Содержание раздела "Разное":
Школьники отметили Хэллоуин оргией на кладбище
...Шумною толпою. И поодиночке
К Земле летит новый Тунгусский метеорит
НТС движется вперед
Рубрика "Королевские гонки":
Эксклюзив: Хуан-Пабло Монтойя дает интервью в Москве!
Формулу ждет второй Гран-При США?
Монтойя-младший пошел по стопам Хуана
Чистый взор Ральфа
Баттон первым из пилотов посетил Бахрейн
McLaren готова отпустить Вурца
Стоддарт и Лауда займутся дешевыми авиаперевозками
Сыновья Пике и Росберга сражаются на тестах
Уилсону продлили испытательный срок
Виталий Петров на пути в Jordan?
Френтцен не будет выступать на овалах
Патрик Хед подозревает FIA и Ferrari в сговоре
Хайдфельд боится за свое будущее в Ф1
Роб Уокер: ежегодный рейтинг пилотов. Оценки пилотов Формулы-1. 1974 г.
Школьники отметили Хэллоуин оргией на кладбище
В Италии более десятка молодых людей были арестованы во время празднования Хэллоуина. Полиция поймала подростков на кладбище, где школьники отмечали праздник групповой оргией.
Как сообщает агентство Ananova, 13 молодых людей были арестованы в ночь с 31 октября на 1 ноября, накануне Дня всех святых, когда отмечается Хэллоуин. Их задержали за непристойное поведение на одном из городских кладбищ итальянского курортного города Васто. По данным полицейских, восемь юношей и пять девушек в возрасте от 13 до 20 лет приехали на кладбище поздно вечером отдельными группами. Уже на месте подростки объединились и стали заниматься сексом между могилами.
Сейчас городские власти решают, можно ли задержанных наказать за вандализм, ведь по данным полиции, никакого ущерба надгробьям во время оргии они не нанесли.
...Шумною толпою. И поодиночке
Отношение к цыганскому народу в нашей стране – как, впрочем, и ко многому другому, включая самих себя, – мерцающее.
Недавно в Центральном доме журналистов прошел довольно своеобразный концерт. В нем принимали участие сразу три поколения цыган – потомки легендарной Раисы Жемчужной, причем исполняли они весь репертуар основательницы династии. Мероприятие ознаменовалось и презентацией CD певицы, составленного из записей, сохраненных в семье.
Публика ломилась. Те, кто попал, бешено аплодировали и бисировали. По-видимому, нам хронически не достает цыган. Не прилизанного и прикормленного номенклатурного режиссера, утвержденного Минкультом Николая Сличенко. И даже не Ляли Черной – мхатовской жены. Но цыган вольных, с хрипотцой, с кострами, с роковыми страстями, ну хоть таких, какими они предстают в сусально-этнографическом фильме Эмиля Лотяну "Табор уходит в небо".
Но, нам, простым русским зрителям, не очень жаль Светлану Тома, которую, как положено, в финале зарезал из ревности любовник. Все-таки больше нам жаль Будулая. Его создало воображение донского писателя Анатолия Калинина. Создало и воплотило вопреки русской традиции литературного изображения цыган, идущей от байроновско-пушкинского Чайльд Гарольда, он же Алеко. У Байрона-Пушкина одинок иноземный странник, в нашем варианте – романтический Алеко, цыгане же – коллективисты и живут табором. Они не говорят я , они говорят "оставь нас, гордый человек". У Калинина – наоборот: титульная русская нация живет колхозом, а Будулай странствует в мрачном одиночестве, как вечный жид. И если б не Клара Лучко – так ему и не было бы суждено найти место, где преклонить главу. Это удивительный пример своего рода травестии: у советского писателя, подручного Шолохова, именно цыган становится романтическим героем-одиночкой. А роль свободолюбивой цыганки Земфиры достается, напротив, русской бобылке не слишком юных лет. Конечно, здесь витает дух времени: цыгане в их эстрадно-экранном изводе оказались до предела романтизированы.
Это довольно странно, если учесть бытовую, так сказать, цыганскую репутацию у нашего населения. Отношение к цыганскому народу в нашей стране – как, впрочем, и ко многому другому, включая самих себя, – мерцающее. Для старшего поколения сельских жителей цыгане – конокрады и перекупщики краденого; для горожан цыганские женщины - уличные гадалки, вымогательницы и воровки, а их чумазые дети становятся попрошайками, едва их отлучили от груди, а нынче – так и вовсе маленькими бандитами: они стаями, как крысы, нападают на группы зазевавшихся иностранцев прямо посреди бела дня – на Калининском проспекте в Москве, на Невском в Питере – и грабят их подчистую...
Но, господа, нужен же дифференцированный, политкорректный подход: вы же знаете, к примеру, что, вопреки мировому имиджу, не все русские пьют до посинения, состоят в КГБ и числятся членами мафии. Есть академик Алферов, нобелевский лауреат, миллионы завязавших алкоголиков, есть олимпийские чемпионы, удачливые программисты, непьющая балерина Волочкова и даже отдельные лица, не успевшие присвоить за всю жизнь ни копейки. Таких мало, но есть. Так и у цыган. Они ведь и кузнецы, и строители, и отличные ветеринары, но главное – главное, они сладкоголосы.
А мы все Феди Протасовы и способны под их "Не вечерняя заря" выпить за ночь по ящику полусладкого шампанского на нос, не поперхнувшись.
Хотя надо бы пить сухое.
Сами цыгане разделяют себя на четыре группы. Первые – таборные, и, если вы думаете, что это неактуальная группа, ошибаетесь. На даче в Поваровке, в сорока верстах от Москвы, в редком чахлом замусоренном лесочке я три года подряд наблюдал цыганский табор. Впрочем, напоминало это, скорее, туристический отряд: костры, палатки из полиэтилена, закопченные котелки, но – увы – ни кибиток, ни коней, ни даже гитар. Вторая группа – "грязные цыгане", так презрительно их называют сами соплеменники. Это как раз уличные приставалы, от более "чистых" групп они отличаются тем, что посылают добывать деньги на улицах своих женщин. Третьи – "русские" цыгане: это именно они населяют бессчетные "цыганские поселки", существующие на окраинах чуть не всякого большого русского города. Строгие правила, когда своих женщин эти цыгане держали в домах под запором, нынче несколько размылись, и именно цыганки торгуют через окно паленым алкоголем и героином. Но добывают товар, конечно же, мужья. Именно из этой среды выдвигаются знаменитые цыганские бароны, управляющие общинами. Для сравнения: у таборных цыган эту функцию исполняет мудрая старуха "бхуто" – вспомните старуху Изергиль… И наконец, элита цыганского мира – потомки еще дореволюционных "хоровых цыган", и преимущественно из этой среды вышли нынешние звезды цыганского шоу-бизнеса, поскольку в этом кругу принят династийный принцип и сам круг очень замкнут.
Конечно, даже эта несколько упрощенная этнографическая картина неведома российскому обывателю. Но на интуитивном уровне каждый отличает "грязную" уличную гадалку от певицы Паномаревой. Отсюда и двойной стандарт в отношении к цыганам. Один стандарт – по отношению к тем цыганам, каких мы видим на улицах и возле вокзалов повседневно: их боятся и ненавидят, особенно те, кому они хоть раз "погадали". И другой – по отношению, обобщенно говоря, к театру "Ромэн", причем московская богема любит с цыганами водить дружбу, и подчас на московских вернисажах и презентациях можно услышать Колю Голубенко и его прелестную жену Наташу Бизеву…
Это и понятно: слово "богема" и переводится именно как "цыгане".
Слава богу, советская власть не смогла цыган уничтожить, хотя боролась с ними и при Сталине – не хуже Гитлера, и при Хрущеве, который их насильственно паспортизировал и прописывал. И "таборных" цыган при Хрущеве почти уничтожили. Но цыгане выжили. И как к ним ни относись, согласитесь, они со свомими угольными глазами и волосами, со своими пестрыми одеждами и гортанным говором все ж таки добавляют живой краски в нашу серую, в общем-то, жизнь. А что до их приставаний, то вот мой вам совет: играйте на опережение и, едва уличная цыганка направляется к вам, бросайтесь к ней с криком: "Дай погадаю!" Уверяю, ее тут же как ветром сдует.
К Земле летит новый Тунгусский метеорит
17 ноября к Земле приблизятся осколки кометы Энке, однако увидеть их смогут только астрономы или владельцы телескопов. В 1786 году, когда была открыта комета, ее можно было наблюдать невооруженным взглядом. Но вскоре она развалилась на части, некоторые ученые считают, что один из осколков кометы Энке в 1908 году взорвался над Тунгусской тайгой.
Тайна Тунгусского метеорита
Тунгусский метеорит - большое небесное тело, встретившееся с Землей. Столкновение произошло 30 июня 1908 года в глухой сибирской тайге в районе реки Подкаменная Тунгуска (Красноярский край). Рано утром, в 7 часов 15 минут местного времени, по небу пролетел огненный шар - болид. Его наблюдали многие жители Восточной Сибири. Полет этого необычного небесного тела сопровождался звуком, напоминавшим раскаты грома. Последовавший вслед за тем взрыв вызвал сотрясение почвы, которое ощущалось в многочисленных пунктах на площади свыше миллионов квадратных километров между Енисеем, Леной и Байкалом.
Первые исследования Тунгусского явления начались только в 20-х годах прошлого века, когда во главе с Л.А. Куликом к месту падения были направлены четыре экспедиции, организованные АН СССР. Было обнаружено, что вокруг места падения Тунгусского метеорита лес повален веером от центра, причем в центре часть деревьев осталась стоять на корню, но без ветвей. Большая часть леса была сожжена.
Последующие экспедиции (их было около 20) выяснили, что область поваленного леса имеет характерную форму "бабочки", ось симметрии которой хорошо совпадает с проекцией траекторией полета метеорита с востока-юго-востока на запад-северо-запад.
Общая площадь поваленного леса около 2200 квадратных километров. Компьютерные расчеты показали, что угол наклона траектории был 30-40 градусов, а взрыв произошел не при столкновении тела с земной поверхностью, а еще до этого в воздухе, на высоте 5-10 км. На многих геофизических станциях Европы, Азии и Америки наблюдались воздушные волны, дошедшие до места взрыва, а на некоторых сейсмических станциях было зарегистрировано землетрясение. Интересно также, что на территории от Енисея до Атлантики ночное небо после падения метеорита было исключительно светлым (можно было в полночь читать газету без искусственного освещения). В Калифорнии было замечено также резкое снижение прозрачности атмосферы в июле-августе 1908 года.
Оценка энергии взрыва приводит к величине, превышающей энергию падения Аризонского метеорита, при котором образовался огромный метеоритный кратер диаметром 1200 м. Однако на месте падения Тунгусского метеорита никакого метеоритного кратера не было обнаружено. Это объясняется тем, что взрыв произошел еще до соприкосновения небесного тела с земной поверхностью.
Хотя исследование механизма взрыва Тунгусского метеорита еще не завершено, большинство ученых считают, что это тело, обладавшее большой кинетической энергией, имело низкую плотность (ниже плотности воды), малую прочность и высокую летучесть, что привело к быстрому его разрушению и испарению в результате резкого торможения в нижних плотных слоях атмосферы. По-видимому, это была комета, состоявшая из замерзшей воды и газов в виде "снега", с вкрапленными тугоплавкими частицами. Кометная гипотеза метеорита была предложена еще Л.А. Куликом и затем развита академиком В.Г. Фесенковым на основе современных данных о природе комет. По его оценке, масса Тунгусского метеорита составляет не менее одного миллиона тонн, а скорость - 30-40 км/с.
В районе Тунгусской катастрофы в почве были обнаружены микроскопические силикатные и магнетитовые шарики, внешне сходные с метеоритной пылью, и представляющие собой распыленное при взрыве вещество ядра кометы. Ночное свечение могло быть связано с рассеянием солнечного света пылевым хвостом кометы в верхних слоях атмосферы.
Тунгусский метеорит, или как его часто называют в научной литературе, Тунгусское падение, до конца еще не изучен. Некоторые результаты исследований еще требуют своего объяснения, хотя они и не противоречат кометной гипотезе. Тем не менее в течение последних десятилетий были предложены и другие гипотезы, которые не подтвердились при детальных исследованиях.
Согласно одной из них, Тунгусский метеорит состоял из "антивещества". Взрыв, наблюдавшийся при падении Тунгусского метеорита, - результат взаимодействия "вещества" Земли с "антивеществом" метеорита, которое сопровождается выделением огромного количества энергии. Однако предположение о таком ядерном взрыве противоречит тем фактам, что в районе тунгусского падения не наблюдается повышенная радиоактивность, что в горных породах нет радиоактивных элементов, которые должны были бы быть, если бы там действительно произошел ядерный взрыв.
Была предложена также гипотеза о том, что Тунгусский метеорит представлял собой микроскопическую черную дыру, которая войдя в Землю в Тунгусской тайге, пронзила ее насквозь и вышла из Земли в Атлантическом океане. Однако явления, которые должны были бы произойти при таком событии (не говоря уже о возможности существования черных дыр малой массы) - синее свечение, вытянутая форма вывала леса, отсутствие потери массы и другие, - противоречат фактам, наблюдавшимся при Тунгусском падении. Таким образом, и эта гипотеза оказалась несостоятельной.
НТС движется вперед
ОАО "Национальная таксофонная сеть" (НТС) форсирует внедрение единой таксофонной карты (ЕТК) по всей территории России. По требованию Минсвязи к концу 2003 г. треть таксофонов по стране должны принимать единую карту. Этот проект НТС реализует в сотрудничестве с дочерними межрегиональными компаниями (МРК) "Связьинвеста". По словам директора по маркетингу и продажам НТС Владимира Корсакова, единственным регионом, где пока не модернизирован таксофонный парк, остается Дальний Восток. Однако уже в ближайшее время там начнутся работы по внедрению ЕТК.
Концепция единой таксофонной карты России, принятая в 2001 г. Минсвязи и межведомственной комиссией по интеллектуальным картам при правительстве РФ, отводит ведущую роль в ее реализации НТС, созданной весной 2000 года. 51% акций НТС принадлежит компании "Санкт-Петербургские Таксофоны" (100%-ная "дочка" холдинга "Телекоминвест"), 40% - компании "Мобильные телекоммуникации" (100% акций принадлежит "Связьинвесту") и 9% - оффшору Transcontinental Mobile Investments, полностью контролируемому компанией "ЛВ-Финанс". Для реализации Концепции ЕТК "Связьинвест" в прошлом году предписал всем региональным операторам заключить договор с НТС. Поставщики оборудования выбираются на условиях тендера на местах. Все таксофоны должны иметь SAM-модули, основная функция которых - обеспечение защиты транзакций, осуществляемых через таксофон, а также проведение взаиморасчетов между операторами.
В числе поставщиков числится датская фирма Ascom Nordic, а также другие зарубежные производители. Активно адаптируют свои таксофоны под требования Концепции ЕТК и российские компании. По словам Владимира Корсакова, региональные операторы уже работают с заводами: "Телта" (Пермь), "Тариф" (Петербург) и "Вектор" (Екатеринбург).
В каждом регионе выбирается и своя схема сотрудничества с операторами, но в целом она, выгодна обеим сторонам - и НТС, и местным связистам, которые получают доход от пропуска трафика, продажи карт и обслуживания таксофонов НТС. В настоящее время ЕТК принимают таксофоны в большинстве городов Северо-Запада, в Поволжье, Центральном регионе, а также на юге и в Сибири. На Урале пока идет работа по монтажу оборудования, а на Дальнем Востоке этот процесс начнется в ближайшее время.
Рубрика "Королевкие гонки" (Формула1)
Эксклюзив: Хуан-Пабло Монтойя дает интервью в Москве!
Знаменитый колумбийский пилот проездом, точнее пролетом, из Швейцарии во Францию инкогнито посетил столицу России и дал всего одно интервью, составленное по Вашим вопросам.
Надо сказать, мы очень хорошо подготовились к встрече... Забыли только предупредить вахтершу тетю Машу о том, что у нас будет иностранный гость. Спасибо Flasher'у, который опаздывал на интервью и в последний момент боковым зрением заметил чью-то расстроенную фигуру в углу полутемного фойе...
Ну а потом все уже было, как положено. Мы встретили Хуана цветами, дали отдышаться после поднятия на девятнадцатый этаж пешком (лифтер ушел на плов) и приступили к беседе.
Тут же выяснилось, что заготовленный португальско-русский словарь имеет устойчивый кулинарный оттенок. Flasher'у пришлось переводить с помощью испано-японского разговорника для туристов и японо-русского технического словаря, Alex UZ "толковал" через немецкий и польский. Но беседа велась так живо и искренне, что больших ошибок мы, скорее всего, не допустили:
- Хуан! Вот и сбылась Ваша мечта - Вы встречаетесь со своими подписчиками. Как Вы думаете, будет ли встреча плодотворной?
ХПМ (Alex UZ): Ну, что же, мы неплохо поработали на тестах на прошлой неделе, Мишлин привез несколько новых составов. Результаты впечатляют. Думаю, я буду конкурентоспособен.
- Какая победа в этом году была самая тяжелая?
ХПМ (Flasher): У меня было две - в Монако и Германии. Тяжело было и там, и там. Но в Германии пришлось труднее. Ральф ведь хотел выбить меня вместо Рубенса и Кими! Он думал, я всё ещё буксую на поуле, и рванул в ту сторону. Меня там уже не было, а вот парни пострадали.
- Ваше отношение к Ральфу (только честно, а не оглядываясь на реакцию руководства "конюшни").
ХПМ (Flasher): Я лучше промолчу, у меня просто слов нет. Представляете, он постоянно пытается на тестах не дать мне опробовать новый состав Michelin!
- Правда ли, что Вы переходите в МакЛарен в 2005 году, и что могло бы помешать этому (например, возможный титул, выигранный в Вильямсе)?
ХПМ (Flasher): Конечно, правда! Меня этот Ральф так достал, скажу я вам. Идти в Ferrari я не хочу, там его братец. А кроме McLaren ничего не остаётся, разве что вернуться в США.
- А если бы поступили два предложения от Макларен и от Феррари (с учетом того, что в Феррари остается Михаэль Шумахер), которое из них Вы бы приняли?
ХПМ (Flasher): Ой, мне так нравится Michelin, что я, конечно же, пошёл бы в McLaren. А идти в Ferrari, да ещё и в напарники к Шумахеру! Я Ральфом сыт по уши!
- Монти, скажите мне, какой ЦП Вы предпочитаете: "Athlon 64 FX" или "Intel Pentium 4 Extreme"?
ХПМ (Flasher): ЦП - это целая покрышка? Никогда не слышал таких названий. Мне нравится Michelin Pilot.
- Почему Вы при обгоне всегда в кого-нибудь красного врезаетесь?
ХПМ (Flasher): Скажу честно, я дальтоник. Красного от зелёного не отличаю совсем. Я-то думаю, это круговые Jaguar. Естественно, я обгоняю не глядя, а они так сопротивляются, приходится их ставить на место. Это потом выясняется, что вместо Уэббера обогнал в США Баррикелло, отправив того "отдыхать".
- Очень низкий результат на ГП США сразу лишил Вас возможности бороться за титул. Не кажется ли Вам, что команда специально тянет Вас вниз в самый ответственный момент, поскольку мы все знаем, что Фрэнк жаждет только командного кубка конструкторов?
ХПМ (Alex UZ): Не могу понять, что произошло... Мы вроде неплохо поработали на тестах на прошлой неделе, Мишлин привез несколько новых составов. Результаты впечатляли. Лично я думал, что буду конкурентоспособен...
- Монако. Вы провели отличную гонку, сделали практически все, чтобы выиграть престижнейшую гонку сезона. Какой фактор сыграл решающую роль?
ХПМ (Alex UZ): А вот тут я хочу поблагодарить команду. На заправках они смогли вовремя проснуться и хорошо сделали свою работу. Кроме того, мы неплохо поработали на тестах на прошлой неделе, Мишлин привез несколько новых составов. Мы конечно люди опытные и удивить нас очень сложно, но результаты нас всех очень впечатлили. И, как видите, я был конкурентоспособен.
- Можно ли стать чемпионом в Вильямсе?
ХПМ (Flasher): Только если неплохо поработать на тестах. Тогда результаты всех впечатлят, я вам обещаю.
- Ваша самая любимая трасса?
ХПМ (Flasher): Конечно, Нюрбургринг! Какое удовольствие было узнать, что в повороте вылетел не Пиццония, а Шумахер!
- Любимое времяпрепровождение?
ХПМ (Flasher): Тесты резины!
- Тесты для Вас - работа или удовольствие?
ХПМ (Flasher): Они для меня любимое времяпрепровождение.
- Вы едете с Фрэнком, а на дороге голосует, скажем, Рон Деннис. Ваше первое решение, не думая? А если это, предположим, Жан Тодд?
ХПМ (Flasher): Если это Рон, то я, пожалуй, его подберу. А то ещё не возьмёт в McLaren. А если Тодт, то постараюсь посильнее обрызгать его, промчавшись по луже. Беда в том, что у меня права отобрали. Когда ещё смогу покатать Фрэнка...
- Как, Вам еще не вернули отобранные водительские права?
ХПМ (Flasher): Эти французы такие неуступчивые! Ни в какую не отдают! Никогда не пойду в Renault. В Ferrari Тодт, тоже француз. Так что и туда не пойду. Может, мне и от Michelin отказаться?
- Нет ли у Вас еще язвы от хот-догов?
ХПМ (Flasher): Ох, наверно, это спрашивает мой физиотерапевт. И когда он меня снова поймал за этим занятием? Сколько раз говорил ему, что язва у меня не от хот-догов, а от братьев Шумахеров, но ведь не верит!
- Не разбила ли еще Ваша супруга игровую приставку (помнится, она ругалась, - что Вы дома из-за нее не вылезаете)?
ХПМ (Flasher): Я ей подарил комплект Michelin (она его тоже любит), так что теперь и у неё есть занятие - плавает в бассейне в новой покрышке, как в спасательном круге. Покрышка, кстати и правда новая. Состав мягкий. Для сухой погоды. От переднего правого колеса.
- Вы все "резину Мишлин" тестируете; а помогаете ли иногда жене по хозяйству, - мусор там вынести, или... маленького "Хуана-Пабло-2" завести? ;)
ХПМ (Flasher): Когда я подарил Конни комплект Michelin, её больше ничто не интересует. По хозяйству всё делает её мама.
- Ну что же, Хуан. Большое спасибо за содержательную беседу, удачи на ноябрьских тестах и в следующем сезоне.
Вопросы задавали: yaga, RomB, d3L, Alex UZ, Flasher.
P.S. Наличие чувства юмора для прочтения и понимания данного материала является совершенно обязательным.
Формулу ждет второй Гран-При США?
Формула-1 в скором времени может приобрести новый этап - в Нью-Йорке, если предложения проводить второй в сезоне Гран-При США воплотятся в реальность. Газета \"Аmerica\'s SportBusiness\" пишет, что у организаторов в Нью-Йорке есть планы построить новую городскую трассу. А пока Формула-1 бывает в Штатах только раз в год - в Индианаполисе.
Кен Подзиба (Ken Podziba), член спортивной комиссии Нью-Йорка: \"В прошлом к нам поступали такие предложения, и мы хотим ответить на них\".
Еще он сказал, что сейчас через разные городские агентства Нью-Йорка они подыскивают удобное место для трассы. Прямого упоминания о Берни Экклстоуне в этой связи пока не было, но известно, что 73-летний глава Формулы-1 побывал на прошлой неделе в Нью-Йорке, причем улетел он туда на последнем рейсе \"Конкорда\". Подзиба не сказал, какую именно из гоночных серий - домашних для США CART или IRL - они обсуждали, но осведомленные источники утверждают, что Формула-1 была на повестке дня.
Конечно, два лидера среди производителей в Формуле-1 - Honda и BMW - будут только \"за\" в вопросе о втором Гран-При в Соединенных Штатах, так как это для них самый большой рынок, и их представители в Формуле-1 уже выступали в поддержку появления второго Гран-При в Америке.
Монтойя-младший пошел по стопам Хуана
Федерико Монтойя надеется пойти по стопам своего старшего брата, звезды Формулы-1 Хуана Пабло Монтойи. Колумбиец подписал контракт с берлинской командой Mucke и примет участие в следующем сезоне Формулы-BMW.
Девятнадцатилетний спортсмен хочет достичь вершин автоспорта, и его первым шагом к этому станет участие в гоночной серии, где используются только автомобили BMW.
Представитель команды Mucke: \"Федерико - многообещающий талант. У него все получится.\"
Со временем Федерико хочет добраться и до Формулы-1 и последовать примеру братьев Шумахеров, которые являются одними из лучших пилотов Формулы-1.
Чистый взор Ральфа
Ральф Шумахер отметил, что та авария на старте на Хокенхаймринге в этом сезоне обозначает обширную проблему обзора пилота в Ф-1.
Немец, после апелляции, был наказан штрафом в $50 000 за столкновение с болидом Ferrari Рубенса Баррикелло и Кими Райкконеном из команды McLaren.
Ральф Шумахер: "Это очень сложно. И желательно бы иметь лучшую видимость. Ведь когда происходит старт на принятие решений есть лишь четыре или пять секунд".
Шумахер, выступающий за команду Williams подтвердил, что вне зависимости, как посадить пилота в кок-пите своего болида, аварии на старте все равно будут происходить.
Ральф Шумахер: "Не всегда все просто. Поэтому ситуации подобные той, всегда будут происходить".
Все три пилота принявшие участие в столкновении, были претендентами на титул чемпиона мира на тот момент. Ральф добавил, что никто из пилотов не хотел бы такого развития событий вплоть, до последней гонки сезона.
Ральф Шумахер хотел бы продлить свой контракт с командой до конца сезона 2006 года, несмотря на то, что пилотирует в контактных линзах.
Баттон первым из пилотов посетил Бахрейн
Посетив 30 октября новую трассу в Бахрейне, которая примет у себя Гран-При 4 апреля 2004 года, Дженсон Баттон высказал свое одобрение в ее адрес. Пилот Lucky Strike BAR Honda, который закончил нынешний сезон на высокой ноте, финишировав в Японии на четвертом месте, остался очень доволен новой трассой.
Дженсон Баттон: "Стать первым пилотом Формулы-1, который посетил эту трассу, для меня очень приятно, я горжусь тем, что получил шанс увидеть ее первым. Арабское гостеприимство было просто первоклассным, и я теперь знаю, что и в следующем году нас здесь примут наилучшим образом. Я представлял, что трасса будет впечатляющей, но увидев ее вблизи, я понял, какая большая работа была проделана".
В ходе своего визита Дженсон побывал в гостях у Его Превосходительства Шейха Фаваза бин Мохаммеда Аль Халифы, председателя Bahrain International Circuit, и проехал круг по новой трассе, но не на своем обычном болиде BAR Honda мощностью в 810 л.с., а за рулем более спокойной и практичной машины. Причина выбора такого вида транспорта в том, что эта расположенная в пустыне трасса еще не доделана, и специальное бетонное покрытие на нее еще не уложено. После круга по трассе Дженсон сказал: "Это совсем другое дело - увидеть трассу до ее завершения, но уже из того, что я вижу, могу сказать, что это будет очень интересная и требовательная трасса".
Инженеры работают целыми днями, семь дней в неделю, чтобы успеть закончить в срок все работы на круге длиной 5.475 км. Кроме того, что это единственная трасса, построенная в пустыне, она будет отличаться уникальными зданиями, а сам трек будет стартовать из буйного зеленого оазиса и тянуться дальше по пустыне, которая лежит в 20 км на юг от столицы Бахрейна Манамы.
На фоне большого баннера с надписью "04.04.04" (дата первой гонки на этой трассе) Дженсон поделился впечатлениями о своем визите на трассу: "Я уверен, что всем пилотам понравится эта трасса, и я также уверен, что все в Формуле-1 будут поражены арабской культурой и гостеприимством бахрейнцев".
Шейх Фаваз сопровождал Баттона в течение его визита на трассу. Он видит в Гран-При огромные возможности для королевства и всего региона.
Шейх Фаваз: "Я рад, что Дженсон смог посетить Бахрейн и увидеть новую трассу. Как первый пилот Формулы-1, который здесь побывал, я надеюсь, он поделится своими впечатлениями с остальными, и это заставит их тоже приехать к нам в гости еще до гонки".
McLaren готова отпустить Вурца
Александр Вурц может стать "боевым" пилотом команды Jaguar Racing, если ему удастся заключить сделку с "дикой кошкой".
Такое заверение австриец получил от руководства McLaren, где он последние три года работает
испытателем. Дело в том, что контракт между Вурцем и "серебряными стрелами" истекает
лишь в 2005 году. Однако команда пообещала Александру не препятствовать его возвращению в пелотон. Правда, по некоторым данным, для переговоров с другими "конюшнями" ему отвели всего несколько недель, и если за это время Вурц не сможет заключить контракт с Jaguar (или другой командой), то ему придется продолжить работу в McLaren.
Судя по тому, что на декабрьских тестах в составе Jaguar будет трудиться Джастин Уилсон, на чье место претендует Вурц, переговоры австрийца с командой из Милтон-Кейнса идут не слишком успешно.
Между тем ухода Вурца из McLaren, возможно, с нетерпением ждет... Жак Вильнев, предложивший команде свои услуги тест-пилота.
Стоддарт и Лауда займутся дешевыми авиаперевозками
Сразу два представителя мира Формулы-1 планируют заняться бизнесом в области дешевых авиаперевозок.
Трехкратный чемпион мира Ники Лауда создает авиакомпанию, предлагающую путешествовать по воздуху за очень умеренную плату, в Австрии, а шеф Minardi Пол Стоддарт – в Австралии. Австриец хочет заняться дешевыми авиаперевозками на пока не освоенных другими компаниями маршрутах из Вены в города Европы. Лауда вложил в свой новый проект 4 миллиона евро собственных средств и уже обзавелся двумя самолетами. Ники отнюдь не новичок в авиабизнесе: в прошлом уже владел авиакомпанией LaudaAir, но продал ее в 2000 году из-за финансовых проблем.
Пол Стоддарт и вовсе сделал свое состояние на авиации. Недавно он также продал свою авиакомпанию, European Aviation, а теперь хочет освоить новый, относительно молодой, но стремительно набирающий обороты сегмент авиарынка. В планах Стоддарта охватить маршрутами всю Австралию, предложив своим соотечественникам летать за сущие гроши. Вполне в духе Minardi...
Сыновья Пике и Росберга сражаются на тестах
На этой неделе в испанском Хересе сошлись на одной трассе Пике и Росберг.
Речь, однако, идет не о бывших чемпионах мира в автогонках Формулы-1 Нельсоне и Кеке, а об их сыновьях Нельсоне-младшем и Нико. Два молодых пилота участвовали в тестах международной Формулы-3000: Пике пригласила команда Arden, а Росберга – Coloni. Нельсон оказался на секунду с лишним быстрее – возможно, благодаря тому, что работал на тестах на два дня дольше Нико. При этом Пике и Росберг выглядели более чем достойно: в последний день заездов они показали лучшие результаты дня из восьми пилотов.
В конце октября в тестах Формулы-3000 принял участие еще один представитель знаменитой "формульной" фамилии – 24-летний Маттиас Лауда, сын трехкратного чемпиона мира Ники Лауды. Приглашенный командой Arden австриец тестировал автомобиль Формулы-3000 в Имоле, поэтому сравнить его время на круге с результатами Пике и Росберга не представляется возможным.
Уилсону продлили испытательный срок
Команда Jaguar Racing продлила контракт с британским гонщиком Джастином Уилсоном, и теперь он будет работать в составе "дикой кошки" на тестах до конца 2003 года.
"Мы решили продлить контракт на полтора месяца, потому что
в декабре мы начинаем зимнюю испытательную программу, и нам хотелось бы иметь в своем
распоряжении двух пилотов", – сообщил представитель команды. – Для Джастина это будет дополнительная возможность поработать с нами".
Продление контракта с Уилсоном, который провел за Jaguar пять последних гонок сезона-2003, впрочем, не означает, что он будет выступать за команду в 2004 году. Главным претендентом на место напарника Марка Уэббера считается Александр Вурц. Но, по всей видимости, пока австриец не может достичь договоренности с руководством Jaguar.
Виталий Петров на пути в Jordan?
19-летний Виталий Петров может уже в следующем году оказаться в составе команды Jordan Формулы-1.
Поговаривают, что за развитием карьеры россиянина следит сам Эдди Джордан. В минувшие выходные Петров принял участие в заключительном этапе европейского чемпионата Формулы-3000 на "уличной" трассе в Кальяри (Сардиния, Италия)
и занял десятое место. В своей дебютной гонке Формулы-3000 Виталий, до этого гонявшийся в Формуле-Renault, выступал за команду EuroNova, которая имеет тесные связи с Jordan.
Впрочем, при нынешнем незавидном положении Jordan для Петрова все будет зависеть, прежде всего, от спонсоров, которых ему нужно будет найти для получения места за рулем.
Френтцен не будет выступать на овалах
Оставшийся без работы в Формуле-1 Хайнц-Харальд Френтцен отверг один из вариантов продолжения своей карьеры: немец не хочет выступать в американском чемпионате IRL IndyCar, гонки которого проходят исключительно на овальных треках.
"Мы рассматривали такую возможность и даже говорили с Эдди (Чивером, владельцем одной из команд IRL), но потом отказались от этого варианта", – сообщил личный менеджер 36-летнего гонщика Монти Филд.
У Френтцена, несмотря на его почтенный по меркам "большого цирка" возраст, остается возможность продолжить выступления в Формуле-1. Руководитель Jordan Эдди Джордан не скрывает, что хотел бы видеть Хайнца-Харальда в своей команде. Вопрос в том, хочет ли этого сам немец, ведь в сезоне-2003 слабее Jordan была только Minardi.
Патрик Хед подозревает FIA и Ferrari в сговоре
Технический директор команды Williams Патрик Хед считает, что Ferrari одержала победу в чемпионате мира Ф-1 2003 года не без помощи Международной автомобильной федерации (FIA). "Мы пришли к выводу, что в ряде ситуаций Ferrari получила определенную помощь, – говорит британец. – Я испытываю огромное уважение к делегату FIA Чарли Уайтингу, но у меня такое чувство, что он не самостоятелен в принятии своих решений".
Многие уверены в том, что Федерация помогла Ferrari на Гран При Соединенных Штатов, когда главный соперник Михаэля Шумахера Хуан-Пабло Монтоя получил от Уайтинга спорный штраф за стычку с Рубенсом Баррикелло. В результате пилот Williams лишился шансов в борьбе за чемпионский титул.
Между
тем, по мнению Хеда, это не единственный случай, когда FIA заняла сторону Ferrari.
В сентябрьском шинном скандале под вопросом оказались не только "расширяющиеся" покрышки Michelin, но и продукция компании Bridgestone, которую заподозрили в использовании различной резины для передних и задних колес. "(После Гран При Италии) они (FIA) взяли (для проверки) левую переднюю и правую заднюю шину, но особенности трассы в Монце таковы, что на левое переднее и на правое заднее колесо лучше поставить более жесткую резину, а на другие два колеса – более мягкую, – делится своими подозрениями технический директор Williams. – То есть взятые FIA покрышки могли оказаться одинаковыми по своему химическому составу, но при этом Ferrari все равно могла использовать разную резину".
"После всего этого мое доверие к FIA уже не такое, как прежде", – резюмировал Хед.
Хайдфельд боится за свое будущее в Ф1
После трех совместных сезонов Sauber отказался от услуг Ника Хайдфельда. В свои 26 лет немец может остаться без места в Формуле-1. В настоящее время есть вакансии только в командах Jaguar, Jordan и Minardi. Вот только в последнюю вряд ли стоит идти пилоту калибра Хайдфельда.
- Будет просто ужасно, если в следующем сезоне я останусь без места в Формуле-1. Мне 26 лет, и я считаю себя неплохим пилотом. Не хочу осознавать, что все закончилось. Для меня деньги не играют большой роли – я просто хочу остаться в Формуле-1. Сейчас наступили наихудшие месяцы в моей жизни,- комментирует Ник.
По имеющейся информации, в запасе у Ника есть несколько предложений от команд Формулы-1 на должность тест-пилота.
Роб Уокер: ежегодный рейтинг пилотов. Оценки пилотов Формулы-1. 1974 г.
Сезон Формулы 1 1974-го года был лучшим и наиболее захватывающим из всех на моей памяти. По сравнению с прошлыми годами, борьба была более упорной и шла до самого финиша, когда сразу три пилота могли завоевать чемпионскую корону в зависимости от результатов на Уоткинс Глене. Дуэль между McLaren и Ferrari за Кубок Конструкторов также решалась в последней гонке. В первых 11 Гран-При у нас были 7 различных победителей, а однажды в гонке участвовали представители 17 различных стран. Неудивительно, что сложилось так, что это был необыкновенный год!
Для меня год сложился особенно удачно, ведь Yardley McLaren team была великолепна. Вообще-то в команде нас было всего шестеро: Фил Керр, который делил с Тедди Майером должность управляющего директора McLaren; Лео, главным образом конструктор и основатель команды, его я знаю еще со времен моей собственной конюшни, он тогда работал в Lotus; Кэрри, главный механик, раньше он сам выступал в гонках, а затем был личным механиком Брюса МакЛарена; и Грэхем. Все они были новозеландцами. Еще есть Маленький Джон, англичанин, который раньше был здесь агентом Ferrari. В Европе к нам присоединялся водитель грузовика, англичанин Большой Джон. Спонсоры были лучшими из тех, что вы сами можете пожелать. Конечно, для всех нас было ужасным ударом, когда Майк Хейлвуд попал в аварию, и команда сильно скучала по нему остаток сезона. Подводя итог, я должен сказать, что очень многое узнал о том, как правильно вести
дела в современной Формуле 1.
Еще одно, что сделало год гораздо более приятным, это сотрудничество между организаторами этапов и участниками, в значительной степени развившееся, благодаря Ассоциации Конструкторов и ее выдающемуся секретарю Питеру Макинтошу. И еще, все участники получили личные пропуска и пропуска на машину, которые гарантировали достаточно места для парковки и действовали почти на всех этапах. Большая площадь отводилась под стоянку грузовиков, где механики могли работать над машиной без любопытных взглядов зевак. Казалось, у организаторов появилось больше идей, как можно повысить интерес к серии, и в целом все они старались быть более полезными (конечно, с некоторыми неизбежными исключениями); все это в целом и сделало много для того, чтобы гоночный сезон получился отличным.
Каждый год после окончания сезона я рискую навлечь на себя чей-то гнев, но все равно оцениваю пилотов. В этом году это будет труднее обычного, ведь многие из них были так близки. Все еще больше усложняется из-за различных характеристик болидов, которыми они управляли. В 1974-ом, чтобы оставаться на острие борьбы болиды должны были модернизироваться и улучшаться, по крайней мере, каждые 3 гонки. Конечно, на некоторых трассах одни команды выглядели лучше других, на других - наоборот; кроме, пожалуй, Ferrari, которые последовательно были лучшими повсюду. Если команда начинала откатываться назад, и ее болиды становились неконкурентоспособными, то легче всего было обвинить во всем пилота и объявить, что он потерял былую хватку. Также важную роль в выступлениях команд сыграли шины, ведь на определенной трассе Goodyear могла проводить тесты только с одной командой и в соответствии с результатами
производила шины, но уже на гонке они могли не подходить другой команде - или даже той же команде, учитывая значительные изменения болида. Принимая во внимание столько много факторов, для ошибок можно было найти множество оправданий.
Начнем мы, конечно же, с Texaco-Marlboro Team of McLaren. Что за чудесный сезон провела эта маленькая фирма! Выигрыш Индианаполиса - впервые с заводской техникой, последовавшая затем победа Эмерсона Фиттипальди в личном зачете Мирового Чемпионата, а также завоеванный McLaren Кубок Конструкторов. Подобное выдающееся достижение прежде удалось лишь одной конюшне, Lotus в 1965-ом. M23 зарекомендовал себя еще в 1973, и этот сезон они начали очень хорошо, но после первых нескольких гонок стало очевидно, что без значительной модернизации они не смогут оставаться достаточно быстрыми. Так что Гордон Коппак перепроектировал подвеску, Эмерсон провел дополнительные тесты, и вместе они снова сделали болид конкурентоспособным. Это уже не были лучшие машины пелотона, но в связке с опытной и умелой командой и исключительным пилотом они всегда оставались такими или около того. Девизом McLaren должно стать
"Вы не можете победить в гонке, если не финишируете," так как основной их задачей было пройти всю дистанцию без механических проблем. Ничто не оставлялось на волю случая, например перед каждой гонкой коробка передач заново перебиралась. Ко всему остальному относились в том же ключе, это было затратно, но в итоге оправдало себя.
Что касается пилотов Texaco-Marlboro, я даю Эмерсону Фиттипальди 9 из 10 возможных баллов, ведь ни для кого не стало сюрпризом то, что он стал Чемпионом Мира. Теперь, когда все уже закончилось, это легко утверждать, и вы можете спросить меня, почему же я не ставил на него перед началом сезона. Это будет справедливый вопрос. Эмерсон - необыкновенно интеллигентный пилот, кроме того он невероятно компетентен и никогда не делает больше того, что необходимо для победы в гонке или финиша на том месте, на котором ему необходимо быть в данный момент. Кто-то из Ferrari как-то сказал мне, что Эмерсон необычайно удачлив, но нельзя всегда быть на самом верху только благодаря удаче.
Я всегда считал Эмерсона очень аккуратным пилотом, поэтому я был немного потрясен в конце сезона. Он буквально снес бордюрный камень с обеих сторон первой шиканы в Монце только для того, что бы попытаться пройти Петерсона. Позже Денни рассказал мне, что когда он следовал за Кофейным Бобом на практике в Уоткинс Глене, тот использовал всю ширину дороги, а иногда и больше, но ей-богу он был быстр. Естественно Фиттипальди останется с Texaco-Marlboro во второй год своего двухгодичного контракта.
Напарнику Эмерсона Денни Хьюму я даю 8 баллов, и я по-прежнему считаю, что когда он хочет, он может быть одним из быстрейших гонщиков серии. Я думаю, Денни достаточно сильно разочаровался в автогонках в этом году, и для него было счастьем, когда сезон наконец завершился. К нему и относились как ко второму пилоту, я помню, как спросил его, почему спонсоры не порадовались его второму месту в Австрии. Он только и ответил: "Я думаю, они отправились по домам после того, как Кофейный Боб сошел."
Денни никогда не выкладывался на тренировках, особенно по мокрой трассе, и он не старался проявить себя в толчее на первых кругах гонки, хотя иногда от него и требовалось лучшее выступление чем то, которое он демонстрировал. Но он был удивительно последовательным во всем и постоянно нацелен на финиш в очках. Он ушел из гонок, и как ушел: у него были и победа и второе место, итоговое 7 место в личном зачете; он ушел, все еще находясь в отличной форме. Мы будем очень скучать по нему, а я особенно. Он мог стать Медведем-Гризли, но стоило показать ему мед, и он становился очень мягким. На момент написания статьи имя его преемника еще не было названо, но, по общему мнению, это будет Йохен Масс.
Ferrari провела неудачный сезон. Машина явно была самой быстрой в пелотоне, но они как-то ухитрились проиграть чемпионат. Все пошло не так, когда Лауда не смог победить в Гран-При Великобритании и не дотянул до боксов на последнем круге, чтобы завоевать 5-ое место. Это действительно расстроило его, хотя ему присудили и эти два очка перед Канадой.
Уже годы, если Ferrari едут особенно быстро, в паддоках Формулы ходит шутка: "О, они ухитрились поставить 4,5 литровый мотор." Они должны были легко победить в Монце, такое подавляющее преимущество они имели, но я думаю, что моторы не выдержали из-за того, что были слишком форсированны. После Монцы дежурная шутка изменилась: "На 4,5 литровом моторе было слишком сложно наращивать обороты, и они поставили 3-хлитровый." Это была окончательная точка их краха; затем, когда Регаццони попал в аварию перед Уоткинс Гленом, где прежде Ferrari ни разу не выигрывала, то Гарцующий Жеребец окончательно сбился с пути и уже не смог вернуться.
Ники Лауде я даю 8 очков. Без сомнения, он стал самым большим сюрпризом этого сезона, завоевав 9 раз поул. Он все время был под жестким и беспощадным прессингом со стороны Регаццони, и между ними не было ни намека на сотрудничество или командный дух вплоть до Уоткинс Глена, где Ники не смог победить. Единственное очко я снял с Ники, так как думаю, что он потерял уверенность в себе после британского Гран-При. Его везение на протяжении последних 6 гонок было просто ужасным: прокол шины в момент лидирования, авария по его вине на первом круге, взрыв мотора, когда он уверенно лидировал, авария, когда он снова шел первым, и, наконец, неожиданная поломка амортизатора.
Регаццони я присуждаю всего 7 очков, что может показаться неоправданным, ведь он одно время лидировал в личном зачете и почти выиграл чемпионат. Но он должен был набрать меньше очков, чем Лауда, и на многих трассах у него были того или иного рода аварии, чаще всего на практиках. Большинство из них были незначительными, но последняя, на тестах в Уоткинс Глене была серьезной и стала решающей как для самого пилота, так и для его команды.
После Аргентины, где Клей поучаствовал в завале на первом круге, но смог выбраться из него, он изменил стиль своего пилотажа и стал менее опасным скакуном. Его выступление на Нюрбургринге было образцовым, возможно из-за того, что Лауда сошел на первом круге. За несколько дней до Уоткинс Глена Ники сказал мне: "В последний день тренировок я всегда настраиваю свой болид с полными баками, вот почему он так хорошо ведет себя на старте, а Клей всегда имеет недостаточную поворачиваемость." Я спросил: "Ты не сказал ему об этом?" Он усмехнулся и ответил: "Ты, должно быть, шутишь, меня это совершенно не касается". В следующем году и Лауда и Регаццони останутся в Ferrari, пилотируя новые болиды.
Elf Tyrrell 007 стал очень хорошим болидом, после того как его привели в порядок, и Дереку Гарднеру удалось поддерживать его конкурентоспособным весь сезон. Он оказался гораздо менее восприимчивым к разным типам трасс, чем его предшественники, но была одна трасса, где он чувствовал себя как рыба в воде, в Швеции. Почему? Точно никто не знает.
Джоди Шектер, которому я даю 8 баллов, весь сезон оставался под плотным, но честным контролем со стороны Кена Тиррелла и утратил большую часть своего буйного нрава. Ни разу я не слышал претензий к его пилотажу, по ходу сезона он продолжал прогрессировать и стал серьезным пилотом, так что в 1975-ом он должен стать одним из главных претендентов на чемпионский титул. Надо отметить, что 74-ый - был его первым полным сезоном в F1, он до самого конца имел шансы на общую победу и выиграл шведский и британский этапы.
Патрик Депайе под руководством Кена Тиррелла провел очень ровный сезон, лучшее выступление у него было в Швеции, где он завоевал поул и завершил гонку на втором месте. Если бы он стартовал не так плохо, то мог бы выиграть свой первый Гран-При. Временами казалось, что он ввязывается в борьбу исключительно с Yardley McLaren, сперва с Майком в Южной Африке, Бельгии и Дижоне, затем с Йохеном Массом в Уоткинс Глене. Я присуждаю Депайе 7 баллов. И он, и Шектер остаются в Elf Tyrrell.
Brabham провел свой лучший год, с тех пор как Джек покинул кокпит в 1970-ом. BT44 оказался очень удачным болидом, построенным крайне талантливым южноафриканцем Гордоном Мюрреем. Он был великолепен на быстрых трассах, возможно из-за своей отличной аэродинамической формы и узкой колеи, но на медленных кольцах он не был так хорош. В действительности, я был полностью огорошен, когда Рейтеманн лидировал в Аргентине и Бразилии, а затем выиграл в Южной Африке. Неожиданно он не был столь хорош в Хараме и Монако и я уж решил, что он потерял форму.
Карлосу Рейтеманну я даю 9 очков. Единственным его недостатком я вижу то, что одно время он был склонен к фальстартам, но к концу сезона он справился с этим. Его пилотаж в Аргентине был одним из лучших, что я видел за все время, и то, что у него закончилось горючее за два круга до финиша, что и помешало ему выиграть свой Большой Приз, стало жестоким ударом судьбы. Но он воспринял это очень достойно, как он воспринимал и все остальное, за что и был вознагражден, победив на этапах в Южной Африке и США. Карлос не много говорит, особенно о своем болиде, но я испытываю к нему глубокое уважение и как к гонщику, и как к человеку.
Карлосу Пасе я даю 8 очков. Если его техника в порядке и ему есть ради чего стремиться к победе, то он полностью оправдывает свою репутацию и становится одним из быстрейших пилотов. Он неудачно начал сезон с Surtees и был очень недоволен машиной, хотя и завоевал 4-ое место в Бразилии, в своем родном городе. Где-то после пяти этапов, он решил, что с него достаточно и Берни Экклстоун из Brabham организовал выкуп его контракта. Немного времени ему потребовалось, чтобы притереться и уже ближе к концу сезона дела пошли на лад, и хотя у него случилась проблема с топливом, когда он в Австрии шел вторым, он смог побить рекорд круга. Затем в Уоткинс Глене он завершил гонку на великолепном втором месте и снова установил лучший круг. Карлос, несомненно, в ближайшее время выиграет Гран-При; оба Карлоса остаются в Brabham и правильно делают.
Был еще и третий Brabham, пользовавшийся поддержкой команды, но всегда получавший новейшие разработки уже после основной команды: Goldie Hexagon Brabham, ведомый Джоном Уотсоном. Goldie - это строительная компания, Hexagon - гаражная группа. В качестве частной команды они провели крайне ровный сезон и несколько раз набрали очки в зачет чемпионата, завершив год отличным 5-м местом в Уоткинс Глене. В отличие от основной команды, которая использовала шины Goodyear, Уотсон ездил на Firestone, но казалось, он ничуть не мучился из-за этого, и, когда в Монце ему предоставили BT44, он был медленнее крайне незначительно. Я даю Джону 7 баллов и думаю, мы снова увидим его на трассе в 1975-ом году. К сожалению Goldie и Hexagon уходят из гонок из-за экономической ситуации в Англии, и на момент написания статьи ожидается, что Уотсон займет место во втором Hesketh или, если Икс решит уйти, то он может оказаться
в JPS.
Для Колина Чэпмена с JPS это был не лучший год, но, выиграв 3 Гран-При, он и не провалил его. Пару лет назад Колин сказал мне, что не следует выигрывать чемпионат два года подряд, поскольку это только сделает тебя непопулярным, ведь публика любит видеть на вершине разные лица. JPS выиграла оба Кубка в 1972-ом, Кубок Конструкторов в 73-ьем, так что в этом году команда не могла побеждать. 76-ой, который должен был стать новым болидом на весь сезон, оказался не столь хорош, и такое новаторство как автоматическое сцепление пришлось отложить на будущее. Команда вернулась к старому 72-ому, но ближе к концу сезона стали использовать оба, и 72 и 76, и в Монце Петерсон выиграл на 72-ом. Я ожидаю, что в следующем году они вернутся в схватку за лидерство с Ронни за рулем.
Ронни Петерсону я даю 9 очков. Он наиболее талантливый и одаренный пилот в Формуле 1 и обладает потрясающей способностью к контролю автомобиля. Единственно чего может не хватать СуперШведу, так это тактического мышления и способности планировать свою гонку. Перед началом сезона он сказал мне: "Я не выиграю вплоть до Монако". Так и произошло. Затем его победы в Дижоне и в Монце были как под копирку. Несколько раз в этом году на тренировках он попадал в аварии, самая серьезная приключилась в Зандвоорте. Ронни - лучший кандидат для интервью после гонки, он всегда очень скромен. Он подписал контракт с JPS еще на 2 года.
Джеки Икс получает 7 очков. Он мог бы быть более успешен, но провел типичный для второго пилота Lotus год. Всегда одно и тоже; если и были два пилота Lotus очень близки друг к другу, то это было, когда вместе выступали Фиттипальди и Петерсон, но тогда Эмерсон был недоволен. Джеки все еще очень компетентный гонщик и по-прежнему лучший под дождем, что он и продемонстрировал, выиграв Гонку Чемпионов в Брандс Хэтче. Лучшим его финишем стало 3-ье место в Бразилии и Британии. Когда я спросил его о планах на 1975 год, он сказал: "Мой контракт с JPS действителен еще один год."
UOP Shadow провели неудачный сезон. Болид явно был удачно сконструирован, был быстрым и очень легким. Но затем произошел трагический несчастный случай и погиб Питер Ревсон, который был достоин, по крайней мере, 8 очков. Был приглашен Брайан Редман, но всего через 2 этапа он решил, что предпочитает Формулу 5000. Тем временем Жарье выступал неплохо и занял отличное 3-ье место в Монако. На место Брайана взяли Тома Прайса, но хотя он неплохо смотрелся на тренировках, во Франции и Зандвоорте он попадал в аварии уже на первом круге. Затем Жан-Пьер Жарье попал в аварию на пит-лейне в ЛеМане и сильно повредил запястье, которое беспокоило его вплоть до Австрии. К концу сезона он снова набрал форму, и я даю ему 7 очков. Том Прайс выглядел хорошо, особенно на Гран-При Великобритании, но затем он попал в очень неприятную аварию в гонке Формулы 2 в Энне, и я думаю, это отбросило его назад. Он набрал единственное
очко в Германии, но я думаю, у него хорошие перспективы и даю ему 6 баллов. Оба гонщика остаются с UOP Shadow. На машине Жарье они испытывают моторы Matra, и если тесты будут успешными, возможно они будут установлены на оба болида.
У March была достойная техника, которая на старте сезона показывала неплохие результаты даже, несмотря на то, что оба гонщика команды, Ганс Штук и Витторио Брамбилла, были новичками в Формуле 1. Ганс Штук, сын известного довоенного гонщика Auto Union Ганса фон Штука, начал сезон очень хорошо и смотрелся так, как будто собирался стать открытием сезона. По ходу сезона он заслужил себе прозвище Штук-Обочина и смог завоевать 5-ое место в Южной Африке и 4-ое - в Испании. Затем настал черед Монако, где он сгоряча попытался пройти Ханта после Mirabeau. Его вышвырнуло с трассы, бросило на ограждающий барьер, отбросило обратно на трассу, и окончательно он разбил болид уже о противоположный барьер. Казалось, эта авария окончательно лишила его мужества, и он уже никогда не обретет форму. В Дижоне ему не удалось квалифицироваться; и Брамбилла, который разбил свой болид, взял его машину и хорошо выступил
в гонке. В Уоткинс Глене опять по необъяснимым причинам Ганс не квалифицировался. Возможно, он увидел девушку, с которой хотел бы пообщаться поближе, ведь он знаток по части женщин. Я даю Штуку 5 очков и думаю, он останется в March на следующий год.
Витторио Брамбилла пришел из Формулы 2 с репутацией в некотором роде буйного человека, но очень скоро он оставил все это в прошлом и стабильно прогрессировал по ходу сезона, становясь очень компетентным пилотом. Он отличный механик, часто сам ремонтирующий свои болиды, и он никогда без необходимости не сожжет мотор. Витторио владеет мастерской поблизости Монцы, и свое лучшее выступление он провел именно там, когда одно время шел 4-ым, пока у него не начались проблемы. Он набрал всего одно очко в чемпионате, а я даю ему 6 очков Роба Уокера. Думаю, он продолжит выступать за March, конечно, если они сами останутся в гонках.
BRM хорошо выглядели с новым P201; Жан-Пьер Бельтуа финишировал на великолепном 2-ом месте в Южной Африке, стал 5-ым в Аргентине и Бельгии. После этого мотору, казалось, стало не хватать мощности, хотя обещалось иное. Когда он чего-либо добивался, мотор разваливался, но Бельтуа не сдавался и он, безусловно, достоин 7 баллов. Как бы то ни было, он сказал мне, что если ему не предоставят достойную машину на 75-ый год, он уйдет из Формулы.
Анри Пескароло, который выигрывал в ЛеМан 3 года подряд, всегда казался лишним в BRM, и редко получал там достойный болид, даже в тех случаях, когда вообще получал. Анри никогда не был выдающимся гонщиком Формулы 1, но, учитывая уровень техники, на которой он выступал, трудно его оценивать. За прошедший сезон, а он не набрал ни одного очка, я не могу дать ему больше 4 баллов и сомневаюсь, что он останется в BRM.
Франсуа Мижо попал точно в такую же ситуацию, как и Пескароло, не имея достойного болида, и временами я слышал жалобы от пилотов, что Франсуа - это подвижная шикана. Ему я также даю 4 балла и не думаю, что он продолжит выступления за BRM. Тим Парнелл, сын известного гонщика Рэга Парнелла, выступавшего одно время в моей команде, был менеджером BRM на протяжении 8 лет и без устали работал на них. Но после Уоткинс Глена он сказал: "Думаю, я откажусь от всего этого, Роб, и вернусь обратно к фермерству".
Конюшня Surtees провела катастрофический год и менее преданный гонкам, чем Джон Сертиз, человек сдался бы после некоторых из ударов, которые он перенес. В начале сезона болиды были неплохи, и у него были два действительно хороших пилота, Пасе и Масс. Но затем начались поломки подвески, а когда все было исправлено, машина стала либо плохо управляемой, либо слишком медленной. Сперва Пасе проявил недовольство всем этим и, покинув болид, в Швеции отказался продолжать выступление, а после пропуска Зандвоорта Сертиз разорвал контракт с Пасе. А затем Йохен Масс, которому я даю 7 баллов, после Гран-При Британии решил, что с него тоже достаточно. Его уговорили остаться на Гран-При Германии, где он провел роскошную гонку и шел 4-ым, когда на середине дистанции его мотор взорвался. Окончательно Масс ушел из Surtees перед североамериканскими этапами и занял место Майка Хейлвуда в Yardley McLaren и провел
по настоящему великолепную гонку в Уоткинс Глене.
Худшего за всю свою историю положения Surtees достигла в Австрии; что сделало положение еще хуже, начались разногласия между Surtees и их спонсором, Bang and Olufsen. B and O в итоге вышли из игры. Пробовались множество пилотов: Дерек Белл, Жан-Пьер Жабуй, Жозе Долем, но всем им не удалось квалифицироваться в Монце. Затем, на Моспорт и Уоткинс Глен, Джон нашел нового пилота, молодого австрийца Хельмута Койнигга. Он хорошо выступил в Канаде, финишировав 10-ым, квалифицировался в Уоткинс Глене и, все шло хорошо, пока на 10-ом круге его не выбросило с дороги, ударило об отбойник и он погиб. На пути домой из Америки Сертиз сказал Грэхему Хиллу, что он отказывается от формулы, но, зная Большого Джона Сертиза, я сомневаюсь.
Фрэнк Уильямс располагал хорошим болидом Iso Marlboro, причем настолько хорошим, что, когда Джеймс Хант провел тесты на нем в Швеции, то выразил недовольство своим Hesketh. В качестве пилота №1 у Фрэнка был невысокий Артуро Мерцарио, который стал героем одной из самых счастливых историй сезона. Я даю ему 7 очков. Всегда заряженный на борьбу, иногда даже слишком, он провел великолепные гонки в Монце (пришел 4-ым) и Уоткинс Глене, где он преследовал Фиттипальди почти до конца, когда внештатно сработал его огнетушитель и залил всю электронику.
На место второго пилота Фрэнк пробовал Тома Белсо, Гийс ван Леннепа и Жабуя. Никого из них я не оцениваю больше чем в 4 балла. Затем в Германии Фрэнк попробовал Жака Лаффита, он оказался ответом на все вопросы. Иногда он был даже быстрее Артуро; ему я даю 6 очков, хотя в чемпионате ему не удалось набрать ни одного.
Постоянно ходят слухи, что Фрэнк Уильямс разорен, но он упорствует с широкой ухмылкой на лице. Несомненно, он заслуживает немного удачи, за то, что никогда не отступает, если он все еще будет здесь в 1975, то я уверен, что Мерцарио и Лаффит останутся с ним.
Я представляю, что у читателей есть некоторые сомнения по поводу моих чувств к команде лорда Хескета: я уверен, они великолепны и вносят столь необходимый свежий ветер в мир Формулы 1. Под всем их клоунством и шутовством скрывается серьезный и деловой подход к делу. В 1974-ом у них был плохой старт, но когда они прибыли в Северную Америку с новым болидом, они завершили сезон в лучах славы, завоевав 4-ое место в Моспорте и 3-ье в Глене, что сделало Ханта 8-ым в личном зачете чемпионата. Я обнаружил, что довольно сложно решить, сколько очков дать Джеймсу Ханту, и остановился на 7-ми, из-за его плохого выступления сперва и отсутствия удачи после, он, как сказал лорд Хескет, "установил новый рекорд, завершив всего три круга за три Гран-При подряд." Дважды он попадал в завалы на первом круге, причем вину за один из них я возлагаю на него. Мы конечно еще не раз увидим его, и однажды я надеюсь увидеть,
как команда Hesketh выигрывает Гран-При. Они уже имеют отличную победу в незачетной гонке Формулы 1 Daily Express Race на своем родном автодроме, в Сильверстоуне. Естественно Хант остается с Hesketh. Если они выставят второй болид, а лично я думаю, это будет неблагоразумно, то управлять им будет Уотсон или Хейлвуд.
Мне грустно говорить, но Yardley покидаем Yardley McLaren; на данный момент Майку Хейлвуду всё еще требуется трость для ходьбы, хотя вскоре он поправится. У него было много предложений, но если он сможет найти американского спонсора, то сам он хотел бы пилотировать совершенно особенный F5000 McLaren в Штатах. Я даю Майку 7 баллов. Он хорошо начал сезон, и я думаю, в каждой гонке Майк шел так, что либо он зарабатывал очки в зачет чемпионата, либо был на очковой позиции на момент схода, за исключением лишь Испании. Затем произошла эта ужасная авария на Нюрбургринге за полтора круга до финиша, когда Майк шел 5-ым. Я уверен, он хорошо выступил бы в Австрии, Монце и Глене. Дэвид Хоббс весьма достойно заменил его на две гонки, а затем в Северной Америки его сменил Йохен Масс.
Embassy Hill Lola прогрессировала по ходу сезона и под конец шла довольно неплохо. Грэхем начал сезон с Гаем Эдвардсом в качестве второго пилота, но как только тот освоился в Формуле 1 и хорошо провел гонку в Швеции, он сломал запястье в Формуле 5000, и это оставило его за бортом на оставшуюся часть сезона. Я даю Гаю 5 очков, но если бы он закончил сезон, то должен был бы выступить лучше. Питер Гетин, как опытный пилот, был приглашен на одну гонку, но другие его обязательства не позволили ему продолжить. Место получил Рольф Штоммелен и он квалифицировался лучше, чем когда либо до этого, так что я даю ему 6 очков. Похоже, он также подстегнул и Грэхема, и в конце сезона тот выступал очень хорошо. Рольф подписал контракт с Embassy Hill Lola на 1975 год и помог команде заполучить плоский 12-тицилиндровый мотор Alfa Romeo.
Грэхем Хилл - выдающаяся личность. В прошлом году ему было 45, он нес всю ответственность за выступления своей команды, помимо миллиона других вещей, включая обязанности президента Ассоциации Пилотов Гран-При; и при всем этом он еще и выступал лучше, чем когда либо с момента его аварии. Мы все были рады видеть, как он заработал очко в Чемпионате в Швеции и я даю ему 6 баллов. Как всегда было некоторое количество спекуляций на тему его ухода из гонок, и похоже сейчас самое время спросить его об этом, ведь я пишу эти строки, летя в Джерси на Hillairious Airways вместе с Грэхемом и Бетти Хилл и моим секретарем Энн Гловер. Грэхем должен переговорить там с Советом Директоров.
Было нелегко поговорить с Грэхемом, ведь в самолете он носит наушники, но, наконец, я смог прорваться и он ответил: "Я действительно не знаю, когда прекращу гоняться. Я не хочу сбивать вас с толку, но я просто не знаю. Я наслаждаюсь вождением и хочу продолжать, но я должен столько всего делать - управлять командой, разбираться с финансами, еще GDPA (прим. пер. Ассоциация Пилотов Гран-При). Еще я должен договариваться с организаторами, инспектировать трассы и, наконец, общаться с глупыми журналистами, вроде Р.Р.С.Уокера. Действительно, я делаю всё, кроме председательствования в Ассоциации Конструкторов".
Ensign, построенным Мо Нанном, по ходу сезона управляли различные пилоты, начинал Рикки фон Опель, затем был Верн Шуппан, и, наконец, Майк Уалдс. Машина проваливалась в квалификациях должно быть такое же количество раз как и успешно выступала, было много разочарований, но они упорствовали и настроены продолжать в следующем сезоне.
Фон Опель, которого я считаю крепким спортивный гонщиком, провел очень достойные гонки, но сам он не был доволен собой и посреди сезона он ушел. Я даю ему 4 очка. Верн Шуппан был их лучшим пилотом, и я уверен, мы еще не раз увидим его. Верн думал, что Ensign следует проводить больше тестов, и по этому поводу у них были разногласия. Я даю ему 5 баллов, но если бы он остался с командой, то, я уверен, он заслужил бы большего. Майк Уалдс выложился весь, чтобы квалифицироваться в Уоткинс Глене, и я даю ему 4 очка.
Trojan, спроектированный Роном Торанэком и под управлением его земляка австралийца Тима Шенкена, появился только в Европе. Даже тот, кто обладает таким огромным опытом как Рон, должен допускать, что после пропуска нескольких лет все будет гораздо сложней, чем он предполагал. Как бы то ни было, к Монце Торанэк сделал машину готовой к борьбе, и они выдали хорошую гонку, вплоть до схода из-за поломки коробки передач. Я даю Тиму 5 очков, и уверен, что если бы он продолжил выступления на североамериканских этапах, то их было бы 6. Жаль, но, похоже, из-за финансовых проблем Trojan мы больше не увидим.
Теперь, что касается двух американских конюшен, которые появились только в Моспорте и Уоткинс Глене. Vel's-Parnelli Jones - это крайне профессиональная команда, не испытывающая недостатка ни в вопросе финансов, ни в штате высококлассного персонала: их усилия, чтобы попасть на второй ряд стартовой решетки в Уоткинс Глене, были просто выдающимися. Я могу только пожелать, чтобы обстоятельства не помешали нам и дальше следить за ними, ведь какова у них команда. Эндрю Фергюсон, гоночный директор, бывший менеджер команд Cooper и Lotus. Дик Шкаммел - менеджер команды, бывший менеджер команды Lotus. Маурицио Филиппе - также бывший сотрудник Lotus, и конструктор все еще знаменитой модели 72. О Parnelli Jones Колин Чепмен сказал так: "Это в точности как я представлял себе нашу 76-ю и не удивительно, ведь ее спроектировал Маурицио". Пилот Марио Андретти должен получить 8 баллом в любом рейтинге; единственное
в чем я могу его упрекнуть, так это в том что он склонен думать, что гоночную машину можно списать в расход. Возможно в Vel's-Parnelli Jones они так не думают, но мне кажется, что не так уж невозможно для них выиграть Чемпионат Мира 75 года.
First National City Travelers Checks Special Роджера Пенске - более мелкая команда, но несмотря на это весьма эффективная, с обычной для Пенске великолепной организацией дела. Они также имели свои проблемы, не сумев притереться к особенностям мотора Cosworth Ford. Я не могу оценить Марка Донохью, ведь я слишком мало видел его в Формуле 1 (всего 3 раза, если быть точным). Но одно я могу сказать точно, ему будет крайне сложно, ведь он только что вернулся в гонки. Когда пилот гоняется почти каждую неделю, он поддерживает на определенном уровне и физическую форму, и, что более важно, психологическую. А когда он уходит в отставку, то автоматически расслабляется, и, я думаю, очень сложно вновь набрать должную психологическую уверенность. Без сомнения многие пилоты скажут, что я говорю со своей колокольни или что-то вроде этого. Как бы то ни было, несмотря на все проблемы, в наступающем сезоне
я ожидаю от Penske борьбы ближе к верхней части пелотона.
Выступали и другие команды, такие как Token, Scuderia Finotto, Maki, AAW Surtees, Amon и периодически дополнительные Brabham'ы. Были и различные пилоты, такие как Крис Амон и Хауден Гэнли, всегда отличные и достойные выступать в большинстве команд; Ян Эшли и Эппи Витцез, которые впечатлили; Джерард Лярусс, прославившийся за рулем спорткаров; Карло Фачетти, Тедди Пилетте и Лео Киннунен, летучий Финн, который действительно никогда не сбавлял темп. И, наконец, Лелла Ломбарди, которая примерила на себя роль лучшей женщины за годы, или, по крайней мере, лучшей женщины-гонщика.
Я не знаю, сколько команд покинут гонки в сезоне 75, но одна точно присоединится к нам, кроме двух американских, появится еще один болид, спроектированный и построенный в Бразилии, управлять им будет Уилсон Фиттипальди. Кто знает? - возможно, 1975 будет даже лучше.
Road & Track, February 1974.
|