или на цифровой медиа-плеер iPod производства все той же Apple. На других плеерах музыка из iTunes не играет.

Предлагать музыку под платформу Windows компания Apple начала в октябре, а Крис Белл, директор iTunes по маркетингу, отказался в телефонном интервью Reuters дать разбивку по продажам файлов под Mac и под ОС компании Microsoft.

Apple, ведущий игрок на только зарождающемся, но уже тесном рынке цифрового аудио в интернете, продает сейчас порядка 1,5 миллиона файлов в неделю против 0,5 миллиона в начале сентября. "Мы наблюдаем устойчивый интерес к музыкальному магазину iTunes", - прокомментировал Белл.

В пятницу, 12 декабря, была продана 25-миллионная песня, ею стала "Let It Snow! Let It Snow! Let It Snow!" Фрэнка Синатры, говорится в пресс-релизе Apple.

Назад В начало страницы На главную страницу В конец страницы Вперед 

 
design: ФуксЪ, Solmex 
Реклама в журнале