Раздел "АнтиСпам". Содержание:
Статьи:
Спамер в России больше, чем спамер… Исповедь профессионального спаммера
Спам заказывали?
Блоги, XML, RSS...
Скоро ли мы забудем о спаме?
Новости:
Yahoo проверит всех на подлинность
Страны ЕС медленно внедряют антиспамовые законы
Закон по борьбе со спамом спамерам не помеха
В четырехкратном росте объема спама виноват SoBig
Конгресс одобрил закон против спама
Нигерийская электронная почта все же находит цель
Каждый второй e-mail - спам
Раздел "АнтиСпам". Статьи:
Спамер в России больше, чем спамер… Исповедь профессионального спаммера
Я, спамер (если Вам так нравится меня называть) с трехлетним стажем. Мне много лет и я пишу в полном рассудке и здравии. Побудило меня это сделать все более и более разжигаемая истерия в Интернет по этому болезненному для многих вопросу.
Ни что не развивается в нашей стране, так бурно, как Интернет.
Это, наверное, еще единственное место, где человек может в полной мере реализовать себя без докучливо-назойливого пристального внимания бандитов, налоговой, санэпидемстанции, пожарников, экологии, гаи и прочих государственных структур - во всяком случае - пока. Но, как говориться - свято место - пусто не бывает. Если нет вышеуказанных, то появляется “своя” специфичная прослойка, так сказать “олигархи от Интернет”. Создав свои Интернет - проекты несколько лет назад и уже получающие сейчас прибыль, им видите ли стали мешать “спамеры” и под предлогом о заботе конечных получателей почты они развернули компанию о “чистоте почтовых ящиков”.
Давайте посмотрим, кто такой спамер. Вопрос о самом названии обсуждать нет смысла, ярлыков можно придумать много.
На сегодняшний день – это человек, рассылающий рекламу фирм. Что в этом плохого?
Достижение максимального эффекта небольшими затратами? Может это и так!
А что, миллионы сайтов созданных за последнее время фирмами – это тоже дорого?
Когда о таком можно было мечтать, что ты захотел и стал редактором своей собственной Интернет – газеты или вывесил прайс своей фирмы на обозрение сотен тысяч людей...
Это же по своей сути прорыв в информационное пространство. Все увеличилось – обмен мнениями, мыслями, идеями, переписками и прочим, так почему удивляет объем почты?
Мы, пользователи Интернет, пришли в этот виртуальный мир... зачем? Что-бы установить правила – сюда низя…это с оглядкой… это вообще ни-ни…? Не рановато ли?
Нас, россиян, еще, между прочим, в Интернете не так уж и много, а нам уже хотят навязать свои доморощенные правила самозваные управленцы. Мы, что, богатая Америка?
Мне да и Вам, наверное, знакомо, когда в некоторых наших городах мэры-пэры кричат: мы рыночная страна, давайте уберем блошиные рынки, пусть коммерсанты строят супермаркеты – это мол цивилизованно… Вас не удивляет, что построив себе эти супермаркеты, они хотят лишить работы своих конкурентов, не богатых и не вороватых, женщин которые стоят зимой на холодных подобиях рынков и пытающихся хоть, как-то свести концы с концами?
А сейчас представьте, что молодые ребята решили создать фирму. Есть идея что-то производить. С чего начать? Создание фирмы и подача всех документов в одно окно (это все байки, сочиненные для нашего президента), десять тысяч рублей – как минимум и 2 - 3 недели беготни по разным конторам (зависит от региона). Ты еще не получил ни цента прибыли, а отчеты в налоговую и карманного бухгалтера вынь, да положи. Ладно, все эти вопросы решили – нужна реклама товара. Телевидение отпадает, журналы дороги, газет много – тиражи мизерные и остается одно – интернет. И вот наш родной коммерсант осторожно шлет письмо одной фирме, другой, третьей – четвертой письмо уже не доходит... Кто - то уже в порыве борьбы со спамерами написал “телегу” провайдеру и провайдер отключил его. Ну и как!? Приблизились мы к Америке? Стали богаче и цивилизованней? Что дальше делает наш коммерсант? Правильно... Он обращается к нам – профессиональным спамерам. А мы потому и появились, что ему не дали писать и не законно его отключили и даже не дали слова ему сказать в свое оправдание. Да мы делаем рассылку анонимно и не потому, что боимся, а потому, что царит беззаконие. Провайдер боится угодит в черные списки таким - же как и он. Хотя провайдер - это еще тот фрукт!
Самый главный аргумент антиспамеров – это, то что они при получении рекламного письма оплачивают входящий трафик. А вы читали в рекламных приписках, что Ваш адрес взят из открытых источников Интернет? Это, что пустая фраза? Мы что – ваш адрес украли? У нас в России еще не кто не отменял калитки на заборах и замки на дверях! Если Вы свои адреса оставляете на досках обьявлений и прочих открытых местах, то надо понимать что они не для красоты, а для того что-бы на них писали.
У меня есть около десятка адресов, часть из них для общего пользовании, а часть только для знакомых и часть только для своих. Так за 4 года на ящики для своих не пришло ни одного рекламного письма! Вот и все решение вопроса!
А то получается, Вы пришли на митинг, а требуете тишины.
То - что электронный ящик получают в любом количестве и бесплатно – об этом тишина.
А не слабо антиспамерам получить платный ящик, где будут фильтровать почту не фильтры (ни чего глупее придумать не возможно), а люди, которые и обеспечат вам чистый и пустой ящик. Почему – бы за это не платить?
Ладно... Предположим, что мы, спамеры, и Вы, антиспамеры, все-таки люди в Интернет продвинутые. И у нас с Вами свои войны. Но по большому счету, если обычный пользователь Интернет будет знать, что своим “мылом” разбрасываться где попало не надо и будет иметь несколько ящиков, то мы в конечном итоге принесем больше пользы для малого бизнеса, чем Вы, вводящие их в заблуждение.
Представим себе, что вышел закон о запрете рассылки рекламы. Я обыватель, пишу письмо в некую фирму, что у меня на сайте есть товар, который по моему усмотрению очень даже не плохо Вам пригодился-бы. В ответ я получаю повестку в суд. Я не представляю себе, как судья будет нас судить?
Есть два варианта: Все из-за страха перестают писать друг-другу и организуются банды из “подставлял” или нас всех пересадят и мы будем общаться на Колыме без всяких писем.
Если на западе эту “проблему” еще все-таки не загнали в ранг противозаконных, а у них Интернет существует не “наше горе” – то все-таки нам еще резать сук, на котором мы и так кое-как сидим, уж точно не стоит. И совсем не стоит лезть вперед планеты всей, надо постараться быть более терпимым. Убрать спам, введя убойную статью, ума много не надо, но пострадают все, и спамеры и антиспамеры, а всего больше пострадает наш предприниматель, а за ним и мы конечные покупатель его продукции!
Уважающий Вас всех и спамеров и антиспамеров, хакеров и крякеров и просто простых пользователей к каким себя и отношу - Николай Валерьевич.
Ответ на данное письмо в ближайшие дни будет опубликован на нашем сайте - www.antispamer.com в разделе "Демагогия"
Спам заказывали?
Приблизительно 50% писем электронной почты, рассылаемых сегодня, составляет спам рекламные объявления. Несмотря на то что вся интернет-публика выступает против спама, а в самых компьютерно продвинутых странах уже принимают законы против спама, зло это только распространяется. К концу следующего года спам будет составлять уже до 60% e-mail-трафика это прогнозирует авторитетный сайт по e-mail-маркетингу ClickZ.com. Со временем поиск нужных писем в корзине с мусорными посланиями будет становиться все более кропотливым занятием.
Имени ветчины
История возникновения термина "spam" замысловата. Спам (от английского "SPiced hAM" "ветчина с приправами") впервые ославили британские комики из шоу Monty Python. В одной из миниатюр группа викингов, сидящая в харчевне, так громко исполняла песенку о любимой ветчине, что слово "spam", которое они выкрикивали, стало нарицательным для изображения ситуации, когда кто-то пытается забить чем-то все пространство (полный текст этой миниатюры на английском языке см.: detritus.org/spam/skit.html). Американская компания Hormel Foods, производитель консервированной ветчины Shoulder Pork and hAM/SPiced hAM, которую для краткости называют просто spam, ничего не смогла поделать с тем, что ее торговую марку стали использовать для обозначения "массовых рассылок рекламной электронной почты". Ветчина под этой торговой маркой продавалась в США с конца 30-х годов прошлого века, так что марка была довольно раскрученная.
Первые спам-рассылки вошли в историю. В интернете даже есть специальные страницы, им посвященные. Первый случай датирован 1978 годом: работник маркетингового отдела компании DEC (Digital Equpment Corporation) разослал по Arpanet (первой сети, связывавшей компьютеры в США и ставшей прообразом интернета) рекламное сообщение о новой серии серверов: www.templetons.com/brad/spamreact.html.
С тех пор спам дошел до каждого пользователя электронной почты. Любой из нас получал по электронной почте рекламу: предложения участвовать в какой-то финансовой пирамиде; увеличить размеры своего члена, принимая таблетки; выучить английский язык. В предвыборный сезон поток спама увеличивается на людей сыплются тонны политической рекламы и антирекламы.
Список спамера
Как мы становимся жертвами спамеров и как этого избежать? Как только у вас появляется адрес электронной почты, вы начинаете им пользоваться для заполнения разных форм в интернете, при общении на форумах и т. д. Программы-роботы сканируют веб-сайты на наличие электронных адресов, и таким образом адреса попадают в руки спамеров. Их вносят в базы и потом уже промышленным образом рассылают по ним рекламные сообщения.
Чтобы избежать попадания адреса вашей электронной почты в руки спамеров, можно использовать следующие меры предосторожности: не оставляйте вашего адреса на форумах и сайтах без крайней необходимости, а если оставляете, то только в следующем виде: grekov @ kommersant.ru (с пробелами!) или даже grekov (собака) kommersant.ru. Так робот, сканируя сайт или форум, не заметит вашего e-mail.
Если же вы стали жертвой спамеров и получаете ненужную вам рекламу в огромном количестве, то можете воспользоваться программами-фильтрами, которые ограничивают попадание спама в ваш почтовый ящик. Такие программы теоретически могут задержать большую часть спама, но ими пользуются далеко не все в фильтре может застрять и настоящее письмо.
Сопротивление бесполезно
У лавинообразного роста количества спама есть объективные экономические причины. Эффективность спам-рассылок на порядок превосходит эффективность традиционной для интернета баннерной рекламы: если средний CTR (click-through-ratio средний процент кликов) в баннерной рекламе составляет сейчас 0,5-1%, то у спам-рассылки нижний порог эффективности 3-5%. При этом спам в несколько раз дешевле другой рекламы в интернете. Средняя цена 1000 показов баннеров равна $5, тогда как всего за $250 (во всяком случае, в России) вы сможете отправить свою рекламу миллиону пользователей.
Несложно посчитать эффективность спам-рекламы. За $5 на ваш баннер кликнет всего десять пользователей, и за те же деньги 1000 человек из миллиона получивших спам-рассылку зайдут на ваш сайт, воспользуются вашей услугой. Таким образом, воспользовавшись спамом, за одну и ту же сумму вы получите в сто раз большую отдачу. То есть ответ на вопрос, какой способ рекламы выгоднее, очевиден конечно, спам.
Ресурс Spamfilterreview.com дает следующую статистику эффективности email-рассылок: 8% пользователей покупали что-либо рекламируемое посредством спама, а 28% даже отвечали (!) на спам.
И вечный бой
Несмотря на объективные экономические причины существования спама, борьба с ним не прекращается, а, напротив, набирает обороты. В сентябре законодатели американского штата Калифорния приняли драконовский закон против спама: теперь в этом штате спамеру грозит штраф $1 тыс. за каждое непрошеное рекламное послание. А в конце октября сенат США единогласно принял законопроект по борьбе со спамом. В соответствии с новым законом лица, занимающиеся рассылкой электронного мусора, могут быть подвергнуты штрафу до $1 млн и тюремному заключению сроком до пяти лет.
В России законодательные инициативы такого рода продекларированы Национальной коалицией против спама, которую в июле 2003 года создали семь ведущих компаний российской компьютерной индустрии ("Ашманов и партнеры", "Голден Телеком", "Лаборатория Касперского", Mail.Ru, московское представительство "Майкрософт", Rambler и Subscribe.Ru). Цель коалиции выработка правовых и технологических решений для борьбы со спамом, проведение просветительской работы, правового преследования спамеров.
Кроме того, в России минувшим летом устроили первую публичную "порку" злостного спамера языковой школы, засыпавшей спамом всю страну. Акция строилась так: на все контактные телефоны этой школы беспрерывно звонил робот, а когда там снимали трубку, включал запись обращения к этой компании первого замминистра связи и информатизации РФ Андрея Короткова.
Участники прошедшей в Москве 24-25 сентября 2003 года первой национальной конференции "Проблема спама и ее решения" отмечали, что уже сегодня в российском законодательстве (закон "О рекламе", закон "О связи", кодекс РФ об административных правонарушениях), существуют статьи, позволяющие привлечь спамеров и их заказчиков к ответу. По мнению экспертов, есть и технические возможности установить самых одиозных спамеров. Однако в России не было подано ни одного иска к спамерам.
Как бороться
Технических способов борьбы со спамом придуманы десятки. Например, можно жаловаться провайдерам информировать, что через них рассылают спам, что у них размещаются рекламируемые в спаме сайты. Проще всего это делать через сайт spamcop.net. После этого SpamCop.net самостоятельно рассылает провайдерам жалобы.
Другой способ подключить почтовый сервер к антиспамерским стоп-листам DNSBL. DNSBL это динамически обновляющийся список IP-адресов серверов, с помощью которых производились рассылки непрошеной почты. Используя DNSBL, вы не будете получать почту с серверов, замеченных в рассылке спама. Существует множество DNSBL, различающихся как политикой внесения и удаления IP-адресов, так и оперативностью работы. Их использование отсекает заметную часть мусорной почты. Довольно полный список стоп-листов с краткими описаниями их политики вы можете найти на declude.com, в России такой список есть на сайте cyberpolice.ru.
Проблема аккуратности стоп-листов, блокирующих проход электронной почты по сетям интернет-провайдеров, очень актуальна. Существует больше 30 организаций, независимо друг от друга собирающих списки IP-адресов, с которых рассылался спам, и подозреваемых в том, что с них рассылали спам. С помощью этих списков провайдеры блокируют трафик с соответствующих хостов. Так как практика эта относительно нова, случаются казусы. Один из таких случаев произошел в августе текущего года в России: интернет-провайдер "РТКомм.Ру" заблокировал интернет-трафик 8 тыс. клиентов компаниисистемного интегратора Race Communications, в числе которых РАО "Газпром" и Сбербанк РФ, так как в этот список было занесено 128 тыс. интернет-адресов пользователей "РТКомм.Ру".
ЯРОСЛАВ ГРЕКОВ
Время и деньги
Калифорнийский фонд SpamCon (spamcon.org), общественная организация борющаяся со спамом и координирующая законодательные инициативы в этой области в США, дает следующие цифры, полученные в ходе исследований компании Nucleus Research:
средний американский служащий получает 3500 спам-сообщений в год;
в 2003 году средняя компания в США полностью потеряет рабочее время каждого 72-го работника из-за времени, убитого им на спам;
фильтры спама на уровне серверов компании очищают почту от спама в среднем только на 25%;
для того чтобы очистить почту от спама для 690 работников средней компании, нужен один работник ИТ-отдела, который будет заниматься только проблемами спама.
Компания Postini, которая фильтрует более 130 млн электронных сообщений в день для таких крупных провайдеров в США, как AOL, на своем сайте postini.com дает следующую статистику: в обычный день 2003 года 74 млн сообщений из 130 млн являются спамом (82%, или 1 спам-письмо на 1,2 нормального).
Исследовательская компания Jupiter Communications прогнозирует увеличение объема потраченных денег на коммерческие электронные рассылки с $164 млн в 1999 году до $7,3 млрд в 2005 году.
Глазами экспертов
Антон Носик, президент по стратегии и развитию компании ОАО "Рамблер Интернет Холдинг":
По прошлым годам могу сказать лишь навскидку, замеров не делал, но до 2000 года спам составлял меньшую часть моей корреспонденции и воспринимался с любопытством. В настоящее время спам составляет 98% моей почты без фильтрации и примерно 40% после двойной фильтрации силами двух крупных серверов. На своем компьютере я использовал коммерческий антиспам-фильтр за $80 от McAfee, а также бесплатные программы SpamPal, SpamAssassin, POPFile, основанные на разных принципах. Их эффективность довольно спорная. Они, конечно, убивают до 95% всего спама, но уровень ошибок при классификации полезной почты столь высок, что весь этот спам приходится просматривать вручную в поисках неверно идентифицированных полезных писем. Если бы я точно знал список всех людей, которые могут мне написать по делу, составил бы "белый список" и жил спокойно, но при моем роде занятий не могу.
Сергей Хрипко, начальник отдела хостинга телекоммуникационной компании "Караван":
С коммерческим спамом я столкнулся еще в 1993 году. Тогда это были единичные случаи интернет только зарождался. Еще не было доступа к сайтам и интернет-почте интернет сводился к обмену электронными письмами и сообщениями в телеконференциях. Но спам как явление уже существовал и принимал более широкие масштабы пропорционально развитию интернета и увеличению числа пользователей. Поток спама особенно вырос в последние несколько лет, и, по нашим оценкам, его количество увеличилось в разы. Если уже сейчас не принимать мер по борьбе со спамом как с явлением, то его количество будет расти в геометрической прогрессии и в обозримом будущем мы будем с трудом извлекать деловую переписку из общего потока приходящих писем.
Блоги, XML, RSS...
Дела всякого рода спамеров, новейших неудачливых мошенников, написателей вредоносных компьютерных вирусов, которые поимели главной целью наши ящики электронной почты, стали действительным кошмаром. Мой собственный электронный адрес является публичным, поскольку мои работы печатаются в изданиях «Компьютерры» уже больше 7 лет, а это обозначает «невыносимую боль» (с легкой иронией в отношении «невыносимой легкости» от Милана Кундеры) моего профессионального бытия.
Сначала, когда методы массовой рассылки невостребованных (unsolicited) электронных сообщений только входили в практику, они могли показаться иной раз даже интересными или забавными. Иное дело сейчас, когда невостребованные послания составляют из общего числа принятых посланий более 95 процентов. Что же может противостоять этой напасти?
Неужели?
Корень проблемы спама один — принципиально двунаправленная сущность коммуникаций в нашей земной биологической, духовной и интеллектуальной жизни. Играя роль функций персональной и социальной защиты, общение одновременно является поразительным источником информационного захламления среды нашего обитания.
Каждый из нас, особенно те, кто пребывает в многоканальных информационных потоках, просто вынужден перманентно являться фильтром информации. Это своего рода отработка, ассимиляция отходов этого мира не в материальной, но в информационной сфере. Кто знает, зачем вообще нужно наше существование, зачем нужно иногда посещать комнаты для утилизации продуктов жизнедеятельности? Но этот процесс фильтрации и усвоения информации занимает все большую долю жизни и усилий каждого человеческого существа.
Собственно, процессы информационного захламления стары как мир, более того, являются его атрибутом. Даже существа, не обладающие развитым разумом, обязательно обладают системами коммуникаций. Примеров приводить не нужно, сами понимаете в пчелах и муравьях. Звуки, издаваемые существами, получающими удовольствие, несколько отличны от криков, издаваемых при насилии над ними1.
Но дело и не в органике этого мира. Дело в том, что наша цивилизация, каким-то образом сделавшая ставки на информационные технологии, как всегда, впала в крайность. Мы не можем полностью прекратить истребление окружающей среды, как бы того ни желали рьяные «зеленые», точно так же мы не можем не направлять друг на друга потоки информационных глупостей и гадостей. В конце концов, можно получить неспровоцированное сообщение от встречного на улице или попутчика в автобусе.
Но дело и не в этом. Конституционально и институционально вряд ли возможно обеспечить некоторый персональный иммунитет — для информационного ограждения и защиты. Скорее всего, это вопрос, который до некоторой степени решается комплексными мерами, лежащими в сфере пересечения таких областей, как законодательство, технологии и социальные императивы. Но главным должен стать следующий категорический тезис: «Невостребованные сообщения к частным лицам запрещены, по меньшей мере, нелегетимны»2.
Признаюсь сразу, смысл слова «невостребованное» (unsolicited) весьма неоднозначен. Неожиданное сообщение может оказаться очень даже востребованным, но это, как правило, сообщения, исходящие из того круга лиц, которые фигурируют в наших адресных и телефонных книгах. Вообще говоря, уличные знакомства и всякого рода случайные встречи, романтизируемые и драматизируемые в произведениях известного толка, на самом деле, ничего хорошего не влекут.
Мы все являемся следствиями и образами знакомств других частных лиц, существующих в реальной физической или виртуальной действительности, кроме того, даже уже и ушедших в благой мир иной, — известных цепочек и перекрестий нашей общей родственности, длина которых, по некоторым данным, не превышает 10 персон3. Для того чтобы понять эту цифру, нужно просто представить себе то реальное эффективное бытие, которое и является нашим персональным мирком. Это приложение, конечно, не для аномальных частностей типа политических деятелей и шоу-див.
Я сознательно привел вышепоследовавший провокационный пассаж с единственной целью, которая давным-давно оправдана историей: у каждого из нас есть сфера доверенного, востребованного, просто необходимого персонального присутствия и общения. Все остальное, что вам там кто-то присылает, может быть интересным, но оно не обязательно должно присутствовать для вашего внимания.
Зазывные восклицания торговцев на восточных базарах, немедленные, наподобие гадючьих, броски к покупателям продавцов в магазинах Европы, что сейчас с дурного тона маркетинга перенесено в шопы России, выгребание из утренних почтовых ящиков кип ярких буклетов, отпечатанных на мелованой плотной бумаге в лучших типографиях мира… Что в большей мере демонстрирует безнадежность и самоедство консьюмеризма? А! Знаю, что — это бесплатное публичное телевидение!
Немножко о блогах
Вопрос: что означает «блог»? Ответ: это словообразование «blog» от термина «Web log» — журнал в Сети. В.: а что такое блог? О.: это подобно ведению записей об онлайновых и обычных событиях, заносимых в последовательности хронологии. В.: какова польза от блогов? О.: люди используют блоги для разных целей: кто-то отслеживает ссылки к полезным сайтам, другие видят в них дневники деловых событий, третьи делятся ими как справочниками и каталогами с друзьями и партнерами. Источник: www.blogger.com |
Амбула
Из моих высказанных выспренных возмущений следует то, что затвержено общим многотысячелетним опытом человечества: прежде всего, нужно не обольщаться ценностями демократии и открытости публике, но иметь в виду, что именно закрытость и фильтрацию в общении декларировал как высшую ценность еще Платон. А, во-вторых, следует при желании своего публичного интереса искать специальные методы для получения нужной информации. Из сказанного видно, что ничего нового или оригинального я здесь не говорю.
Безусловно, этнические и культурологические особенности имеют иногда генеральное значение. Как пример приведу имеющуюся сейчас разогретую маркетинговыми спекулянтами озабоченность мобильниками, снабженными видеокамерами и прочими «развитыми» (advanced) аксессуарами, чего я, к примеру, себе никогда в жизни и пожелать не захочу. Другим примером подобного дурного тона являются прокладки для интимных мест uniusex, предназначенные для использования во время спортивных упражнений.
Все, к чему я веду, заключается в простой фабуле и схеме: у каждого из нас должна присутствовать сфера личного общения, обозначенная в частной адресной книге. Все остальное выводится из области нашего персонального приема входящей информации. Входящие каналы должны быть исключительно востребованными.
А вот что касается востребованной информации, то именно о ней речь и идет в новейших, впрочем, хорошо забытых, давних разработках. О чем и хочется поговорить.
Вспомнить будущее
В середине сентября на сайте About появилась публикация Хайнца Чабитчера, посвященная злободневной и одновременно одиозной ныне теме — информационной подпитке от источников RSS4. Хайнц в очередной раз констатирует, что, да, электронная почта хороша, но спам ее просто добивает. Здесь я полностью согласен с Чабитчером и уже выключаю все свои адреса, естественно, удаляя их с серверов своих провайдеров. Но не так-то все просто, и об этом я расскажу далее.
Собственно, в этом общем русле протекают два взаимосвязанных процесса — в потоке спама очень трудно выделить новости, даже востребованные, а еще — если сделан наказ провайдеру «грохать» спам прямо на серверах, то как раз нужные письма из полезных рассылок и будут невинными жертвами.
Само включение слова «синдикация» (syndication), то есть объединение или слияние, обозначает в новомодном акрониме RSS то, что сливаются информационные потоки из многих разнородных источников — групп новостей, обычных сайтов, разного рода каталогов и пр., что можно вообразить — по востребованию самого посетителя. Таким образом, выяснился секрет Полишинеля: ведь именно эта идея заложена во многих развитых поисковых машинах, известных с самого появления публичного Интернета.
Чтобы не начинать ab ovo, скажу, что функции RSS вполне успешно исполняет Google на своем затянувшемся в фазе бэты сайте news.google.com. Примером очень хорошего локального, то есть сидящего на клиентском компьютере, синдикатора служит поисковый механизм Copernic, которым я сам с удовольствием пользуюсь уже не менее пяти лет.
В чем же его новизна? В том, что в основе нового поколения RSS-решений заложены возможности XML. Вдыхающий новые жизненные силы в дряхлеющих старожилов, якобы всемогущий XML5 способен, по мнению многих, существенно улучшить наши технологические и даже социальные потенции. Говоря другими словами, это попытка развернуть обновленный и расширенный рынок на месте существующих. Вопрос тут таков: стоит ли обольщаться по описанному поводу?
Вот как описываются процедуры приобщения к радостям RSS. Прежде всего нужно обращать внимание на маленький графический символ (те, у кого плохо с русским, издавна называют его иконкой). Он почти всегда оранжевого цвета, но вариации его бесчисленны.
Этот значок, или ярлычок, обозначает то, что сайт относится к группам универсальных локаторов ресурсов Интернета, обозначенных в доменах, таких, как .rss или .xml.
 Увеличить (offline)
Блоги
В середине марта 2003 года появилась информация о том, что Google купила компанию Pyra Labs, стоявшую за системой Blogger. Что бы это могло означать в истинных замыслах двух вполне внешне благополучных компаний? Очень может быть, что это все на новом витке — отработка технологий онлайновой рекламы и платных пользовательских услуг.
Первые аналитики события высказывали предположения о том, что Google уже не справляется с обилием интернет-ресурсов своими средствами и хочет найти помощь у Blogger, но эта точка зрения не выдержала критики. Оказывается, Blogger может дать возможность не поиска, но хранения истории о том, что, кто, когда искал и что же нашел. И если до сих пор поисковая машина вроде Google считается ищейкой информации в Интернете (возможно, с нюхом, изредка — без него), то скоро поисковые машины могут стать чем-то вроде расширения интеллекта и памяти.
Обратим внимание на то, что происходило в недавние месяцы с Google: существенно улучшились обычные и продвинутые инструменты поиска, появился (правда, пока еще в бета-фазе) проект Google News, ведется эксперимент Froogle, целью которого является развитие электронной коммерции. Кроме того, можно посетить слегка приоткрытую лабораторию компании и посмотреть, что там на подходе. Впрочем, я не обнаружил ничего впечатляющего. Иная речь — дела Blogger.
В публикации Стивена Джонсона, появившейся 6 марта в технологических новостях MSN, звучит глубокое знание американской истории развития технологий. Рассматривая, отстраненно, свершившуюся сделку Google и Pyra Labs, автор вспоминает о Ванневаре Буше с его классическим трудом от 1946 года, название которого на русский однозначно так никто перевести и не смог: «As we may think».
Воображаемый всемирный компьютер Memex, описанный Бушем, был достаточным для того, чтобы сравнивать его с современной системой Web, за исключением одного аспекта — тот уже старинный образ успешно отслеживал и сохранял проходы пользователей по информационным развалам, с чем не слишком умело пытается справляться нынешняя сеть. То есть, сводя к большей конкретике: информационные сети должны стать усилителями памяти людей.
Имея собственный опыт поиска информации в Интернете не менее семи лет, должен признать, что еще ни разу мне не удалось пообщаться с инструментом, который помог бы восстанавливать поиски и их результаты — независимо от того, что я пытаюсь вытворять на своем компьютере. Как примеры жалких попыток сделать нечто нужное, существуют деревья посещений сайтов, которые поддерживаются всеми главными браузерами в пунктах меню вроде «История» или нечто подобное. Проку от них чуть, сами пробуйте.
В чем тут главная технологическая затея? Каждый раз, когда мне или вам приходится вести поиск в Google, на экране появляется (изредка не появляется) список ссылок на страницы, по которым мы и начинаем проходку. Вот эта самая проходка и отслеживается, и заносится, и хранится в том, что называется «блог».
Таким образом, для каждого ищущего становится возможным виртуально развить собственную память. Но, кроме того, появятся новые необычные опции: например, Google сможет давать аннотации по поводу страниц, которые указаны в конкретном блоге — по числу посещений, по изменению содержания, по перемещению на другой сайт и т. п.
Если рассматривать Google как энциклопедию или библиотеку, то Blogger (за которым Pyra Labs) может считаться продвинутым консультантом при библиотеках, умеющих хранить карточки заказов своих посетителей и готовых в любой момент подсказать, как отыскать то, что когда-то уже было найдено.
Впрочем, эти навыки раньше были обычны для любого человека, работающего с информацией; другое дело, что в наше время всеобщей связности исполнять подобную рутину будет затратнее, чем работать с целевой информацией.
Замечу, что одна из первых крупных презентаций технологии блогов состоялась 10 мая 2002 года на онлайновых страницах CNN. Тогда обозреватель Брюс Буркхардт задавал вопросы энтузиасту подхода Джошуа Квиттнеру, редактору журнала «Business 2.0». Не вдаваясь в эпику того дивного диалога, попытаюсь вынести эссенцию.
Блог-технологии могут стать просто революционными для присутствия посетителей в Интернете, позволяя им без малейших усилий оставлять не то что следы, а маршруты своих движений как в физическом, так и в виртуальном пространстве.
Здесь малые пояснения. Каждый, попавший на сайт компании Blogger, может без утомления и даже сосредоточения стать участником некоего действа. Нужно лишь ответить на десяток очень простых вопросов, не имеющих отношения ни к месту частного пребывания, ни к уровню доходов и пр., без чего не обойтись при регистрации на известных сайтах.
Это все! Теперь вы уже владеете своей страницей – дневником, чем угодно, вставлять записи в который не сложнее, чем печатать в Notepad. Если к этому прицепить ваш браузер, да еще и поисковую систему, то догадываетесь, что получится. Ну, в общем, мне очень понравилось. С какой-то рекламой для меня — бесплатно, без рекламы — платно. В системе сейчас более миллиона участников самых разных размеров и потенций. Есть там, к примеру, «South Africa News», а есть и автор этих строк. Суть сводится к другому: как отметил энтузиаст Квиттнер, блоги — новая эра публицистики и журналистики.
Типичный блог представлен в таком формате: URL-ссылка, комментарий владельца блога, потом ссылки на любые интересные комментарии. Создать блог не составляет ни малейшего труда, а вот интерес и удовольствие от этого могут быть очень велики.
Замечательно то, что истоки идеи блогов находятся в разработках Массачусетского технологического института, в знаменитых Media Labs. Там работали над идеями, условно называвшимися blogdex, то есть «индекс блогов». Можно обнаружить тамошние ученые статьи по вопросам сетевых информационных структур, но их реализации нашлись несколько позже в прибыльных предприятиях. Кроме Blogger обнаруживаются и другие, даже более ранние системы, например, Pitas.
Как всякая новая публичная затея, блоги и их продвигатели напоминают что-то, что уже было. Это внешне, на первый взгляд, похоже на всякого рода FIDO, конференции, чаты и прочую белиберду базарного толка. Есть, однако, в этой идее более глубокие пласты, которые и заставили серьезных аналитиков присматриваться к ней, отбросив брезгливость.
Отслеживание маршрутов движения посетителей в Интернете — это то, что проповедовал не только Ванневар Буш, но и романтик от технологий Теодор Нельсон, автор колоссального проекта Xanadu, которому так и не суждено было воплотиться. Кстати, сам Тим Бернерс-Ли, автор первичных спецификаций протокола http, впоследствии неоднократно признавался, что его проект сделал Интернет лишенным семантики, а, по сути, памяти, которая образуется только на запоминании совокупности проведенных актов коммуникаций.
Говоря об этом иначе, каждому должен быть доступен для воспоминания весь путь в Интернете, все точки, которые посещались, все сайты и все ссылки. Несмотря на принципиальную очевидность таких желаний, совершенно понятно и то, что до полной технологической реализации подобных систем еще очень и очень далеко. Нынешний альянс Google и Blogger (Pyra Labs) — не более чем первый шажок в нужном направлении.
Впрочем, происходящая активизация дел вокруг поисковых систем ни для кого не секрет. Компания Overture (ранее GoTo.com), созданная в 1997 году Биллом Гроссом, руководителем Idealab, 18 февраля 2003 года купила систему AltaVista, которую сейчас не без иронии называют «Google молодости Интернета». А 25 февраля последовала покупка Overture подразделения поисковых машин компании Fast Search & Transfer (FAST).
К чему RSS?
Итак, повторюсь: более 95% пока еще входящей моей электронной корреспонденции является спамом, то есть той информацией, которую я сам никогда не востребовал: например, знаменитый «американский английский» (которым я давно владею на достаточном уровне), назойливые предложения покупки методик удлинения мужского детородного органа (без ханжества, но это занятие для избранной части мужской популяции, к которой я сам, увы или к счастью, не отношусь), похищенные из архивов государственных ведомств всякого рода базы данных и т. д.
Наивные попытки использовать всякого рода неуклюжие фильтры, встроенные в программы-мейлеры, и даже специальные программы для борьбы со спамом особого успеха не имели. Дело в том, что тонкая настройка этих приборов требует куда больше затрат, нежели тупое, но прямое удаление этого всяческого хлама.
Есть интересная идея использования концепции RSS, базирующейся на применении известного XML, которая позволит перемещать контент тому, кому он нужен, избегая при этом хаоса, творящегося ныне в системах электронной почты.
Интересно то, что даже сами рассыльщики массовых реклам и новостей негодуют по поводу нынешней и давно практикующейся технологии общей электронной почты. Например, Крис Пирилло, американский предприниматель, занимающийся массовыми рассылками рыночных новостей (более 400 тысяч рассылок в неделю), заявляет: «e-mail мертв». Возможно, благодаря активности множества типов, подобных самому Пирилло. По наблюдениям только что цитированной персоны, сейчас практически никто не делает подписок на разного рода новости и извещения — былые подписчики вполне справедливо считают, что любое сообщение в электронной почте — просто спам.
Но система, продвинутая этим предпринимателем, Lockergnome, активно перенаправляет граждан Интернета от систем традиционной электронной почты в системы на основе идеи RSS, весьма необременительного решения, позволяющего выплеснуться из бутылочного горлышка спама.
Впервые система RSS была спроектирована компанией Netscape в 90-х годах. Она позволяла читателям и собирателям-обозревателям (aggregators) новостей очищать ссылки — прежде чем объединить источники данных. Сейчас технология RSS используется в большинстве блог-систем, но немало корпораций приходят к ее использованию для того, чтобы обновлять списки собственных событий, проектов и объявлений.
По соображениям Пирилло, вряд ли даже 5% подписчиков Lockergnome сейчас пользуются обычной электронной почтой: RSS действительно является ответом на невостребованные массовые рассылки. Эта технология стала криком момента — всякий раз после распространения очередного жуткого вируса число ее поклонников увеличивается многократно.
Примером тому может быть поведение компании PaidContent.org, которая убоялась вируса Sobig.F (я сам был жертвой этой гадости, узнав об этом случайно при очередном полном сканировании диска — не защитили никакие антивирусные экраны — И. Г.), а потому отказалась от рассылки писем по спискам e-mail, отдав предпочтение технологии RSS. Другим примером из той же серии является мнение того же самого руководителя компании About Хайнца Чатчебитера, который уверяет, что именно технология RSS — истинное решение в борьбе со спамом. Вот квинтэссенция подхода: подписываясь на такого рода службу, можно получать только то, что нужно на самом деле. При потере интереса к содержанию должного рода можно просто прекратить подписку. Ник Брэдбери, известный как создатель HTML-редактора HomeSite6, безапелляционно заявляет о том, что возможности использования e-mail как среды рассылок полностью исчерпаны. Сейчас Ник разрабатывает и продвигает редактор TopStyle, который предназначен для работы с CSS, XHTML и HTML, при этом он полностью отвергает электронную почту как средство общения, отдавая предпочтение технологии блогов. Главным преимуществом RSS является одностороняя связь — в том смысле, что потребитель (возможно, лишь потенциальный) информации сам принимает решение о ее востребованности.
«Дух питающий»
Именно так можно было бы перевести название программы- синдикатора FeedDemon, созданной Ником Брэдбери и пребывающей в состоянии хорошей бэты под номером 6. Мой личный опыт работы с этим произведением оставил чувство, как принято говорить, глубокого удовлетворения. Не сомневаюсь, что каждому профессионалу очень полезно обзавестись еще одним инструментом для быстрого и эффективного доступа к предметной информации.
Интерфейс FeedDemon намного гуманнее и эффективнее того, что можно обнаружить в изделиях прочих производителей «питальщиков». Произведя стандартную и недолгую установку FeedDemon, сразу можно радоваться информационному изобилию. Учитывая то, что программа еще пребывает в фазе экспериментальной, следовало бы, по просьбе ее автора, сообщать о замеченных недочетах и ошибках. Хотя со мной пока ничего негожего не случалось.
Общий объем FeedDemon не особо впечатляет, примерно 2,3 мега загрузки. Но результаты очень хороши — можно черпать востребованные новости буквально первой свежести (вспомните осетрину Булгакова!) в необъятных количествах и в непрерывной динамике! |
Собрать, что нужно и возможно
Ник Брэдбери, энтузиаст RSS, кроме TopStyle увлекся созданием системы сбора (агрегации) и чтения сообщений. Его разработка FeedDemon является одним из наиболее популярных предложений на основе RSS. По словам Брэдбери, главной целью создания FeedDemon было приобщение к концепции RSS публики — без погружения ее в глубины технических водоворотов.
Нужно отметить, что FeedDemon влетает в довольно плотный рынок систем такого рода, среди которых наиболее известные — FreeReader, NewzCrawler, AmphetaDesk, RadioUserland, NetNewsWire.
Кроме агрегаторов этого типа, которые устанавливаются на компьютер клиента, существуют агрегаторы, базирующиеся в Сети. Они не требуют установки каких-либо прикладных программ, а предоставляют доступ прямо через стандартные браузеры. Примерами такого рода систем, приобретающих все большую популярность, являются Bloqlines, MyWireService, Feed-Me.
Еще одним из лидеров в сфере сбора востребованных данных является NewsGator, с помощью которого Microsoft Outlook приобретает второе назначение: кроме работы с обычными e-mail, появляется возможность захватывать конференции (Usenet) и автоматически интегрировать новости в папки Outlook. Недавно состоялись соглашения между NewsGator с About.com (компания Primedia) и IDG (Intеrnational Data Group), согласно которым в пакет программ NewsGator будут включаться сотни источников RSS указанных партнеров.
Нужно заметить, что About.com и IDG стали лишь недавними примерами в долгой череде подобных. Система The New York Times Digital (NYTD) сотрудничает с Radio Userland, а BBC, Rolling Stones (это не про Мика Джагера, а про издательство с таким названием) и Yahoo! выступили с собственными источниками RSS для конечных пользователей.
Несмотря на нынешний успех и даже бум на почве RSS, остается немало скептиков в этом отношении. Например, Мэтт Микевич, редактор SitePoint, согласен с тем, что подход RSS чрезвычайно полезен для конечных потребителей информации, но «технологии не мешало бы получить далнейшее развитие, чтобы издатели контента начали воспринимать ее всерьез».
Аргументы Микевича имеют под собой достаточные основания. Ранее метод RSS рассматривался просто как подход к сбору заголовков и (возможно) аннотаций к оригинальной информации. Теперь же, когда эта технология становится источником «питания» массовой публики в Интернете, ширина каналов передачи данных может стать недостаточной, что здорово ударит по прямым интересам издателя. Представим, что 100 тысяч подписчиков обращаются за обновлениями информации к RSS-системе раз этак 4–6 в день (что отвечает реальности). Какова же должна быть пропускная способность канала? Вопрос почти риторический…
Кроме того, печалится Микевич, в системах обсуждаемого типа невозможно учитывать, сколько именно подписчиков регулярно получают и читают «подпитку» от RSS, а потому становится почти невозможно отслеживать и вести мониторинг рекламы. И вообще, вся эта затея «является шагом вспять — к новостям в формате HTML, когда вставлять картинки можно, но отслеживать их публичное позиционирование невозможно». Получившей признание у блоггеров, у нескольких более ранних адептов, технологии RSS еще только предстоит войти в главное русло (mainstream) массовой популярности. И это произойдет очень скоро, возвещает Роберт Скобл, провозвестник и апологет грядущей операционной системы Longhorn (Microsoft). Ярый приверженец RSS, он уверен, что новые технологии потребления сами выведут RSS в главное русло. Этот фактор будет значить даже больше, нежели то, что в будущую систему Microsoft намерена встроить мощный агрегатор онлайновых источников.
Скобл называет эту функцию ожидаемого Longhorn «неотразимым приложением» (killer application), которому непременно ответит восприятие массового рынка. Впрочем, речь идет о тех лицах, которые намерены обозревать на экранах своих компьютеров агрегированные данные, собранные на многих сайтах, но не о тех, кому нравится делать приобретения в реальном, материальном мире товарных полок и тележек, невиртуальных консультантов и барышень, сидящих за кассовыми аппаратами.
Интересно то, что Скобл, активный сторонник методов блоггинга, считает: распространение и развитие решений на основе RSS будет нескорым и постепенным — определяясь лишь тем, сколь много сайтов будут предлагать свои услуги на основе этой концепции, которую в полной мере понять еще не удалось.
Тем не менее, Скобл и другие специалисты в обозреваемой области считают, что уже произошел значимый сдвиг в поведенческих проявлениях людей в доступе к информации онлайн. В обозримом будущем подпитка пользователей информацией будет проводиться через механизмы XML, а не HTML, которые традиционно обрабатывались (и сейчас обрабатываются) web-браузерами.
Что бы это означало для разработчиков систем и приложений? То, что в будущем браузеры должны стать наиболее приемлемыми клиентскими системами, к которым будут пристегиваться небольшие приложения, подобные Klip Folio, обеспечивающие пользователей обзором информации «с высоты».
В настоящее время не столь простого становления решений RSS массово проявляется искушение написания новых, иных спецификаций для форматов объединения источников — якобы потому, что RSS имеет невзрачное проектное решение (kludged), преднамеренно проталкивается в этот мир, но вовсе не отвечает потребностям этого мира.
Проект вызвал немало желчи в среде агрегаторов контента, но вряд ли публикаторам стоит беспокоиться: на уровне операционном и семантическом от использования RSS они получат только удобства и преимущества. То же самое относительно различий в форматах агрегации — победит тот, который лучше. Но это вопрос спорный: агрегаторы могут пользоваться одновременно несколькими форматами для решений RSS. Да, подтверждает Скобл, различия форматов — «раздражающий фактор».
Завершая это, не столь уж краткое, повествование, должен вынести заключение. В наши новейшие времена должна состояться культура общения в сфере электронных коммуникаций. Несмотря на развитие рынков разного рода общения, провоцируемого промышленными силами, нужно очень осторожно относиться к этим процессам на уровне персональном и социальном.
В конечном счете, все будет регулироваться природой, но ошибки будут печальны.
***
Итак, необходимо:
- ограничить набор персональных контактов, который и будет определен в списке прямых электронных адресов — все остальное будет уничтожаться после фильтрации — прямо на сервере;
- использовать для прочей информационной подпитки разного рода подписки и источники, основанные на технологиях типа RSS;
- тщательно исследовать входящие потоки информации, уничтожая немедленно доступ от невостребованных источников.
Неформально рекомендую вообще избавиться от экаунтов e-mail, устранив в компьютере этот сервис навсегда.
Это, конечно, некий эпатаж, но для себя я это сделал: пусть люди звонят мне по телефону как частному лицу, а уж потом я буду с ними разбираться...
Что же все-таки такое — RSS? Как поясняет Марк Пилгрим в своей работе, представленной в источнике*, RSS — формат синдикации (объединения) данных, которые являют собой новости и другие данные, поставляемые, чаще всего, в реальном времени. Типичными примерами такого рода потоков являются материалы Wired, частные каналы переписок, в нашей прозе это что-то вроде новостей РБК, utro.ru и прочие подобные. В эту же категорию могут быть включены и другие категории источников информации, которые уже получили условное название веблоги (weblogs). Именно такого рода источники — поставщики информации для платформ RSS.
Вообще говоря, термин RSS является «зонтиком», под которым сейчас успешно сосуществуют не менее двух форматов данных. Исходный формат, который называется RSS версии 0.90, был изобретен в компании Netscape для создания порталов, на которых в реальном времени идет поток новостей из разнообразных источников. Но эта исходная версия RSS, как часто случается с идеалистическими конструкциями, оказалась очень сложной в практических применениях. А потому на смену пришла версия 0.91, упрощенная по сравнению с оригинальной. Эта версия на основе лицензии была приобретена компанией UserLand Software для построения сайтов типа веблогов (собирателей данных с других сайтов в реальном времени).
А тем временем некоторая третья, некоммерческая группа деятелей провела свою линию, смысл которой заключался в развитии, но не в упрощении начальной версии RSS 0.90. Этот стандарт, основанный полностью на RDF**, был объявлен как версия 1.0.
Такой ход событий, естественно, вовсе не обрадовал компанию UserLand Software: она поспешила с серией выстрелов в виде версий 0.92, 0.93, 0.94, наконец, 2.0. Общие комментарии к версиям приведены в таблице.
В результате, как стоически констатирует Марк, сейчас ему приходится пользоваться семью (!) разными форматами данных, которые именуются неким обобщенным акронимом RSS. Вполне справедливым может быть заключение о том, что всякий разработчик RSS-сайтов должен оставаться в либеральной, почти расслабленной модальности своего духа, то есть не быть ригористичным к разнообразию бытия. Вопрос относится скорее к поставщикам контента: какой из форматов для синдикации предпочесть? Все, в конце концов, сваливается на головы этих самых поставщиков контента…
И что же это за чудище такое — RSS? Да просто программа, написанная в стандартах XML. Фрагмент этого безобразия для версии 1.0 я могу привести.
<rdf:RDF xmlns:rdf=http://www.w3.org/1999/02/22-rdf-syntax-ns# xmlns=http://purl.org/rss/1.0/ xmlns:dc=http://purl.org/dc/elements/1.1/ <channel rdf:about=»http://www.xml.com/cs/xml/query/q/19»> <title>XML.com</title> <link>http://www.xml.com/</link> <description>XML.com features a rich mix of information and services for the XML community.</description> <language>en-us</language> <items> <rdf:Seq> <rdf:li rdf:resource=»http://www.xml.com/pub/a/2002/12/04/normalizing.html»/> <rdf:li rdf:resource=»http://www.xml.com/pub/a/2002/12/04/som.html»/> <rdf:li rdf:resource=»http://www.xml.com/pub/a/2002/12/04/svg.html»/> </rdf:Seq> </items> </channel> <item rdf:about=»http://www.xml.com/pub/a/2002/12/04/normalizing.html»> <title>Normalizing XML, Part 2</title> <link>http://www.xml.com/pub/a/2002/12/04/normalizing.html</link> <description>In this second and final look at applying relational normalization techniques to W3C XML Schema data modeling, Will Provost discusses when not to normalize, the scope of uniqueness and the fourth and fifth normal forms.</description> <dc:creator>Will Provost</dc:creator> <dc:date>2002-12-04</dc:date> </item> <item
rdf:about=»http://www.xml.com/pub/a/2002/12/04/som.html»> <title>The .NET Schema Object Model</title> <link>http://www.xml.com/pub/a/2002/12/04/som.html</link> <description>Priya Lakshminarayanan describes in detail the use of the .NET Schema Object Model for programmatic manipulation of W3C XML Schemas.</description> <dc:creator>Priya Lakshminarayanan</dc:creator> <dc:date>2002-12-04</dc:date> </item> <item rdf:about=»http://www.xml.com/pub/a/2002/12/04/svg.html»> <title>SVG’s Past and Promising Future</title> <link>http://www.xml.com/pub/a/2002/12/04/svg.html</link> <description>In this month’s SVG column, Antoine Quint looks back at SVG’s journey through 2002 and looks forward to 2003.</description> <dc:creator>Antoine Quint</dc:creator> <dc:date>2002-12-04</dc:date> </item> </rdf:RDF>
Если у вас появилась некоторая ясность в отношении RSS, считаю свою миссию исчерпанной. * Mark Pilgrim, What is RSS? — O’Ralley XML.com (xml from inside out), December, 18 (2002). ** RDF — Resource Description Framework — обширная, требующая специального усердного постижения, разработка консорциума W3C. Часто встречаются расплывчатые пояснения, что RDF — это технология, а RSS — это язык. Не менее таинственные взаимосвязи прослеживаются в общей цепочке XML — RDF — RSS. Сторонники пуризма склонны считать, что все три таинственных акронима — не что иное, как аспекты одного и того же идеального феномена. |
Сноски:
1 - Например, 7 октября этого года в полседьмого утра на Первом канале нашего общего телевидения показали парагвайскую лягушку, которая в случае хорошего расположения духа лает неотличимо от звуков, которые издают отменные дворовые барбосы.
2 - Messages unsolicited privately are prohibited.
3 - Обращаюсь к тому, что каждый из нас способен провести простой анализ длительности цепочек общения, исходя из того соображения, что средняя адресная или телефонная книга содержит от 20 до 50 позиций. Впрочем, варьируя этот параметр, каждый может вероятностно оценить, насколько ему близок любой из разумных существ человеческой популяции на планете Земля.
4 - RSS — Rich Site Summary, или же Really Simple Syndications.
5 - XML преподносится как некое волшебное средство для унифицированной работы с разнородными типами и структурами данных в Интернете. Все не совсем так, а интерес подогревается некоторыми заправилами рынков коммуникаций и компьютерных технологий. Очень неплохим поясняющим источником является статья Павла Храмцова, сотрудника Курчатовского научного цнтра, озаглавленная «Зачем нам нужен язык XML?», которую можно свободно обнаружить в российском Интернете.
6 - Этот редактор впоследствии был приобретен компанией Allaire, а потом — Macromedia.
Скоро ли мы забудем о спаме?
Борьба со спамом усиливается. В начале декабря почти одновременно два крупных портала объявили о запуске у себя сервисов фильтрации.
На KM.RU это «Карантин». Основан на составлении «черных» и «белых» списков. Схема такая:
«При получении письма от неизвестного адресата письмо отправляется в специальную папку «Карантин», отправитель помещается в карантинный список. При этом ему отправляется запрос, ответив на который отправитель будет идентифицирован и добавлен в белый список. Сообщение будет доставлено в папку «Входящие» только в том случае, если отправитель подтвердит его отправку. Отправителю достаточно сделать лишь одно подтверждение, после чего он автоматически заносится в белый список, и в следующий раз ему больше не придется этого делать, чтобы отправить вам письмо.»
Работает как через web-интерфейс, так и через почтовый клиент (POP3-протокол). Разработка компании «e-Style ISP»
Руководитель отдела сервисных проектов Антон Москаленко говорит, что количество регистраций в день составляет около 1000 человек. Размер совокупной базы более полумиллиона человек. В целом за последние несколько месяцев произошло резкое увеличение активности пользователей и количества отправляемых писем. И хотя "Карантин" увеличивает почти в двое трафик на smtp, но это сказывается незначительно на работе портала.
Разработчики утверждают, что пока "Карантин" полностью защищает пользователя от ненаправленного (автоматически рассылаемого) спама. Антон полагает, что пользователи KM.RU вообще скоро забудут, что такое спам. Опыт Мейл.ру, где внедрение сервиса фильтрации произошло еще в начале лета, показал, что сначала весь поток спама стремительно падает, а потом, через три-четыре месяца, растет до прежних величин.
Яндекс назвал свой сервис «Спамооборона». Технология работает уже больше года, если считать от появления возможности раскладывать рассылки и личные письма по разным папкам. Новая версия Новая версия анализирует большее количество признаков— тексты, заголовки, оформление письма, и позволяет пользоваться ею владельцам ящиков в любом домене, а не только на Яндексе. На самой Яндекс.Почте такие же возможности появятся в начале следующего года.
У Яндекс, так же как и у Mail.ru, где тоже используются более сложные технологии, чем только создание списков, сразу же возникает вопрос точности фильтрации. Собственно говоря, успешность борьбы прямо зависит от аккуратности пользовательских настроек, а сделать их идеально подходящими для миллионов людей вряд ли реально.
Поэтому «Спамооборона» не удаляет спам, а дает предупреждения в заголовках. Это славно, но, увидев заголовок, практически всегда и сам человек может сообразить, надо ли сразу такое письмо стереть, или стоит все же открыть.
Так что, хотя члены «Национальной коалиции против спама» по прежнему полны энтузиазма, основным методом борьбы по прежнему остается собственноручное удаление.
Известно, что даже призывы «ничего у проклятых спамеров» не покупать не дают эффекта – достаточно нескольких откликов на миллион писем, чтобы затея себя окупала. Это по американским оценкам.
А в Рунете, видимо, ситуация еще лучше.
Реальный житейский пример: приходит «честный спам» - рассылка непрошеная, но с координатами и адресом сайта. Заходим на сайт. Яркий, тяжелый, совершенно нефункциональный. Любой «поисковый оптимизатор» содрогнулся бы от ужаса, посмотрев на оформление, навигацию и тексты этого ресурса. Не сделано ничего, чтобы инициировать такой «визиткой» продажи или хотя бы интерес клиентов.
А и не надо! Попытки купить товар показывают, что все рекламируемое уже распродано на месяц вперед. Кто же в такой ситуации будет думать о «юзабилити» или контекстной рекламе? Разослал миллиончик-другой писем – и все в порядке. И пока эти обстоятельства сохранятся, спам будет процветать.
Но надо признать, что в данном случае получение такой несанкционированной рассылки не вызвало раздражения, а напротив – вызвало любопытство и даже желание немедленно купить. Секрет простой: это был очень интересный, необычный, привлекательный товар, и описан он был соответствующим образом. Так что хоть сайты люди делать и не умеют, и не хотят, зато письма писать научились.
В целом надо признать, что мастерство «спамописателей» постепенно растет, и число предложений совсем уж одиозных – вроде промышленных бетономешалок – становится все меньше. Может быть, решение лежит не только в области запретов, фильтров и наказаний, но и в росте маркетинговой культуры?
Раздел "АнтиСпам". Новости:
Yahoo проверит всех на подлинность
На прошлой неделе представители компании Yahoo заявили о том, что компанией была создана технология борьбы со спамом, основанная на подтверждении идентификационных данных отправителей писем. Продукт Yahoo под названием Domain Keys с 2004 года будет свободно распространяться среди крупнейших бесплатных почтовых сервисов.
В тело письма будет автоматически внедряться специальный ключ. Принимающая сторона будет сверять этот ключ, в котором зашифрована информация о домене отправителя с реальной информацией. В случае совпадения, письмо будет доставляться адресату. В противном случае оно будет заблокировано.
Очевидно, что новая антиспамерская разработка имеет шанс стать эффективной лишь при массовом ее использовании.
Основная проблема спама заключается в том, что никто точно не знает пришло письмо действительно с заявленного адреса или нет. Так что нововведение будет существенным изменением схемы работы почтового сервиса Интернета. Запросы на идентификацию автора электронного послания, по мнению разработчиков, приведут к существенному сдвигу в борьбе со спамом.
Будет ли технология иметь успех?
Вот что об этом думает Антон Москаленко, начальник отдела сервисных проектов компании "КM Онлайн":
"Нам кажется, что технология Yahoo может стать эффективным средством в борьбе со спамом. В сущности, основная идея метода та же, что и у нашего "Карантина". В результате, можно будет противостоять излюбленной спамерами модели рассылок с подделкой обратных адресов. То есть, если email-адреса отправителя не существует, письмо не будет получено. Наша система отличается от предложенной Yahoo более простой реализацией, настраивается только по желанию пользователя и не зависит от ее массового использования другими почтовыми службами.
Мы поддерживаем их идею, и если эта технология будет работать, мы реализуем ее поддержку у себя.
Единственное, что смущает, это возможные накладные расходы при операциях расшифрования ключей. По приведенному описанию создается впечатление, что планируется использовать криптографическую систему наподобие RSA, а она довольно ресурсоемка. Может быть, первое впечатление ошибочно и накладные расходы будут не велики".
Андрей Никишин, менеджер по стратегии развития продуктов "Лаборатории Касперского", напротив, сомневается в работоспособности данного метода:
"Это интересная идея, однако мы видим несколько недостатков в данной системе.
Во-первых, как отмечает Yahoo, до тех пор, пока такую систему не будут поддерживать большинство почтовых серверов в Internet эта система не будет функционировать. Т.е. должно пройти время до того момента пока эта технология заработает.
Во-вторых, если все почтовые сервера будут иметь поддержку Domain Keys, и спамеры просто воспользуются Open Relay для отправки спама, то и спамерские письма окажутся валидными, т.к. они будут отправлены с "нормального" сервера.
И в-третьих, система подразумевает изменение инфраструктуры (ввода в строй некой службы ключей), а это приведет к некоторому усложнению системы и повышению трафика.
Безусловно, ввод этой системы станет барьером для некоторых их них и заставит спамеров предпринять ответные действия, но я не думаю, что ввод Domain Keys позволит на 100% избавиться от спама."
Страны ЕС медленно внедряют антиспамовые законы
Европейская комиссия направила правительствам девяти стран-членов ЕС требования дать ответ на вопрос, почему в них до сих пор не вступили в силу законы по борьбе со спамом, основанные на соответствующем законопроекте ЕС. Он был принят в нынешнем году и запрещает проведение непрошеных рекламных рассылок по электронной почте, сбор персональных данных, включая почтовые адреса, в интернете и несанкционированное применение систем позиционирования в сетях мобильной связи.
Закон ЕС вступил в силу 31 октября. Соответствующие национальные законы были введены только в шести странах ЕС: Великобритании, Австрии, Дании, Ирландии, Италии и Испании. Остальные государства медлят с принятием новых противоспамовых законов. Такие законы до сих пор отсутствуют в Бельгии, Германии, Франции, Люксембурге, Нидерландах, Португалии и Швеции. Медлительность этих стран в борьбе со спамом вызвала недовольство Еврокомиссии.
В соответствии с новой директивой, у этих стран есть два месяца, чтобы дать веское обоснование отсутствию в них законов против спама, соответствующих требованиям ЕС. Если такие обоснования не будут представлены, к делу подключится суд. Впрочем, одно из слабых мест общеевропейского закона уже известно: в нем не описывается, каким образом власти соответствующих стран должны искать и наказывать преступников, скрывающих свое реальное местонахождение и использующих поддельные обратные адреса.
Закон по борьбе со спамом спамерам не помеха
Новый британский закон по борьбе со спамом вступает в силу. Однако специалисты по борьбе со спамом считают, что закон может иметь лишь ограниченный эффект.
Согласно новому регулирующему документу онлайн маркетологи могут посылать электронные письма и SMS сообщения только тем потребителям, кто заранее согласился получать подобного рода корреспонденцию. Единственным исключением, являются случаи, когда потребитель уже является постоянным клиентом конкретной компании.
Английский закон довольно строг к распространителям рекламных писем, что характерно для стран Европейского союза.
Между тем, закон подвергается серьезной критике со стороны некоторых экспертов, которые считают, что он может принести больше вреда чем пользы. По их мнению в этом отношении закон показателен хотя бы тем, что он будет более строг к ответственным компаниям, рекламирующимся посредством электронной почты, чем к безответственным. Он даже может помочь спамерам заставить людей подтверждать действенность своего почтового ящика.
В четырехкратном росте объема спама виноват SoBig
По данным компании MessageLabs, за прошедший год количество спама увеличилось в четыре раза — и виною тому вирус SoBig.
Количество спама, циркулирующего в интернете, увеличилось с одного незатребованного письма на каждые одиннадцать сообщений в конце 2002 года до одного на каждые 2,5 сообщения сегодня.
Согласно отчету за год, опубликованному в понедельник компанией MessageLabs (она занимается аутсорсингом электронной почты), ответственность за четырехкратное увеличение спама в большой мере несет вирус SoBig.F. Если до эпидемии SoBig.F спам составлял менее половины всего email-трафика, то во втором полугодии по вине SoBig.F его уровень преодолел 50%-ную отметку, так что средняя цифра за год составила 40%.
Главный технолог MessageLabs Марк Саннер говорит, что слияние вирусной технологии с методами спамеров привело к тому, что значительная часть ПК превратилась в источники спама: «SoBig.F не только заражает машины и самораспространяется через массовую рассылку, но и эксплуатирует системы, используя открытые прокси-серверы. Эта лазейка позволяет превратить зараженный ПК в источник спама — лишая покоя индивидуальных пользователей и создавая новые угрозы безопасности».
Такое поведение сделало SoBig.F в рейтинге MessageLabs Top 10 явным лидером по опасности среди вирусов 2003 года с поражающей воображение цифрой в 32 432 730 проникновений. Согласно прогнозу MessageLabs, через ПК, зараженные такими вирусами, как SoBig.F, будет распространяться две трети всего спама.
На прошлой неделе секьюрити-фирма Sophos высказала уверенность, что авторы вирусов работают рука об руку со спамерами либо сами являются спамерами. По оценкам старшего консультанта Sophos Грэма Клули, примерно треть спама распространяется через компьютеры — жертвы «троянских коней дистанционного доступа» (Remote Access Trojans, RAT), которые передают злоумышленнику контроль над ПК. «Они могут красть информацию, читать и записывать файлы, от имени пользователя отправлять email — как будто злоумышленник забрался в офис или дом и сидит за компьютером», — говорит он.
MessageLabs утверждает также, что за год интенсивность перехватываемого ею спама увеличилась с двух до 27 сообщений за каждую секунду.
Конгресс одобрил закон против спама
В понедельник Конгресс США окончательно утвердил первый федеральный закон, регулирующий рассылку спама. Президент Буш обещает подписать его до конца этого года.
Бурный процесс, тянувшийся более шести лет и породивший свыше дюжины конкурирующих законопроектов, каждый из которых предлагал особый подход к решению все усугубляющейся проблемы не затребованной коммерческой электронной почты, завершился: закрытым голосованием в палате представителей закон был утвержден.
Окончательный вариант «Акта о сдерживании волны непрошеной порнографии и маркетинга» (CAN-SPAM) представляет собой компромисс, нацеленный на запрет наиболее наглой тактики спамеров, такой как подмена заголовков email и рассылка порнографической рекламы. Он требует, чтобы маркетеры вставляли в свои сообщения «функционирующий обратный адрес» или ссылку на веб-форму, принимающую запросы от желающий отписаться.
Сторонники закона утверждают, что усугубляющаяся проблема спама и те суммы, в которые он обходится американским предприятиям, говорят о необходимости срочных мер. «Это давно пора было сделать, и в это вложено много сил, — сказал Крис Фицджеральд, представитель сенатора Рона Уайдена. —Это первый национальный закон, призванный сломить хребет спамерам и защитить Америку от непрошеной и часто агрессивной электронной почты».
Критики говорят, что CAN-SPAM и антиспамерское законодательство в целом не окажет заметного влияния на количество спама, сваливающегося в почтовые ящики пользователей, отчасти из-за гигантского потока спама из-за рубежа. Повестка дня саммита ООН, который состоится на этой неделе в Женеве, призывает «принять действенные меры против спама на национальном и международном уровне».
Однако Фицджеральд считает, что практический эффект от CAN-SPAM будет.
«Это реальная мера, — сказал он. — Перед нами открываются широкие возможности борьбы с некоторыми наиболее злостными преступниками, которые ежедневно рассылают тысячи и тысячи электронных писем и никак не связаны с потребителями, чьи электронные почтовые ящики они заполняют преступным спамом. Я полагаю, что этот закон окажет реальное влияние на объем спама».
Всю осень законопроект CAN-SPAM циркулировал между двумя углами Капитолийского холма. В октябре Сенат утвердил первую версию, а 22 ноября палата представителей — вторую. Окончательный текст сенат одобрил 25 ноября. Все три версии CAN-SPAM аналогичны и представляют собой компромисс, не заходящий так далеко, как требовали некоторые ярые борцы со спамом. В этих версиях принят подход opt out, когда рассылка массовой непрошеной email-рекламы не запрещается совсем, как в некоторых более строгих законах штатов, например в Калифорнии. Этого очень боялись фирмы, специализирующиеся на прямом маркетинге.
Окончательная версия CAN-SPAM отличается от предшествующей тем, что в ней расширено определение для спама, направляемого на мобильные устройства, а прокурорам штатов легче требовать применения мер против спамеров, фальсифицирующих заголовки сообщений или распространяющих почту через «доступные без авторизации» сети. Ни одна версия CAN-SPAM не затрагивает спам, распространяемый политическими, религиозными или некоммерческими организациями.
Нигерийская электронная почта все же находит цель
Нет наверное ни одного электронного адреса на который бы не приходило хотя бы одно письмо нигерийского жулика с обещаниями огромных богатств. Нет предела доверчивости, подкрепленной алчностью. К жуликам текли миллионы долларов обманутых щедрыми посулами обитателей Сети. Но как и любое другое мошенничество долго так продолжаться не могло, - жертвы обмана начинают защищаться. Травля жульничества - ответы на emails жуликов с оскорблениями - стало любимым занятием более чем 150 сайтов с ведением хроники нередко веселых результатов. Майк, 41-летний инженер по вычислительной технике из Манчестера, ведет сайт травли жульничества 419eater.com, который открылся два месяца назад. "Почти всегда спамер-жулик считает, что Вы - реальная жертва и вот-вот попадетесь на крючок, поверив в их "версию". Когда все только начиналось, я получал по несколько писем, и хотя я знал, что это жульничество, но я никогда не понимал, как это работало. Я вступил в переписку с несколькими жуликами, развлекаясь все более глупыми шутками, пока даже до самых глупых из них не дошло что с ними играют. Теперь это превратилось едва ли не в главное хобби для меня". Сайты так же публикуют изображений и приметы жуликов-спамеров, чтобы тем самым затруднить поиски новых жертв. Под предлогом проверки, та ли личность изображена на фотографии, у мошенников нередко удается получить фотографии, где те держат оговоренные в переписке надписи на бумаге - я такой-то. Нередко мошенники плохо знают язык на котором пишут и на сайтах "мстителей" частенько встречаются изображения людей с серьезными лицами, держащих перед собой надписи на подобие: 'I`m а Dildo', 'Mr Bukakke' и др. Анти-scammer`ы - так называют себя эти борцы невидимого фронта - проводят состязания, кто из них сможет на как можно дольший срок растянуть переписку с мошенником, прежде чем тот поймет, что его тоже водят за нос. Самый старый анти-scammer сайт - Scamorama, стремится обучать публику самым последним тенденциям травли мошенников. Один из виртуозов переписки - Джей Ньюбури, сумел создать настолько абсурдный сюжет, что после многих месяцев переписки, одна из его жертв-мошенников даже выслала денег ему самому. Он издал некоторые из его любимых фрагментов переписки в книге "Танцы с ворами". Сюда включены такие перлы, где он изображает из себя террориста по имени Принцесса Тикки Масала, Китайского реставратора по имени Hu Flung Dung (Бросаемые экскременты) и отставного моряка по имени Джон Силвер.
Каждый второй e-mail - спам
По данным компании Brightmail, 56% всех сообщений, посланных по электронной почте в ноябре 2003 года, относились к категории спама. В октябре 2003 года доля спама не превышала 40%. 22% всех несанкционированных электронных писем были рекламой товаров, 17% - рекламой финансовых услуг, 16% - порнографией. Компания Symantec, опросившая 500 американских компаний малого бизнеса, выяснила, что 61% из них намереваются полностью отказаться от использования электронной почты для рассылки деловой корреспонденции, если ситуация со спамом еще более ухудшится. 55% постоянно меняют адреса электронной почты, чтобы избавиться от навязчивых спамеров.
|