AboutPC
Главная 
Hi-Tech 
Интернет 
Безопасность 
Антиспам 
Железо 
КПК 
Мобильники 
Windows 
*nix 
Софт 
Игры 
Веб-дизайн 
Кодинг 
Заработок 
Юмор 
Отдыхай с PC 
Разное
:: о журнале
:: друзья
:: партнеры
:: авторам
:: читателям
:: веб-мастеру
:: copyright
:: рассылки
:: реклама
:: мыло
:: сайт

Раздел "АнтиСпам". Содержание:

Статьи:

Спам атакует!
Хода нет!

Новости:

AT&T запатентовала технику обхода спам-фильтров
Европейский Союз устраивает видимость борьбы со спамом
Comdex Fall 2003: Microsoft предлагает свой способ борьбы со спамом
Появился новый вид спама
Российские спамеры - самые изобретательные на свете

 

Раздел "АнтиСпам". Статьи:

Спам атакует!

Михаил Соколов aka Blackman
blackman2003.da.ru
blackman@ezmail.ru

Спам (массовые неадресные рекламные рассылки по электронной почте) в наше время стал настоящей бедой электронной почты. В этой статье рассматриваются причины возникновения, способы распространения и методы борьбы с нежелательной электронной корреспонденцией.

Сейчас уже, наверное, не осталось пользователей систем электронной почты, которые ни разу не сталкивались с проблемой спама. Большинство знакомы с ней не понаслышке. Откуда же взялся спам как явление и почему он настолько жизнеспособен?

Сам термин "спам" возник задолго до появления компьютеров. В 1930 г. так назывались консервы из второсортного мяса (Пряная ветчина, SPiced hAM, сокращенно SPAM), которые использовали очень агрессивную рекламную кампанию. Через некоторое время слово "спам" стало нарицательным, им стали называть все, что навязывалось вопреки желанию, в частности различные письма, открытки, проспекты и прочую макулатуру рекламного характера, которая приходила по почте. Потом этим термином стали характеризовать ненужную рекламную корреспонденцию, рассылаемую по электронной почте.

Невероятная живучесть спама обусловлена практически нулевой стоимостью его рассылки. Ведь для ведения спам-рассылок только и требуется, что компьютер и доступ в Интернет. Одному человеку вполне по силам ежедневно рассылать до нескольких миллионов писем. Все затраты на рассылку рекламы в итоге ложатся на ее получателей. Именно в этом главное отличие спама от обычной почтовой рекламы. Кроме того, отсутствие законодательной базы в области электронной почты делает деятельность спамеров ничем не ограниченной.

Итак, давайте же разберемся, откуда берется спам и как с ним бороться.

На дальних подступах

Для того чтобы начать рассылку рекламы, спамеру, прежде всего, требуется добыть список адресов, которые можно использовать для рассылки. Откуда он может его взять? Есть несколько источников.

Первый и основной путь - это сканирование HTML-страниц. Если Вы имеете свой сайт, там наверняка указан Ваш e-mail. Нет ничего проще, чем при помощи специальной программы извлечь e-mail адрес из сайта. Таким образом можно обрабатывать до нескольких тысяч сайтов в час. Кроме того, Ваш e-mail наверняка оставлен в нескольких форумах, гостевых книгах и т.д., откуда он также без проблем извлекается.

Второй путь - это создание e-mail адресов по словарю. В самом деле, в английском языке всего-то около 50 тысяч слов. На таком крупном почтовом сервере как mail.ru все осмысленные адреса давно уже заняты. Комбинируя адреса почтовых серверов с английскими или русскими словами, можно за кратчайшие сроки получить огромное количество адресов, большая часть которых будет реально существовать.

Третий путь основан на том, что Вы сами даете спамеру e-mail адрес. Вы могли зарегистрироваться на каком-нибудь портале, делать покупки в online магазине и т.д. Базу с информацией не только об e-mail адресах, но и другими Вашими данными могли украсть / продать / купить. Что уж говорить об онлайн-информации, если в Москве свободно продаются базы данных паспортного стола. Однажды попав, Ваш адрес так и будет кочевать из одной базы другую, а поток спама на Ваш почтовой ящик будет только возрастать.

Как же противостоять этому?

Первый рубеж обороны

Чтобы Ваш адрес не попал в базы спамеров, достаточно выполнять несколько простых правил:

  • использовать абсолютно бессмысленный адрес, что-то вроде o811yatl@ec7z7v.ru.
  • нигде и никогда не публиковать свой e-mail адрес.
  • не давать этот адрес никому кроме 2-3 надежных друзей.
Соблюдение этих правил на 99% защитит Вас от спама. Но разве Вам нужна такая электронная почта? Посмотрим, что можно сделать, не используя крайних мер. Можно использовать несколько почтовых ящиков: один для личной переписки с надежными людьми, один для рассылок, один для остального, и множество временных "одноразовых" ящиков для форумов, досок объявлений и т.д. Можно использовать сервисы вроде Spamlock.ru, указывая вместо своего почтового адреса URL сервиса. Но, на мой взгляд, это не очень удобно. Для защиты адресов на HTML-страницах я рекомендую использовать кодирование адреса. В самом деле, в современных браузерах существует множество возможностей для такого способа. Это и использование HTML-кодирования, когда буква "A", например, заменяется ее кодом (т.е. A). Это и всевозможные Java Script, и т.д. Для осуществления кодирования существует много программ. Мною, как автором одной из программ подобного рода (Blackman's E-mail encoder), была написана статья "Шифруем e-mail адрес", в которой приводится обзор программ для кодирования e-mail адреса (статья опубликована в 18 номере нашего журнала).

Существует также весьма оригинальный метод, основанный на забивании фильтров спам-роботов потоком несуществующих e-mail адресов. На основной странице делается невидимая ссылка (прозрачный gif размером 1x1 пиксель) на страницу с огромным списком несуществующих e-mail'ов. Фильтры спам-робота просто забиваются таким потоком мусора.

Некоторые порталы используют метод ловли на живца. На главной странице указывается специальный e-mail адрес, на который "клюют" спам-роботы. Если одно и то же письмо приходит на этот, а также любой другой из почтовых ящиков данного портала, то можно со 100% уверенностью классифицировать такое письмо как спам.

Но что делать в том случае, если Ваш адрес уже занесен в одну или несколько спамерских баз, и Вам ежедневно приходит десяток рекламных писем?

Второй рубеж обороны

Так же, как несколько лет назад многие почтовые сервера установили антивирусные фильтры, в последнее время крупные порталы (yandex.ru, mail.ru) начинают использовать антиспамовые фильтры.

Это могут быть как простейшие способы (блокировка IP- или e-mail адресов), так и более сложные (блокировка по содержанию или специальной базе активных спамеров).

Но спамеры тоже не зря свой хлеб едят. Борьба спамеров и антиспамовых фильтров все больше и больше напоминает противостояние вирусов и антивирусов, которое, вероятно, никогда не прекратится. Спамеры придумывают все новые и новые трюки. К примеру, никогда не следует отвечать на пришедший спам. Даже если в качестве обратного указан реальный адрес спамера, то отписаться от получения рекламы у Вас вряд ли получится. В некоторых случаях спамеры используют в качестве обратных реальные адреса, но не имеющие никакого отношения к ним самим. И весь поток гневных писем сыплется на человека, который ни в чем не виноват.

Даже в, казалось бы, надежной системе фильтрации по содержимому письма, спамеры нашли много лазеек. В Рунете все началось с использования похожих по начертанию букв. Если Вы не видите разницы между латинской буквой T и русской Т, то для спам-фильтров это два совершенно разных символа. Множество лазеек оставляют HTML-письма. Можно, например, между буквами текста вставить буквы одинакового с фоном цвета. Вы увидите на этом месте только небольшой пропуск, а программа-фильтр это слово не распознает. А что, спрашивается делать, если все письмо состоит из одной-единственной картинки в формате GIF? Никакого текста для фильтрации в таком письме не имеется.

Сражение внутри

Конечно, можно понадеяться на антиспамовые фильтры на почтовом сервере, но не каждый сервер их имеет, да и эффективность их составляет отнюдь не 100%. Как же добиться удаления нежелательной корреспонденции еще на сервере, не скачивая ее целиком? Существует два метода: метод черного списка, и метод белого списка.

Метод черного списка подразумевает ведение какой-либо организацией или сообществом пользователей списка IP-адресов, e-mail адресов или полей "Тема" рекламных писем. Вы скачиваете с сервера только те письма, которые отсутствуют в этом списке, а остальные удаляете даже не просматривая. Конечно, этот способ при всей своей привлекательности имеет несколько минусов: список надо как минимум ежедневно обновлять, и существует вероятность, что трафик самого списка будет превышать поток спама. Кроме того, спамеры действуют очень оперативно, и для качественной фильтрации будет требоваться такая же точно оперативность в обновлении этого списка.

Метод белого списка полностью противоположен: Вы скачиваете с сервера только те письма, отправители которых Вам известны. Конечно, в чистом виде этот метод для многих совершенно неприменим. Если Вам может написать посторонний человек (пользователь программы, посетитель сайта), то используется такой способ: Вы скачиваете с сервера письма только от известных адресатов или содержащие определенную строчку в поле "Тема". Всем остальным автоматически отсылается ответ, в котором указано, что Вы принимаете письма только с такой-то строчкой в поле "тема". Если письмо действительно важно для отправителя, то он еще раз перешлет его. А Ваша почтовая программа, встретив эту строку, занесет адрес отправителя в "белый список". Спамер вряд ли будет отвечать на такое письмо. При существующих размерах рассылок (сотни тысяч и миллионы адресов) это совершенно нереально.

И черный и белый список легко реализуются штатными средствами наиболее распространенных почтовых программ. Например, в The Bat! имеется очень мощная система фильтрации, которую можно настроить на любые нужды. В последней версии Outlook, по слухам, также имеется очень интересная система фильтрации. Кроме того, для целей ведения черного и белого списка имеется много отдельных программ, которые могут быть выполнены как в виде plug-in'ов для почтовых клиентов, так и в качестве самостоятельной программы, которая будет работать как прослойка между сервером и Вашей почтовой программой.

Партизанская война

Для многих важным является не сам факт получения спама (т.е. время и деньги, затраченные на оплату соединения с Интернетом), а время, которое приходится тратить на сортировку писем на нужные и ненужные. Действительно, даже при довольно крупных потоках спама, если Вы забираете почту каждый день, на скачивание ее тратится меньше 1 минуты. А если Вы в это же время предпочитаете посетить пару-тройку сайтов, то этой минутой можно вообще пренебречь.

Во многих почтовых программах в последнее время кроме стандартных папок "Входящие", "Исходящие", "Отправленные" и "Корзина" у каждого ящика, появилась такая папка, как "Спам" ("Junk mail"), в которую должна отсортировываться вся нежелательная корреспонденция. Эта сортировка возможна как вручную, так и при помощи самодельной системы фильтров. Действительно, все рекламные письма имеют в своем тексте что-то общее: в одних предлагают что-нибудь купить, в других - что-то посетить; в одних оставляют свой адрес, в других - телефон. Совсем не сложно выбрать около десятка признаков, по которым можно отнести письма к категории "спам". Эффективность такой системы может составлять 50-75%.

Эти же самые действия можно осуществлять и автоматически. Например, для почтовой программы The Bat! существует много подобных фильтров. Довольно любопытным мне кажется фильтр BayesIt. От других он отличается возможностью обучения. При установке Вы "натравливаете" его на имеющиеся у Вас рекламные письма, а он находит в них наиболее характерные для спама признаки, по которым в дальнейшем и производит сортировку. Таким образом, у Вас получается уникальная система фильтрации, настроенная конкретно на Ваш почтовый ящик.

После боя (вместо заключения)

Что же получается в итоге: война со спамом проиграна? Ведь существующие методы либо не дают 100% защиты от спама, либо создают множество неудобств. Даже при комплексном применении. Вряд ли спасут ситуацию законы о спаме, которые уже принимаются в Европе, и, вероятно, скоро будут приняты у нас. При практически нулевых затратах рассылка спама может давать огромную прибыль. А где есть прибыль, там есть и желающие ее получить.

100% гарантию может дать только отмена анонимности электронной почты и Интернета в целом. Некоторые софтверные гиганты уже пытаются предпринимать шаги в этом направлении, аргументируя их борьбой с пиратством, спамом и терроризмом. Но это уже будет совершенно другой Интернет. Не тот, в котором возможна одурманивающая и всепоглощающая свобода, в котором можно почти все, о котором возникают легенды. Который дал толчок к написанию "Лабиринта отражений" Сергея Лукьяненко.

Я не хочу избавиться от спама такой ценой. А Вы?

 Наверх

Хода нет!

Владимир Головинов
www.computerra.ru

Несанкционированные рекламные рассылки (или, попросту говоря, спам) стали настоящим бичом всемирной паутины, выйдя на первое место после вирусов. На просмотр и удаление ненужной корреспонденции пользователи тратят уйму времени, тогда как почтовые каналы буквально трещат по швам от навалившейся на них нагрузки. В частности, по данным аналитических организаций, на сегодняшний день более 50 процентов всех сообщений, отсылаемых по E-mail, приходится именно на долю "электронного мусора". И, как это ни печально, действительно эффективных средств борьбы со спамом не так-то и много – это различного рода списки, фильтры и другие подобные службы, многие из которых, к слову сказать, закрываются по вине спамеров. Так, например, было в случае с онлайновыми сервисами Monkeys.com и Osiriusoft.com, которые просто-напросто не выдержали натиска мощнейших DoS-атак, продолжавшихся в течение нескольких недель.

В этой связи хочется особо выделить появление достаточно мощного программного инструментария, призванного уменьшить количество "мусора" в почтовом ящике. Речь идет об утилите под названием SPAM filter, фактически представляющей собой своеобразный "мост" между клиентской E-mail программой и РОР3-сервером.

Механизм анализа сообщений построен по принципу нейронной сети, соответственно, с течением времени вероятность пропуска спама снижается. При этом первоначальные параметры пакета были получены путем изучения десятков тысяч самых разнообразных писем. Кроме того, SPAM filter не ограничивается только лишь проверкой заголовка, а поэтому его эффективность намного выше, нежели у других аналогичных программ. И, наконец, в дополнение имеются "белый" и "черный" списки для указания сообщений, которые никогда не будут блокироваться и сообщений, которые будут блокироваться в любом случае.

Программа проста в использовании, хотя и не имеет русскоязычного интерфейса. Поддерживается работа с операционными системами Windows XP/NT/98/ME/2000, инсталляционный файл демо-версии занимает 1,2 МБ. Загрузить утилиту можно отсюда.

 Наверх

Раздел "АнтиСпам". Новости:

AT&T запатентовала технику обхода спам-фильтров

Ежедневный электронный журнал Интернет.ru
www.internet.ru
info@internet.ru

Спаммеры получили в свой арсенал еще один бронебойный снаряд?

Известный блоггер Дэн Гиллмор откопал в Internet Patent News Service любопытную информацию: американская телекоммуникационная компания AT&T, оказывается, не только разработала, но и успешно запатентовала способ обхода ныне существующих спам-фильтров. Патентом защищены «система и метод обхода схем, использующих проверку [сообщений] на повторяемость для обнаружения и блокировки несанкционированной электронной почты (спама)».

Принцип, запатентованный компанией, заключается в том, что каждый адрес, имеющийся в спам-листе, присваивается одному из m подсписков, где «m» является целым числом и больше единицы. Одновременно с этим создается набор из разных писем, также равный m. Затем на каждый подсписок рассылаются разные сообщения из каждого набора писем. Таким образом, спам-фильтр, вылавливающий веерную рассылку по повторяемости текстов в наборах писем, не может выявить спам.

Зачем этот патент понадобился AT&T, остается загадкой. Вполне возможно, что компания хочет пресечь коммерческое использование подобных методов при помощи патентного законодательства. С другой стороны, спаммеры и так нарушают законодательство большинства стран самим фактом осуществления несанкционированной рассылки, а кое-кому из них опубликованное патентным ведомством описание алгоритма может показаться интересной идеей. Так что, ждите новых писем.

 Наверх

Европейский Союз устраивает видимость борьбы со спамом

Лев Крыленков
www.4user.ru

Несколько недель назад Европейский Союз принял закон, по которому отправитель коммерческой электронной корреспонденции должен вначале получить индивидуальное разрешение от каждого предполагаемого адресата.

Почему-то никто до сих пор не довел эту информацию до самих спамеров. Почтовые ящики продолжают заполняться бесполезной корреспонденцией.

Благородные попытки Европейского союза решить проблему спама, разбиваются о целый ряд факторов.

Первая причина - техническая, а потому временная. Не все члены Европейского Союза успели адаптировать свои местные законы, чтобы удовлетворить нынешним европейским требованиям. К настоящему моменту лишь Британия и Италия сделали надлежащие шаги. Люди, получающие любую рассылку в эти странах, должны сначала выразить свое согласие.

В Австралии, Гонконге и Южной Корее - аналогичная система. В США напротив, только после получения первого письма со спамом можно отказаться от дальнейшей рассылки. Некоторые считают, что этот подход на деле легализует спам и помогает спамерам проверить реальность вашего адреса.

Второй причиной может быть то, что даже тогда, когда все 15 стран европейского союза примут необходимые законы - для их исполнения потребуются огромные силы. Пока ни в одной европейской стране нет отделений полиции с соответствующими навыками.

В-третьих, спам – это преступление без места совершения, шалость без границ.

Эксперты подсчитали, что 85 процентов спама идет из США, 14 из Европы и оставшийся процент из Азии и других мест. Поэтому даже если законы будут приняты, полицейские силы будут подготовлены, и Европейский Союз сможет блокировать весь спам, поступающий изнутри его границ - спам и тогда будет продолжать свое наступление.

 Наверх

Comdex Fall 2003: Microsoft предлагает свой способ борьбы со спамом

Компьюлента
www.compulenta.ru
info@compulenta.ru

Выступая с речью на выставке Comdex Fall 2003, проходящей в эти дни в Лас-Вегасе (штат Невада), основатель корпорации Microsoft Билл Гейтс рассказал о многих новых технологиях, над созданием и внедрением которых работает софтверный гигант. Одной из главных проблем сегодняшнего дня является проблема непрошеной электронной корреспонденции или спама. Эта проблема волнует и Microsoft. Поэтому в исследовательском подразделении Microsoft вплотную занялись разработкой средств для борьбы с мусорной корреспонденцией. Результатом такой работы стала технология SmartScreen.

Данная технология основана на статистических алгоритмах. Известно, что абсолютное большинство спамерских посланий имеют специфические характеристики и фрагменты, нетипичные для нормальных писем. Если иметь в распоряжении достаточно большую статистику по спаму и обычной электронной корреспонденции, то можно с большой долей вероятности выявить, является ли каждое конкретное письмо спамом.

В Microsoft уже реализовали поддержку SmartScreen в пакете Outlook 2003, клиентской программе MSN 8 и бесплатной почтовой службе Hotmail. Именно Hotmail стала, в свое время, полигоном для сбора статистики о спаме. Помечая сообщения как спам, пользователи обогащали общую базу данных, которая потом использовалась для фильтрации нежелательной почты. Собранная в результате база данных и легла в основу нынешней версии SmartScreen. В ближайшей перспективе, Microsoft намерена реализовать свою антиспамовую технологию в специальном дополнении для Exchange под названием Intelligent Message Filter.

Следует отметить, что фильтрация спама на основе статистических алгоритмов не является оригинальной находкой. Такая технология уже реализована в почтовом клиенте Mozilla, начиная с версии 1.3, а также в виде плагинов к другим почтовым программам. Во всех этих случаях "дрессировку" программы осуществляет сам пользователь, что при небольших объемах почты малоэффективно.

Реализация статистических фильтров от Microsoft использует другой подход. Их тренировка осуществляется коллективно. Базу данных SmartScreen обогащают миллионы пользователей Hotmail, а с выходом фильтра для Еxchange база данных по спаму будет формироваться, исходя из предпочтений сотрудников, которые смогут помечать мусорную почту в своих ящиках. Базы данных индивидуальных приложений, таких как Outlook 2003, не поддаются ручной настройке, но могут обновляться через интернет. Нужно отметить, что в некоторых случаях это усложняет настройку фильтров под конкретного пользователя и может привести к значительному числу ложных срабатываний фильтра.

 Наверх

Появился новый вид спама

Оксана Лукьяничева
www.runet.ru
oxy@runet.ru

Подписчики коммерческих рассылок чувствуют себя не лучшим онлайновым образом. Помимо заказанных сведений, их электронные ящики заполняются «неуместными и несоответствующими» предложениями. Эксперты называют это – «спам второй степени».

Так, в соответствии с исследованиями, одно из шести электронных писем, которые получают британские пользователи, отправляется бизнес-организациями людям, подписавшимся на рассылки свежих коммерческих известий.

Компания NCorp заявляет, пользователи считают абсолютно неуместными более половины электронных писем, приходящих в качестве рассылок с предварительного согласия адресата.

«Потребители испытывают невероятный дискомфорт после того, как дали добро на получение сообщений от компании, а она в ответ начинает постоянно отправлять им письма несоответствующего содержания», - прокомментировал Мартин Блэкберн, управляющий директор NCorp.

Цифры статистики свидетельствуют, что 7 из 10 клиентов решительно расторгают договор с фирмами, если они начинают осаждать их коммерческой информацией о совершенно ненужных товарах и предложениях, - сообщает We-User.Co.Uk.

40% потребителей утверждают, что спам второй степени раздражает чуть ли не в два раза больше, чем торговые агенты.

«Если организации не начнут более точно персонализировать письма своим клиентам, то электронный маркетинг по согласию будет нести значительные убытки», - резюмировал г-н Блэкберн.

 Наверх

Российские спамеры - самые изобретательные на свете

Рамблер-Новости
www.rambler.ru

Внезапный интерес к спаму и призывы начать активную борьбу с этой напастью ряд экспертов склонны оценивать как умело организованную PR-кампанию. Вот мнение координатора проекта Антиспам.Ru Петра Диденко:

С чем вы связываете такой внезапный интерес к проблеме спама?
Я давно считал, что спам вызовет интерес только после того, как в этой области появятся деньги. Так и получилось. С одной стороны, спам стал популярен среди рекламодателей. А с другой - появился рынок антиспамовских программ.

А не спровоцировали ли всю эту антиспамовскую компанию производители компьютерных программ?
Это вполне возможно. Все очень синхронно началось - в Америке Майкрософт начал бороться со спамом и привлекать для этого разработчиков соответствующего программного обеспечения, у нас - лаборатория Касперского, которая является, в частности, одним из основных разработчиков "Меморандума о мерах противодействия распространению вредоносных программ и спама", подготовленного для Минсвязи России.

Но в то же время многие эксперты говорят, что мировой бизнес к 2007 году будет ежегодно терять из-за спама $198 млрд. Или убытки завышаются теми, кто начал эту PR-кампанию?
Думаю, что сейчас спам не оказывает серьезного влияния на бизнес. Да и защита от "мусора" в общем-то обходится компаниям в копейки. Есть бесплатные и вполне эффективные методы защиты, которые позволяют не замечать спам. Если его станет больше, будут развиваться технические средства, будет соблюдаться баланс между силами нападения и защиты. Другое дело, что из-за спама формируется негативное отношение к рекламе в интернете вообще.

Что касается рекламы, которую бросают в почтовый ящик, то я за нее не плачу. А в случае с интернетом мои затраты - это трафик, то есть получение этого письма оплачиваю либо я сам, либо моя компания. Ведь главная проблема спама именно в том, что деньги платит получатель, а не распространитель этой рекламы. Есть такие вещи, как традиции делового оборота, как хорошие манеры. И переваливать расходы за распространение рекламы на ее получателя - это просто неэтично.

Но ведь нельзя же запретить полностью рекламные рассылки в интернете?
Нет, конечно. Но я должен получать только ту рекламу, на которую я подписался. Недавно один из московских провайдеров предложил такой вариант: он готов заниматься организацией тематических рассылок.

За рубежом спам не собираются огульно запрещать, а будут регламентировать его распространение. В основном предлагается использовать одни и те же средства борьбы: указывать адрес отправителя, дать человеку реальную возможность отписаться от рассылки, запретить скачивать адреса с серверов, запретить подделывать заголовки.

А насколько это возможно? Вы ведь сами говорите, что интернет - анонимное пространство.
Вообще я довольно скептически отношусь к перспективе только технической или только законодательной борьбы со спамом. Применяя комплекс разнообразных продуманных и серьезных мер, можно добиться определенных успехов.

Кстати, российские спамеры вообще самые изобретательные на свете. Они ищут незащищенные компьютеры, через которые можно анонимно рассылать спам. Обычно это домашние компьютеры каких-нибудь американских пользователей, поскольку в США очень распространено такое домашнее подключение, как DSL, при котором компьютеры стоят включенными целый день и, как правило, не защищены. Компьютер заражают специальными программами, которые позволяют пересылать спам. И таким образом используются сотни и тысячи компьютеров. Кстати, наши "технологии" экспортируются на Запад, где покупают наши программы и базы.

 Наверх

 
design: ФуксЪ